Принципы налогового права (конституционные и отраслевые), их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1. Система принципов налогообложения 4
2. Принципы налогового права 6
Заключение 9
Список источников 10
Задача 12

Файлы: 1 файл

Налоговое право чистовик.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                         3

  1. Система принципов налогообложения                                              4

 

  1. Принципы налогового права                                                               6

Заключение                                                                                                      9

Список источников                                                                                         10

Задача                                                                                                               12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговое право - отрасль правовой системы государства, регулирующая общественные отношения в сфере налогообложения на основе налоговых законов

Общественные отношения  в сфере налогообложения непосредственно связаны с управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений, составляют предмет налогового права.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением  и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые  в своей совокупности представляют один из его институтов - налоговое право.

Акты, принимаемые органами представительной и исполнительной власти в рамках предоставленных  им полномочий, содержащие нормы налогового права, являются источниками налогового права. Они весьма многочисленны, разнообразны по правовой форме, но взаимосвязаны и составляют определенную систему.

Главными источниками  налогового права являются Налоговый  кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе  Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории республик, краев, областей, других субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения  на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством  РФ.

 

Тема данной контрольной работы: Принципы налогового права (конституционные и отраслевые), их характеристика. Рассмотрим ее более подробно.

 

1. Система  принципов налогообложения

Принцип построения системы налогов и  сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Принципы построения налоговой системы:

1) непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах.

– принцип единства системы налогов и сборов.

– принцип трехуровневого построения налоговой системы России.

– принцип определенности системы налогов и сборов.

– принцип стабильности системы налогов и сборов.

– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах.

– принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов.

– принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов.

– принцип оптимальности построения системы налогов и сборов.

– принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.

В ст. 3 НК РФ дан  исчерпывающий перечень строго определенных принципов и направлений налоговой  политики государства:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Законодательная конкретизация принципов налогообложения в форме основных начал законодательства о налогах и сборах призвана способствовать их активному применению на практике, в том числе судебными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы  налогового права

Общие положения

Принципы налогового права (юридические принципы) — это основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.

Принципы налогового права  могут быть как общими для налоговой  системы в целом (например, принцип установления налогов и сборов законами), так и специфическими, влияющими на ее отдельные элементы (например, принцип однократности налогообложения). Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены федеральным законом. Эти принципы должны развивать, наполнять смыслом такие конституционные начала, как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и т. д. Общие принципы налогообложения служат основой для разработки федерального, регионального и местного законодательства. Эти принципы призваны гармонизировать фискальные интересы государства и кошелек налогоплательщика, соблюдать справедливость, соразмерность этих отношений. Конституционные начала должны соблюдаться законодателями, государством в лице фискальных органов, судебными и иными инстанциями, являющимися участниками налоговых отношений.

По своему содержанию юридические  принципы налогообложения можно подразделить на группы1.

Принципы налогового права, отражающие сущность налога

К этой группе принципов  налогового права относятся следующие  принципы.

1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны  расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает конституционное положение (ст.7 Конституции РФ) о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.

2. Принцип приоритета  фискальной направленности налогообложения. Согласно этому принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. Регулирование экономики — вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций, являются источниками бюджета и носят постоянный характер.

3. Принцип абстрактности  налоговых платежей. В большинстве своем налоги не должны иметь целевой направленности, т. е. финансировать конкретные расходы. Такой подход дает возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции.

Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства

В эту группу входят следующие принципы.

1. Принцип установления  налогов и сборов законами  — конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового кодекса указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Федеральные налоги и сборы в соответствии с настоя-

щей статьей  устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.

2. Принцип установления  налогов и сборов в должной  процедуре означает, что внесение  законопроектов о налогах должно  пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

3. Принцип отрицания  обратной силы налоговых законов  — общеотраслевой принцип, согласно  которому вновь принятый закон,  приводящий к изменению размеров  налоговых платежей, не распространяется  на отношения, возникшие до его принятия.

Во многих отраслях права, в том числе и в налоговом  праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).2

4. Принцип приоритета  налогового закона над неналоговыми  законами является специальным  и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

5. Принцип наличия  всех элементов налога в налоговом  законе предполагает, что отсутствие  хотя бы одного элемента позволяет  налогоплательщику не уплачивать  налог или уплачивать его удобным  для себя образом. Совокупность  правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Кодекса.

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков

1. Принцип юридического  равенства налогоплательщиков закреплен  в ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. Этот принцип означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как, например:

*  форма собственности (в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);

*  раса, пол, национальность, язык, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства (все граждане равны перед законом и судом, при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина);

*  местонахождение налогоплательщика (на территории РФ каждый ее гражданин обладает всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ).

 

 

Заключение

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.

Под нормативным правовым актом следует понимать принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в специальном порядке  законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные  законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом  соответствии с Конституцией РФ.

Информация о работе Принципы налогового права (конституционные и отраслевые), их характеристика