Население и международно-правовые вопросы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

По моему мнению, тема "Понятие населения и международно-правовые вопросы гражданства" является одной из самых актуальных в курсе Интернационального общественного права. Под популяцией в международном общественном праве понимается совокупа людей, живущих на местности определенного страны и находящихся под его юрисдикцией. Население хоть какого страны состоит из: 1) граждан данного страны (основной состав населения); 2) иностранных граждан; 3) лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды); 4) лиц, не имеющих гражданства (апатриды).
Цель данной курсовой работы - разглядеть понятие населения и международно-правовые вопросы гражданства во всех качествах и уяснить для себя главные положения данной темы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие населения и регламентация его положения
2. Понятие гражданства
3. Методы приобретения и утраты гражданства
3.1. Приобретение гражданства
3.2. Утрата гражданства
4. Двойное гражданство и безгражданство
4.1. Двойное гражданство
4.2. Безгражданство
5. Правовое положение иностранцев
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

межд-право вопр г-ва.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Восстановление в гражданстве (реинтеграция) практикуется государствами в вариантах, когда лица имели гражданство страны, потом его утратили, после этого опять захотели его приобрести115 М.И. Абдуллаев. Правоведение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003 г.5. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в её гражданстве. При всем этом срок их проживания на местности Российской Федерации сокращается до 3-х лет44 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». - "Российская газета", 2002 г..

Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим огромные награды перед данным государством. Эта практика началась в конце XVIII века, когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции. В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" институт знатного гражданства не предусмотрен113 И.И. Лукашук. Международное право. Общественная часть. Учебник. - М.: Издательство БЭК, 2002 г.3.

Приобретение гражданства на базе интернациональных договоров может иметь место: 1) при объединении 2-ух и поболее стран в одно; 2) при распаде большого либо федеративного страны; 3) при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, соглашений по территориальным вопросам (в вариантах цессии - перехода части местности 1-го страны другому, обмена участками местности, продаже части местности)117 Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев. - М.: ТК Велби, 2005 г.7.

Оптация - выбор гражданства популяцией местности, которая переходит от 1-го страны к другому по соглашению меж крайними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней местности, но приобрести гражданство государства-преемника, или переехать на другую местность собственного страны, сохранив его гражданство15.

В согласовании с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении её Гос границы в согласовании с интернациональным контрактом Российской Федерации лица, живущие на местности, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены подходящим интернациональным контрактом Российской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях в итоге конфигурации в согласовании с интернациональным контрактом Российской Федерации Гос границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, живущие на местности, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить либо поменять свое гражданство согласно условиям данного интернационального контракта (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»)44 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». - "Российская газета", 2002 г..

При трансферте (переходе местности от 1-го страны к другому) население не спрашивают, желает ли оно выбрать гражданство. Население просто передают другому государству совместно с территорией. К примеру, в 1990 году при объединении ФРГ и ГДР практически был осуществлен трансферт населения ГДР, так как это правительство закончило существовать как реальность112 П.Н. Бирюков. Международное право. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2000 г.2.

Утрата гражданства

Утрата гражданства регулируется, прежде всего, государственным законодательством. К способам утраты граждане им относятся:

1) экспатриация - выход из гражданства по собственному заявлению;

2) денатурализация - выход из гражданства при натурализации лица в другом государстве;

3) в силу положений интернационального контракта;

4) денационализация - лишение гражданства118 К.К. Гасанов. Международное право. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.8.

Международное право прямо не разрешает, но и не запрещает лишение гражданства. Во Всеобщей декларации прав человека содержится последующая формулировка: «никто не быть может произвольно лишен собственного гражданства»11 "Всеобщая декларация прав человека". Принята Генеральной Ассамблеей ОНН, 1948 г.. Аналогичное положение включено в Европейскую конвенцию о гражданство 1997 года. В современной Рф Конституция 1993 года однозначно провозглашает, что «гражданин Российской Федерации не быть может лишен собственного гражданства либо права поменять его»33 Конституция Российской Федерации. - "Российская газета", 1993 г..

Выход из гражданства РФ по действующему российскому законодательству осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, при этом ежели оно проживает на местности Российской Федерации, то в общем порядке, ежели за границей - в упрощенном порядке. Выход из русского гражданства не допускается, ежели гражданин РФ: 1) имеет не выполненное перед Русской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий выполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения118 К.К. Гасанов. Международное право. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.8.

4. Двойное гражданство и безгражданство

4.1. Двойное гражданство

Двойное гражданство (бипатризм) - это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином 2-ух либо наиболее стран в согласовании с их законами. Другими словами, приобретение двойного гражданства осуществляется лишь в силу норм государственного законодательства разных государств115 М.И. Абдуллаев. Правоведение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003 г.5.

Двойное гражданство возникает: 1) при территориальных конфигурациях; 2) при передвижения населения; 3) в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства; 4) в итоге смешанных браков и при усыновлении; 5) при натурализации, ежели лицо, приобретающее гражданство иной страны, не теряет собственного прежнего гражданства и так далее117 Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев. - М.: ТК Велби, 2005 г.7.

В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и остальных обстоятельств институт двугражданства признается в ряде стран мира, к примеру в Великобритании, Армении, Бангладеш, Белоруссии, Германии, Израиле, Рф, Франции, неких странах Латинской Америки. Двугражданство, с одной стороны, создает для страны определенные социально-экономические и политические достоинства, а с иной - нарушает лучший режим регулирования правового статуса индивидума и может плохо отражаться на отношениях остальных лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность воспользоваться правами по законам стран, гражданство которых он имеет. Сразу он имеет и двойную обязанность. В рамках таковых правоотношений могут возникать коллизии. Это приводит к межгосударственным дилеммам правового, политического, социально-экономического характера, А именно, бипатрид не может обеспечить равное выполнение собственных обязанностей по отношению к государствам, наделившим eго своим гражданством. Тем самым он дискриминирует то правительство, для которого он выполняет меньше обязанностей. В свою очередь, одно из этих стран может дискриминировать самого бипатрида77 Г.В. Игнотенко, О.И. Тиунов. Международное право. Учебник - М.: Норма, 2006 г.. Законодательство большинства стран о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие эти дела, ориентировано на ограничение и сокращение числа лиц с двойным гражданством. В то же время не исключается возможность другого решения вопроса в интересах личности при соблюдении соответственных интересов того либо другого государства66 К.А. Бекяшев. Международное общественное право. Учебник. - М., 2002 г.. В интернациональной практике можно выделить по последней мере три разных подхода к двойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; допущение двойного гражданства. В согласовании с сиим в интернациональной практике различают три вида договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый - договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, примером которого может служить Соглашение 1993 года меж Русской Федерацией и Туркменистаном по данному вопросу.

Второй - договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. Существенное число договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства в свое время заключил Русский Альянс с социалистическими странами. В базу было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из гражданств. Ежели в течение этого срока выбор не был изготовлен, такое лицо сохраняло гражданство страны, на местности которого постоянно проживало.

Третий - договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты либо военной службы). Они включают ряд положений многосторонней Гаагской конвенции о неких вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, Европейской конвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года и ряд двусторонних договоров, соглашений и конвенций88 Ю.М. Колосов, Э.Л. Кривченкова. Международное право. Учебник. - М.: Междунар. отнош., 2000 г..

Основным международно-правовым средством устранения двугражданства является заключение интернациональных договоров на двусторонней, региональной либо многосторонней базе.

Международное общество с помощью и на базе международно-правовых актов способно решить и решает вопросы устранения двугражданства с внедрением последующих правовых устройств: утраты первичного гражданства в случае приобретения нового гражданства; нотации; добровольного отказа от 1-го из гражданств, имеющихся у индивидума. Национальные правовые нормы, не исключая значения международно-правовых средств, также предугадывают некие способов устранения бипатризма. К таким следует отнести: оптацию; передачу гражданства родителей детям мигрантов, утратившим настоящую связь с родиной по «праву крови»; получение гражданства отца при смешанном браке и мамы при раздельном проживании, при разводе и так далее116 М.М. Барашян, Н.В. Бровко. Правоведение: Учебник для вузов. - Ростов на дону н/Д: "Феникс", 2003 г.6. В законодательстве почти всех стран не без оснований закреплен так называемый принцип непризнания двойного гражданства. Естественно, он значит только непризнание его правовых последствий, а меж тем этот принцип прямо вытекает из ст. 3 Гаагской конвенции 1930 года: "В согласовании с положениями настоящей Конвенции лицо, владеющее гражданством 2-ух и поболее стран, может рассматриваться каждым из стран, гражданством которого оно владеет, в качестве собственного гражданина22 "Конвенция, регулирующая некие вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве." - Гаага, 1930 г.." В то же время не существует общепризнанной международно-правовой нормы, запрещающей либо хотя бы ограничивающей применение государством принципа непризнания двойного гражданства8.

4.2. Безгражданство

Коллизии государственного законодательства разных стран по вопросам гражданства ведут к случаям, когда лицо не может подтвердить принадлежность к гражданству какого-нибудь страны. Безгражданство - это положение лица, которое не состоит в гражданстве ни 1-го из стран. Апатриды подчиняются юрисдикции того страны, на местности которого оно проживают, но они владеют наименьшим объемом прав и свобод, чем граждане страны проживания. Они ограничены в использовании гражданскими и политическими правами, лишены способности обратиться к дипломатической защите117 Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев. - М.: ТК Велби, 2005 г.7.

Безгражданство может появиться: 1) в случае, когда одно правительство лишает лицо собственного гражданства и не предоставляет ему возможность сходу приобрести гражданство другого страны; 2) при утрате гражданства, ежели данное лицо добровольно вышло из гражданства собственного страны и не получило гражданства в другом государстве; 3) при изменении гражданства дамы по причине вступления в брак, когда в согласовании с законодательством страны её гражданства она при вступлении в брак с иностранцем автоматом теряет прежнее гражданство; г) в определенных вариантах вследствие территориальных изменений113 И.И. Лукашук. Международное право. Общественная часть. Учебник. - М.: Издательство БЭК, 2002 г.3.

Правовой статус лиц без гражданства определен Конвенцией о статусе апатридов 1954 года. Она гласит, что «личный статус апатрида определяется законами страны его домициля либо, ежели у него такового не имеется, законами страны его проживания». У каждого апатрида есть обязательства в отношении страны, в какой он находится, в силу которых, а именно, он должен подчиняться законам и постановлениям, также мерам, принимаемым для поддержания публичного порядка.

Конвенция 1954 года обязует государства-участники предоставлять апатридам такое же правовое положение, каким пользуются иностранные граждане на их местности, в том числе в отношении: 1) движимого и недвижимого имущества; 2) права на ассоциацию; 3) работы по найму, работы на своем предприятии, занятия вольными профессиями; 4) свободы передвижения114 С.В. Черниченко. Теория интернационального права. М., 2000 г.4.

В вопросах авторских и промышленных прав, обращения и трибунал, начального образования, правовой помощи апатридам должны быть предоставлены права, какими пользуются собственные граждане стран.

Россия не участвует ни в Конвенции 1954 года, ни в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года. Но, в русском законодательстве воплощена тенденция сокращения статуса безгражданства: согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, живущими на местности России88 Ю.М. Колосов, Э.Л. Кривченкова. Международное право. Учебник. - М.: Междунар. отнош., 2000 г..

5. Правовое положение иностранцев

Иностранцы - лица, которые находятся на местности иностранного страны, не являясь его гражданами88 Ю.М. Колосов, Э.Л. Кривченкова. Международное право. Учебник. - М.: Междунар. отнош., 2000 г.. Каждое правительство без помощи других решает вопросы относительно заезда иностранцев на местность собственного страны и критерий пребывания на ней. В интернациональной практике существует визовый институт, суть которого сводится к специальному разрешению для заезда, транзита и выезда с местности принимающего страны. Ряд стран - участников Евро союза в конце XX в. заключили меж собой Шенгенские соглашения, согласно которым граждане этих стран могут фактически свободно, без виз, только на базе собственных внутренних личных документов въезжать, передвигаться и выезжать с местности стран - участников Соглашения117 Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, К.А. Бякешев. - М.: ТК Велби, 2005 г.7.

Информация о работе Население и международно-правовые вопросы гражданства