Конституционно-правовые характеристики Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 21:00, реферат

Описание работы

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) представляет собой островное западноевропейское государство, территория которого находится в северо-западной Европе и занимает Британские острова (самый большой остров - Великобритания) и близлежащие архипелаги. В состав государства входят четыре исторически национальные автономные территории: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Официальным языком Великобритании является английский.

Файлы: 1 файл

англия 1.docx

— 33.32 Кб (Скачать файл)

1. Конституционно-правовые характеристики  Великобритании

 

1.1 Форма государства Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) представляет собой островное западноевропейское государство, территория которого находится в северо-западной Европе и занимает Британские острова (самый большой остров - Великобритания) и близлежащие архипелаги. В состав государства входят четыре исторически национальные автономные территории: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Официальным языком Великобритании является английский.

         Государство  Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов. В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые. По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по- разному. Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа. Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года. Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета. К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и т.д1.

      Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы. Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части. Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мен и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент. Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности.

     Действующая система государственного правления в Великобритании относится к конституционной монархии во главе с монархом, каковой в настоящее время является королева Елизавета II. Королевский чин в государстве наследуется. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин). Получивший большинство голосов на выборах в палату общин и формирующий правительство премьер-министр, являющийся лидером крупнейшей парламентской партии или коалиции, которая образовывает правительство, возглавляет исполнительную власть. Состав парламента представлен избранными в округах по всему Соединенному Королевству, членами, а члены верхней палаты британского парламента (палате Лордов) свои места наследуют или назначаются на них.

Хотя система государственного правления, действующая в Великобритании, относится к конституционной монархии, сформулированной в виде единого, основного закона писаной (т.е. записанной в едином законодательном акте), конституции в государстве не существует. Она слагается из двух частей – писанной (законы формально приняты парламентом) и неписаной (законы не принимались парламентом) и имеет комбинированный, несистематизированный характер. Государственное устройство основывается на конституционных обычаях, решениях высших судебных органов, важнейших парламентских законах (Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., законы, касающиеся избирательной системы, Закон о парламенте и др.).

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли2.

Полномочия монарха достаточно широки, так одна из их частей основывается на нормах статутного права, другая – составляет королевскую прерогативу. Прерогативные полномочия монарха в британском праве делятся на: личные (правила, обеспечивающие королевские иммунитеты и право собственности) и политические (закрепляющие полномочия в сфере внутренней и внешней политики)3. Наиболее значимыми полномочиями монарха в сфере внутренней политики являются: руководство вооруженными силами; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны; право помилования; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента; право созывать и распускать парламент, назначать и увольнять министров и др.

Внешние политические королевские прерогативы реализовываются после согласования их членами правительства и касаются заключения международных договоров, признания зарубежных государств и правительств, объявления войны и заключения мира и других направлений сферы международных отношений. Следует отметить, что в случае необходимости, любая из королевских прерогатив может быть передана для принятия по ней решения правительству и парламенту.

При всём при этом, характерными особенностями осуществления королевских прерогатив является тот факт, что монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия по своему усмотрению. Принятые монархом акты по прерогативным полномочиям скрепляют своими подписями министры, предлагая перед этим королеве их решение, возлагая тем самым на себя ответственность за их содержание.

        Политический режим Великобритании представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти. Любая устойчивая человеческая общность может существовать, лишь будучи управляемой. Управление человеческой общностью может осуществляться 2 различными методами - авторитарным и демократическим.

      Основное качество авторитарного метода - управление осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие авторитарную общность, управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.

      Основное качество демократического метода - управление человеческой общностью осуществляется по воле ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения. Таким образом, проведя анализ двух выше приведенных методов управления человеческой общностью, можно сделать вывод: в Великобритании присутствует демократия как тип политического режима4. То есть в Великобритании - определенный метод осуществления государственной власти, который противопоставляется фашистским и авторитарным политическим режимам. Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций, что наблюдается в государстве Великобритания.

 

1.2 Основные этапы развития системы  государственного управления в  Великобритании

 

Законодательный орган – двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров – правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер – министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер – министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства. 5

Если премьер – министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер – министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер – министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписанным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельности, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

Премьер – министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер – министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.6

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер – министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер – министра включает лиц, являющихся гражданами служащими – чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов.

В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом. Таким образом, термины «правительство «и «кабинет «не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет – это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер – министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер – министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств.

Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер – министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.7

 

 

1 Левина М.И. История становления и развития парламентских процедур в Англии 17 - нач. 19 вв.: М, 2006 г.

2 Конституционно-правовые основы государственного управления в Великобритании. Чиркин В.Е. Современное конституционное право. Сб. науч. тр.. Сер. "Правоведение" Центр социал. науч.-информ. исслед. Отдел правоведения; Отв. ред. Алферова Е.В.. МОСКВА, 2010 Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва) 2010. стр. 140.

 

3 Государственная служба за рубежом. Кодекс управления государственной службой Великобритании. подгот.: Араповой Н.П. и др. Монография. Издательство РАГС, Москва. 2010

4 Алексеев Н.А. Палата Лордов Британского Парламента. От суда короля Эгберта до революции Премьера Т. Блэра: М, 2006 г.

5 Тошенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 2004. – с. 105.

Информация о работе Конституционно-правовые характеристики Великобритании