Конституционные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:43, доклад

Описание работы

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 как светское.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

лируется Федеральным  законом ≪О международных договорах

Российской Федерации≫.

Указанные признаки правового  государства являются только

основными. В практической жизни правовое государство вклю-

чает еще очень много  аспектов. Это и верховенство парламента в

законодательной сфере, и  демократический контроль за исполь-

зованием армии за рубежом  и внутри страны, и невмешательство

государства в работу средств  массовой информации, и закон-

ность методов деятельности органов контрразведки, и гласность

внешнеполитических шагов  правительства, и многое другое. Ра-

зумеется, для всех соответствующих  действий органов исполни-

тельной власти должны существовать конкретные законы, право

и только право должно лежать в основе любых государственных

решений, и особенно связанных  с применением принуждения.

§ 4. Социальное государство

Так называется государство, которое берет на себя обязан-

ность заботиться о социальной справедливости, благополучии

своих граждан, их социальной защищенности. Это государство

не стремится к уравниловке  за счет отказа от свободы, как это

делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает

свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработ-

ных, нетрудоспособных, инвалидов  и т. д.), поскольку между

этими целями существует определенное противоречие. Социаль-

ное государство как бы исправляет формализм понятий ≪свобо-

да≫ и ≪равенство≫, помогая людям непредприимчивым и бедным.

Когда после Второй мировой  войны в конституциях ряда за-

падноевропейских стран  появилась формула ≪социальное  госу-

дарство≫ (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи

Глава 7. Конституционные  характеристики Российского государства 137

считали, что обязанности  такого государства сводятся только к

провозглашению социально-экономических  прав граждан (право

на труд, на отдых, социальное обеспечение и проч.) или к разда-

че пенсий и различных  пособий. Но со временем утвердилось

понимание того, что социальное государство — это нечто боль-

шее, оно призвано создавать  условия для обеспечения граждан

работой, перераспределять доходы через государственный бюд-

жет, обеспечивать людям прожиточный  минимум и содейство-

вать увеличению числа мелких и средних собственников, охра-

нять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и

здравоохранении, постоянно  улучшать социальное обеспечение

и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики

социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая

политика правительства  и при этом не перечеркивать конкурен-

цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини-

циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного

благосостояния. Это государство  должно бороться не против бо-

гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм  в

распределении благ, поощряя  социальную функцию частной соб-

ственности.

Функции социального государства  широки. Оно создает усло-

вия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы

через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает

людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботит-

ся об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра-

нении и т. д. Социальная деятельность по этим направлениям не

требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с

укреплением рыночного хозяйства  и развитием индивидуальной

инициативы.

Социальное государство  не имеет ничего общего с тоталитар-

ным социализмом, оно рассматривается  как составная часть кон-

цепции демократического государства, хотя в ряде таких госу-

дарств конституционно не признается (США, Великобритания,

Канада и др.). Однако функции  социального государства, обеспе-

чивающие слияние свободы  и социальной защиты, присущи и

этим государствам. В США, например, уровень социального

обеспечения граждан по ряду показателей выше, чем в других

странах.

Цели социального государства  достигаются отнюдь не только

методами социальной политики — в этом случае в связи со сме-

ной правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или

138 Раздел III. Основы конституционного  строя

серьезно менялись. Такое  действительно имеет место, но главное

состоит не в социальной политике, а в создании необратимой за-

конодательной и административной структуры социальной дея-

тельности государства, в  результате чего социальное государство

остается таким при  всех правительствах. Это, следовательно,

структурная реформа всей экономической и политической систе-

мы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов,

консерваторов, социал-демократов и др.).

Такая концепция социального  государства на практике суще-

ственно ослабила социальную напряженность между трудом и

капиталом, снизила деструктивную  активность левого радикализ-

ма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовоч-

ная борьба, профсоюзы научились  добиваться своих целей мето-

дами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета зна-

чительных групп населения  окончательно не исчезли, в целом

благосостояние низшего  и среднего классов неуклонно  улучша-

ется.

В Конституции РФ социальное государство характеризуется

как государство, политика которого направлена на создание ус-

ловий, обеспечивающих достойную  жизнь (ст. 7). Это, конечно,

слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием ко-

торой является ≪достойная жизнь≫. Однако ч. 2 ст. 7 дает некото-

рую расшифровку обязанностей государства:

•охрана труда и здоровья людей;

•установление гарантированного минимального размера оп-

латы труда;

•обеспечение государственной  поддержки семьи, материнст-

ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

•развитие системы социальных служб;

•установление государственных  пенсий, пособий;

•иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно

отстает от общепризнанных в  конституционной теории и практи-

ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин

≪социальная защита≫, хотя не обязательно связанный только с

государственными мерами, предполагает возможность расшире-

ния этих обязанностей в будущем  законодательстве. К сожале-

нию, в конституционный  текст не включена формула ≪социально

ориентированная рыночная экономика≫, это, безусловно, суще-

ственно помогало бы становлению  социального государства.

Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 139

§ 5. Светское государство

Такая характеристика означает, что государство и религиоз-

ные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вме-

шиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Россий-

скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую-

щих положениях:

• никакая религия не может  устанавливаться в качестве госу-

дарственной или обязательной;

• религиозные объединения  отделены от государства и равны

перед законом.

В противовес светскому государству, установившемуся в боль-

шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го-

сударства, в которых одна из религий признается государствен-

ной (англиканская церковь  в Великобритании, иудаизм в Израи-

ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство

в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в

тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий

(ФРГ, Япония, Италия), все  же одна из религий обладает  некото-

рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах

исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо-

творном воздействии религии  на политику и общественную мо-

раль. Впрочем, во всех указанных  государствах, кроме исламских,

гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен-

ной существуют другие конфессии.

В России основными конфессиями  являются православие и

ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм,

баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи-

мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу-

дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо

атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование

религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг-

рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе

свободно проводить свою деятельность не только по отправле-

нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея-

тели заняли видное место  во многих общественных движениях.

Русская православная церковь  приняла решение не участвовать в

государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни-

каких претензий на статус государственной. Мусульмане также  в

основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в

ряде республик существуют определенные круги, высказываю-

140 Раздел III. Основы конституционного  строя

щиеся за преобразование своих  республик в исламские государ-

ства.

Закрепление светского государства  отнюдь не означает умале-

ние или ущемление свободы  вероисповедания. Статья 28 Кон-

ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство

не освобождается от обязанности  гарантировать эту свободу.

В равной степени государство  не должно заниматься пропаган-

дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной

деятельности религиозных  объединений. Более того, нравствен-

ный долг требует, чтобы государство  оказывало им содействие в

их деятельности.

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ

характеристика светского  государства не упоминает об отделении

государственной школы от религии. Федеральным законом

≪О свободе совести  и о религиозных объединениях≫ (в редакции

от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организа-

ции вправе в соответствии со своими уставами и законодательст-

вом Российской Федерации  создавать образовательные учрежде-

ния. По просьбе родителей  или лиц, их заменяющих, с согласия

детей, обучающихся в государственных  и муниципальных обра-

зовательных учреждениях, администрация  указанных учреждений

по согласованию с соответствующим  органом местного само-

управления предоставляет религиозной организации возмож-

ность обучать детей религии  вне рамок образовательной про-

граммы.

Светский характер государства  означает, что официальные ли-

ца государства, хотя и  вправе исповедовать любую религию, не

должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной

конфессии, допускать ее влияние  на принятие государственных

решений. В связи с этим в Федеральном законе ≪О государствен-

ной гражданской службе Российской Федерации≫ (в редакции от

2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие

не имеют права использовать должностные полномочия в инте-

ресах религиозных объединений, публично выражать отношение

к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подоб-

ные ограничения вполне объяснимы  для страны с религиозным

плюрализмом, каковой является Россия, а также многонацио-

нальным составом государственного аппарата, что требует от го-

сударства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к

конфессиям.

Глава 7. Конституционные  характеристики Российского государства 141

§ 6. Республиканская  форма правления

Положением, содержащимся в  ст. 1, российская Конституция

делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре-

менному государству: республики и монархии. Российская Феде-

рация провозглашена республикой, что означает выборность гла-

вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти-

туция не пошла дальше и  не определила вид республиканской

формы правления. Между тем  мировой конституционной теории

и практике известны три вида республики: парламентская, пре-

зидентская и полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (президент) из-

бирается парламентом, главой правительства становится лидер

партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон-

троль над правительством. В случае вынесения парламентом во-

тума недоверия правительство  автоматически подает в отставку

(или премьер-министр ставит  вопрос о роспуске парламента  и

назначении новых выборов). Министры назначаются из членов

парламента и сохраняют  в нем свое место. Примеры: Италия,

ФРГ.

В президентской  республике глава государства (президент) из-

бирается населением (гражданами) и сам формирует правитель-

ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно-

сить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парла-

мента. Министры не могут  быть одновременно членами

парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской республике глава государства (президент)

избирается населением (гражданами) и сам формирует прави-

тельство, которое ему  подотчетно. Парламент вправе выражать

недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре-

шается президентом. Президент  имеет право роспуска парламен-

Информация о работе Конституционные характеристики