Нотариат в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа эффективности осуществления институтом нотариата нотариальных действий, определенных Законом Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).
Достижение главной цели дипломной работы реализуется через решение следующих взаимосвязанных задач:
1) Раскрыть понятие нотариата.
2) Отразить историю становления и развития нотариата в Республике Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…... 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………... 6
1.1. Понятие нотариата и нотариальной деятельности
по законодательству Республики Казахстан……………………………………..... 6
1.2. История возникновения и развития нотариата в Республике Казахстан….. 11
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ... 22
2.1. Понятие и виды нотариальных действий……………………………………. 22
2.2. Основные правила совершения нотариальных действий………………....... 33
3. ОСОБЕННОСТИ НОТАРИАТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……….. 41
3.1. Роль частного нотариуса в системе нотариата РК………………………….. 41
3.2. Некоторые проблемы нотариата на современном этапе…………………… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 59

Файлы: 1 файл

diplom_work.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

В целом, на сегодняшний день казахстанское законодательство о нотариате еще недостаточно способствует реализации конституционных прав, принципов развития и существования государства и общества. Необходим новый принципиальный подход к правовому регулированию нотариальных отношений посредством решения следующих задач.

    • Развивать активную роль нотариуса в общественных отношениях, расширить перечень нотариальных действий, направленных на обеспечение законности и устойчивости гражданского оборота, снижение судебных споров между хозяйствующими субъектами.

    • Упорядочить правоотношения нотариусов и органов государственной власти и управления.

    • Создать систему гарантий конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь в рамках функционирования нотариата, которая должна включать в себя: требования, предъявляемые к организации нотариального дела, к статусу нотариуса, нотариальному процессу, управлению нотариальной деятельностью; закрепление гарантий о ее оказании лицами, имеющими необходимую квалификацию; параметры поэтапного подтверждения квалификации будущего нотариуса, имеющие собственные задачи, в своей совокупности направленные на получение требуемой высочайшей квалификации.

    • Законодательно определить адекватные и обоснованные размеры оплаты действий частных нотариусов, которые соответствовали бы интересам всех сторон нотариальных правоотношений, способствовали обеспечению независимости нотариата, его антикоррупционности, а также соответствовали принципу доступности нотариальных действий для каждого.

    • Уточнить основания приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса. Ввести конкурсный отбор лиц, претендующих на право занятия нотариальной деятельностью; установить критерии определения максимального количества должностей нотариусов в административно-территориальной единице, разработать основания проведения конкурса на занятие должностей частных нотариусов и внедрить объективные параметры определения результатов конкурсного отбора.

    • Осуществить ревизию правил совершения нотариальных процедур. Определить порядок хранения документов в нотариальных архивах. Необходимо определиться в вопросе хранения документов – это должен быть специальный государственный или частный нотариальный архив.

    • Законодательно регламентировать права, обязанности, ответственность уполномоченных должностных лиц, осуществляющих нотариальные действия, что позволит определить их статус, создать правовые основы осуществления ими нотариальных действий. Законодательно закрепить положение о равной юридической силе документов, оформленных нотариусом, и лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий в пределах своих полномочий.

    • Повысить значимость и юридический вес нотариально оформленных документов, придать им качества законности, достоверности, исполнительной и особой доказательственной силы. Необходима норма об освобождении от доказывания обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе, если эти обстоятельства и (или) данное нотариальное действие нотариуса не подлежат оспариванию или обжалованию при рассмотрении гражданского дела.

    • Усилить роль нотариальных палат. Необходима детальная регламентация правового положения, компетенции территориальных нотариальных палат и Республиканской нотариальной палаты, уточнение статуса их руководителей.

    • Реализовать условия вступления казахстанского нотариата в Международный союз нотариата» [55].

В 2013 году приняты Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 122-V «О гарантированной государством юридической помощи», а также Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите» (не введен в действие). Думаем, что эти законы, а также те, что будут приняты в будущем, еще не раз всколыхнут нотариальное сообщество, вызывая дискуссии и бурные обсуждения, что в итоге послужит становлению надежной законодательной основы казахстанского института нотариата.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав нормы современного казахстанского законодательства относительно института нотариата, а также исследовав теоретический и практический материал по данной теме, можно сделать следующие выводы:

    • Основными нормативными актами, на которых строится функционирование нотариата в Республике Казахстан, являются Закон Республики Казахстан «О нотариате», Правила совершения нотариальных действий нотариусами, Правила по нотариальному делопроизводству, нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан, Гражданско-процессуальный кодекса, Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье и мн. др.

Современное законодательство об институте нотариата – это большой целый комплекс как нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок совершения нотариальных действий, так и разноотраслевые НПА, отправной точкой которых является Конституция Республики Казахстан.

Нотариат в Республике Казахстан – это правовой институт, оказывающий квалифицированную юридическую помощь, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий.

К институту нотариата относятся не только государственные нотариальные конторы и частные нотариусы, к ним также относятся уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, должностные лица консульских учреждений Республики Казахстан и иные лица (главные врачи, капитаны судов и др.), совершающие в определенных условиях нотариальные действия в пределах свих полномочий.

    • В советский период истории Казахстана нотариат играл незначительную роль в жизни гражданского общества и носил по большей части номинальный характер. Однако уже в тот период нотариальные органы советского Казахстана были сформированы во всех регионах Казахстана, эта сфера была обеспечена квалифицированными юристами, осуществлялся государственный контроль за совершением нотариальных действий. Уже в советское время управленческие и контролирующие функции за деятельностью нотариусов были законодательно закреплены за Министерством юстиции и территориальными органами.

Суть основной реформы нотариата, отраженной в законодательстве о нотариате, заключается в том, что в настоящее время в едином экономическом пространстве будут сосуществовать два нотариуса: государственной и частнопрактикующий. Разница между государственным и частным нотариусом заключается в том, что государственный нотариус отдает пошлину за совершение нотариальных действий государству и получает гарантированную заработную плату, частнопрактикующий нотариус взимает тариф, который остается у него целиком (исключения налоги и другие выплаты, предусмотренных законом).

    • Нотариальная деятельность – это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим законом о нотариате и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Принципы нотариальной деятельности в Республике Казахстан – это законность, независимость, тайна нотариальных действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

    • Основные правила совершения нотариальных действий закреплены в законе о нотариате. Ранее они были конкретизированы в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами в Республике Казахстан от 28 июля 1998 года № 539, но на сегодня эта инструкция утратила силу. Сейчас закон о нотариате конкретизирован Правилами совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденными Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 31, Правилами по нотариальному делопроизводству, утвержденными Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 32.

    • Любой гражданин или юридическое лицо может обратиться к любому из нотариусов. При получении отказа от нотариуса в совершении нотариальных действий нотариус обязан предъявить письменное мотивированное заключение о причинах отказа (как правило, это происходит в случаях, когда необходимы действия, которые выходят за рамки полномочий нотариуса, так как виды нотариальных действий четко регламентированы законодательством Республики Казахстан).

    • Нотариальные действия обладают следующими основными признаками.

      • Нотариальное действие носит публичный характер, каждое нотариальное действие является официальным.

      • Только государственные или частные нотариусы, а также уполномоченные на свершение нотариальных действий должностные лица в пределах их компетенции могут совершать нотариальные действия.

      • Любое нотариальное действие должно быть отражено в законе. Нотариус не имеет права совершить действие, которое не входит в законодательно утвержденный перечень нотариальных действий.

      • Нотариальные действия складываются из процедуры, строго регламентированной законом.

      • Права и законные интересы граждан и юридических лиц, которые защищаются посредством совершения нотариального действия, основываются на нормах материального права.

      • Только когда уплачена государственная пошлина у государственного нотариуса или тариф – у частного, нотариальное действие признается совершенным.

    • Круг совершаемых нотариальных действий значительно различается у нотариусов, уполномоченных должностных лиц представителей консульских учреждений и уполномоченных должностных лиц исполнительных органов и иных лиц (главных врачей, капитанов судна и др.) Можно сказать, что с каждой перечисленной категорией круг совершаемых нотариальных действий становится все уже

    • Для соблюдения тайны совершаемого нотариального действия устные или письменные сведения о них, копии или дубликаты нотариально удостоверенного документа, копии документов, которые хранятся в делах и представлены для нотариального действия, выписки из реестра могут выдаваться нотариусом только в следующих случаях:

- если нотариусом получено письменное заявление юридического или физического лица, от имени и по поручению которого совершено определенное нотариальное действие, либо уполномоченных ими лиц;

- по запросам суда, органов следствия и дознания, прокуратуры по уголовным и гражданским делам, находящимся в их производстве, или по органов, уполномоченных на осуществление проверки и контроля за деятельностью нотариусов.

    • Нотариус, обнаружив при совершении нотариального действия нарушения норм действующего законодательства гражданином или должностным лицом, сообщает об этом для принятия необходимых мер соответствующим учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, нотариус вправе задержать этот документ и направить его на экспертизу. В совершении нотариального действия может быть отказано, если:

      • совершение нотариального действия противоречит действующему законодательству;

      • действие должно было быть совершено другим нотариусом;

      • когда к нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия обращается недееспособный гражданин, а также представитель, который не обладает необходимыми полномочиями;

      • если сделка, которая совершается от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его учредительных документах;

      • если содержание сделки не соответствует требованиям казахстанского законодательства;

      • в случае если документы, которые были представлены для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства Республики Казахстан.

    • Органы юстиции наделены сегодня правом выдачи лицензии на ведение нотариальной деятельности, но без согласия нотариальной палаты ни один лицензиат не может получить право на ее применение. Сама же лицензия свидетельствует лишь о том, что человек прошел стажировку, сдал квалификационный экзамен и потенциально может стать нотариусом.

    • Для решения актуальных проблем современного института нотариата и осуществления его деятельности необходимы следующие меры.

      • Необходимо реформировать нотариальное производство, которое в современном его состоянии не отвечает в полной мере актуальным запросам гражданского оборота, интересам субъектов экономических отношений, возможностям обеспечения и защиты их прав, свобод.

      • Необходимо завершить внедрение принципов нотариата латинского типа в казахстанскую нотариальную систему, так как относясь к таковому по формальным признакам, по своему содержанию казахстанский институт нотариата таким еще не является.

      • Существует настоятельная необходимость в определении юридической силы и значении документов, оформленных нотариально.

    • На протяжении истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку функции, осуществляемые нотариусами, необходимы и востребованы. Частный нотариат в Казахстане с момента своего внедрения в 1997 году претерпел значительные изменения.

Информация о работе Нотариат в Казахстане