Вопросы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Институт гражданства выступает объектом межгосударственного сотрудничества, и имеет, международный аспект, который выражается в наличии широкого круга международно-правовых нормативных актов, оказывающих влияние на комплексное регулирование вопросов гражданства на внутригосударственном уровне: в частности, на содержание института гражданства, приобретения и прекращения гражданства, дипломатической защиты граждан и т.д. В то же время он продолжает оставаться фундаментальным институтом государственного права, так как гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом.

Содержание работы

Глава 1. Международно-правовое регулирование института гражданства..3
Глава 2. Статус иностранных граждан и международное право..................7
Глава 3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев..............9
Глава 4. Право убежища................................................................................12
Заключение......................................................................................................13
Список литературы.........................................................................................14

Файлы: 1 файл

межд право.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

министерство образования и  науки российской федерации

         Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Факультет юридический

Кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

 

                                                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Международное право »

 

на тему « Вопросы гражданства »

 

                                                                                                       

 

 

Выполнена студентом (кой) Ивановой Ксенией Андреевной___________________

     3   курса       102    шифр группы        дневная                  формы обучения

Специальности       _________ юриспруденция_________________________________                                                                                                                                                                                 

 

 

Руководитель____ к.ю.н., доцент Болкунова Ирина Юрьевна____     __________ 

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите ______________________________________

«___»_____________20__г.                  _________________________________________

      (подпись  руководителя)

 

 

Кемерово 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Международно-правовое регулирование института гражданства..3

Глава 2. Статус иностранных граждан  и международное право..................7

Глава 3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев..............9

Глава 4. Право убежища................................................................................12

Заключение......................................................................................................13

Список литературы.........................................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава  1. Международно-правовое регулирование  института гражданства

 

Институт гражданства выступает  объектом межгосударственного сотрудничества, и имеет, международный аспект, который выражается в наличии широкого круга международно-правовых нормативных актов, оказывающих влияние на комплексное регулирование вопросов гражданства на внутригосударственном уровне: в частности, на содержание института гражданства, приобретения и прекращения гражданства, дипломатической защиты граждан и т.д. В то же время он продолжает оставаться фундаментальным институтом государственного права, так как гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом.

Выявление общих и особенных  черт института гражданства в  практике разных государств, сопоставление  их с международно-правовыми нормами  позволяет более полно представить  общую картину состояния этого  института.

Противоречия между национальным законодательством различных стран, которое регулирует вопросы гражданства, является причиной выделения нескольких наиболее проблемных, наиболее трудно поддающихся регулированию в практике международных отношений аспектов гражданства, связанных с вопросами без гражданства, многогражданства, гражданства в связи с правопреемством государств и дипломатической защитой граждан.

Национальное законодательство не в состоянии эффективно решить эти  проблемы, поэтому государства обращаются к международно-правовым механизмам, например, к разработке международных договоров и их последующему заключению.

В этом отношении важно исследовать  теоретическое обоснование применения международных соглашений по вопросам гражданства, а также отдельные  аспекты практического применения международных договоров по вопросам гражданства в правовой системе России.

 

В современных условиях развития интеграционных процессов существует целая сеть международных и региональных межправительственных организаций, которые занимаются вопросами  гражданства.

Многие вопросы гражданства, требующие международно-правового регулирования, в настоящее время находятся в процессе кодификации. К таковым относятся вопросы гражданства в результате правопреемства государств и вопросы дипломатической защиты граждан. Комиссия международного права ООН разработала соответствующие проекты статей, на основе которых в ближайшее время планируется принятие универсальных международных договоров.

Международное право разделяет  оценку института гражданства, выработанную во внутреннем праве, как устойчивой правовой связи, объединяющей личность с государством, добавляя к этому то, что в основу этой связи положен факт социальной общности, солидарности сосуществования, обоюдных интересов и чувств, объединенных взаимностью прав и обязанностей личности и государства.

С этой точки зрения институт гражданства  порождает ряд взаимных прав и  обязанностей государства и личности в международном праве. Международное  право также подчеркивает недопустимость увязывания права на гражданство  с этническим происхождением личности, что свидетельствует о взаимообусловленности не дискриминации с правом индивида на гражданство.

 Общепризнанные принципы и  нормы международного права, которые  касаются вопросов гражданства,  непосредственно не регулируют  указанные вопросы. Они устанавливают правовые рамки, в которых государство может регулировать собственное гражданство.

Критерием действительности внутригосударственных  актов по вопросам гражданства является их соответствие общепризнанным принципам  и нормам международного права, поэтому можно утвердить, что регулятивная функция внутригосударственных актов во многом сегодня определяется международным правом.

 

Международно-правовое воздействие  на содержание гражданства проявляется  в двух формах: в одних случаях  международные договоры закрепляют непосредственные права и обязанности физических лиц, т.е. они адресованы непосредственно индивидам, в других случаях международные договоры обязывают государства привести свое законодательство в соответствие с их положениями.

Соответственно, первая форма воздействия может быть определена как непосредственное регулирование соответствующих отношений, а вторая как унификация национального законодательства о гражданстве, осуществляемая при помощи международных договоров.

Не все международные договоры непосредственно применимы во внутригосударственной сфере. Условиями допустимости применения международных договоров к отношениям гражданства являются вступление их в силу, самоисполнимость и официальное опубликование. Причем последнее условие имеет наиболее важное практическое значение и, как показывает практика, не всегда учитывается правоприменителями.

Для решения проблемы следует установить обязательное опубликование подобных договоров сразу после их внутригосударственной  ратификации или одновременно с опубликованием закона о ратификации, а не после их вступления в силу. Для этого необходимо ускорить внесение соответствующих изменений и дополнений в ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Институт дипломатической защиты граждан в настоящее время продолжает основываться преимущественно на нормах международно-правовых обычаев.

При разработке Проекта статей о  дипломатической защите в рамках Комиссии международного права ООН  помимо кодификации было достигнуто также и прогрессивное развитие норм института дипломатической защиты применительно к вопросам гражданства.

Во-первых, лицо с двойным или  множественным гражданством может  претендовать на защиту со стороны  государств, гражданством которых он обладает, от действий государства, гражданином которого это лицо также является, на основе критерия преобладающего гражданства (т.е. эффективного гражданства), в том числе и на совместную защиту, против третьего государства, гражданином которого это лицо не является.

Во-вторых, апатриды и беженцы получили возможность обращаться к дипломатической защите государств, на территории которых они законно и обычно проживают, с учетом того, что такое проживание должно иметь место, как на момент причинения им вреда, так и на момент официального предъявления претензий по поводу его причинения.

Таким образом, принятие универсальной  конвенции на основе Проекта статей о дипломатической защите, разработанного Комиссией международного права  ООН в 2006 году, будет способствовать кодификации и прогрессивному развитию международно-правового регулирования института гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Статус иностранных граждан  и международное право

 

Иностранные граждане - это лица, находящиеся  на территории государства, гражданами которого они не являются, и имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства. Они могут быть либо постоянно проживающими, либо временно пребывающими в иностранном государстве.

Правовое  положение иностранных граждан  регулируется как законами государства пребывания, так и международными договорами. Вместе с тем они сохраняют правовую связь с государством, гражданами которого они являются, и пользуются его защитой и покровительством.

Внутригосударственное законодательство об иностранных гражданах  включает как акты общего характера - законы о правовом положении иностранных граждан, так и специальные акты, в той или иной мере касающиеся прав иностранных граждан, законы (кодексы) в сфере гражданского права и гражданского процесса, семейного права, трудового права, законы об образовании, социальном обеспечении и т. п.

Как правило, во внутригосударственных актах об иностранных гражданах имеются отсылки к международным договорам, характеризующим статус таких лиц.

Прежде всего международные  договоры устанавливают универсальные стандарты, которые каждое участвующее в них государство должно применять либо ко всем находящимся под его юрисдикцией индивидам, независимо от их гражданства, либо ко всем иностранным гражданам, независимо от их расы, национальности, пола, политических убеждений, вероисповедания, имущественного положения.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в  Международном пакте о гражданских и политических правах, в различных конвенциях широко употребляются универсальные формулировки: "каждый человек имеет право...", "каждому принадлежит право...", "все лица имеют право...", "никто не должен..." и т. п. Таким образом, здесь в равной мере определяются права и собственных, и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В ст. 2 каждого Пакта зафиксирована обязанность каждого государства "уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам" признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия (естественно, здесь не имеются в виду допускаемые по признаку гражданства различия).

В названных актах есть нормы, адресованные именно иностранным гражданам. Таково, например, положение ст. 13 Пакта о гражданских и политических правах, об основаниях высылки иностранца, законно находящегося на территории какого-либо государства.

Соответствующая регламентация присуща  отечественному законодательству. В  соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законом или международным договором РФ. Иностранные граждане приравнены к российским гражданам в праве обращения в суд и в других процессуальных действиях.( ст. 398 ГПК РФ, ст. 254 АПК РФ ).

Аналогичная регламентация, уже применительно к конкретным отношениям и формам деятельности, присуща различным федеральным законам — об общественных объединениях, о занятости населения в РФ, о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

 

Как и любая другая демократическая  страна, Россия в настоящее время сталкивается с проблемой миграции. Перемещение больших групп людей из других стран в Россию и на территорию России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследование людей по разным основаниям.

Законодательство закрепляет в  отношении таких людей два  правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый - Федеральным законом  о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и  второй- Законом РФ о вынужденных  переселенцах (в редакции от 23.12.2003 №186-ФЗ.)

Федеральным Законом « О беженцах » ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О беженцах» определяются основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Беженцами признаются лица, не имеющие  российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Статья 1 Закона гласит, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Информация о работе Вопросы гражданства