Конституционные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:43, доклад

Описание работы

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 как светское.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

та. Министры не являются членами  парламента. Правительство

обладает правами для  оказания давления на парламент, но и пар-

ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При-

мер: Франция.

Близко к этой форме  правления стоит так называемая парла-

ментско-президентская республика (Украина), в которой полно-

мочия разделены между  президентом и парламентом, но пар-

ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор-

мировании правительства.

142 Раздел III. Основы конституционного  строя

Это самые общие черты  различных видов республиканской

формы правления, которые  варьируются по-разному даже в  при-

веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы

правления. Особенности свойственны  практически каждой стра-

не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств

слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться

сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен-

ными, то станет ясно, что  это скорее полупрезидентская респуб-

лика, но с более широкими полномочиями президента.

Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в

России. В современной России имеются политические движения,

выступающие за реставрацию  монархии. Каковы юридические

аргументы за или против позиции  монархистов?

2 марта 1917 г. император  Николай II отрекся от престола  и

сложил с себя верховную  власть. Однако он не передал ее закон-

ному наследнику — царевичу Алексею, объяснив это нежеланием

расстаться с сыном, а  объявил о передаче наследия брату  — вели-

кому князю Михаилу  Александровичу и благословил его  на всту-

пление на престол государства  Российского. Но 3 марта великий

князь отказался принять  верховную власть, заявив о своем реше-

нии ≪в том случае воспринять, если такова будет воля великого

народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием

через представителей своих  в Учредительном собрании устано-

вить образ правления  и новые основные законы государства Рос-

сийского≫.

Временное правительство  подготовило Положение о выборах  в

Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но

1 сентября провозгласило  Российскую республику, на что  леги-

тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду-

ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево-

рота и установления советской  власти в форме республики Сове-

тов, то монархисты не без  основания отмечают, что легитимность

всех конституционных  установлений этого периода более чем со-

мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб-

рание, которое, однако, в  первый день своей работы успело про-

возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране

(до 1989 г.) не проводились  свободные выборы, референдум

1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской

формой правления можно  считать легитимным завершением  спо-

ра о судьбе монархии в  России. Чтобы оспорить этот вывод, мо-

нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу неле-

Глава 8. Основы организации государственной власти 143

гитимности самой Конституции  РФ и президентской власти, хотя

последняя была учреждена  опять же всероссийским референду-

мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы-

борами 1991, 1996, 2000 и 2004 гг.


Информация о работе Конституционные характеристики