Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. В данной работе я работала над тем, чтобы раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………......3
Понятие и основания конституционно-правового института гражданства
Понятие конституционно-правового института …………………………………………5
Международно-правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации…………………………..…………………………………………7
Конституционные принципы российского гражданства…………………………..……10
Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
2.1.Конституционные гарантии гражданства в России………………...……………….13
2.2.Признание и приобретение гражданства Российской Федерации…………….……14
2.3. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……………...…22
Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ………….....23
Заключение ………………………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 75.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

(ФБГОУ ВПО ИГУ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра конституционного права

Институт гражданства

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 3 курса

Очного бюджетного отделения

гр. № 09311 – ДБ

Коноваленко А.Д.

 

 

Научный руководитель:

Константинов К.В.

 

 

Защищена «___» ________________2014 г.

С оценкой ___________________________

Подписи: ____________________________

 

ИРКУТСК 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………......3

  1. Понятие и основания конституционно-правового института гражданства
    1. Понятие конституционно-правового института …………………………………………5
    2. Международно-правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации…………………………..…………………………………………7
    3. Конституционные принципы российского гражданства…………………………..……10
  2. Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

2.1.Конституционные гарантии гражданства в России………………...……………….13

2.2.Признание и приобретение гражданства Российской Федерации…………….……14

2.3. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……………...…22

  1. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ………….....23

Заключение ………………………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. В данной работе я работала над тем, чтобы раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства – наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически – институтом гражданства.

Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д.1

Институт гражданства выполняет двойную функцию, представляя собой средство защиты прав индивида и институт защиты прав и интересов государства.

Наиболее существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в стране Советской власти. После революции 1917 г. было упразднено понятие "подданный", характерное для государств с монархической формой правления, которое было заменено понятием "гражданин". Особенности политического, экономического строя советского государства привели к тому, что правовая категория "гражданство" рассматривалась не просто как политико-правовая связь лица с государством, а как привилегия, которая предоставлялась советским государством.2 Институт гражданства в советский период истории нашей страны рассматривался как одно из средств, которым Советская власть пользовалась для своего укрепления, а также для защиты от внутренних и внешних врагов.3

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР, впервые закрепив, что основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.4

Новый этап развития государства, охарактеризованный как "перестройка", учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 г. был принят Закон о гражданстве СССР, знаменовавший некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства. Процессы обновления союзной федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации 1991 г. Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством. Последовавшие изменения в самой Российской Федерации и вокруг нее привели к необходимости принятия 31 июля 2002 г. Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

В современной Российской Федерации законодательство по вопросам гражданства составляет ряд федеральных законов: базовый акт – "О гражданстве Российской Федерации"; "О беженцах"; "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников".

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.

Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.

Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

1. Понятие и основания конституционно-правового института гражданства

 

  1.1. Понятие конституционно-правового института

Термин «гражданство» можно рассматривать в трех основных значениях. Во-первых, гражданство как одно из суверенных прав государства, во-вторых, как публично-правовое состояние индивидов, и в-третьих, как конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.5

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (без гражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.6

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают: круг лиц, признаваемых российскими гражданами; основания и порядок приобретения и прекращения гражданства; двойное и множественное гражданство; порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.7

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).8

Итак, под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь личности с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Это означает следующее:

  1. взаимоотношения граждан со своим государством носят устойчивый, то есть постоянный и чаще всего пожизненный характер;
  2. связь гражданина с государством носит личный характер, тогда как связь иностранца с государством страны пребывания – территориальный. Это проявляется в том, что когда иностранец покидает страну пребывания, его связь с государством этой страны прекращается. Если же свою страну покидает гражданин, выезжая за рубеж, его связь с государством сохраняется;
  3. связь гражданина с государством носит двусторонний характер. С одной стороны, гражданин наделяется правами и обязанностями, с другой – государство обладает правами и обязанностями по отношению к гражданину.9

Институт гражданства в цивилизованном государстве определяет, прежде всего, правовой статус лица, непрерывно связанный с его полной либо частичной правосубъектностью. Обладание гражданством обеспечивает защиту со стороны государства прав и свобод лица, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Иными словами, гражданство представляет собой совокупность правовых, социальных, моральных и иных отношений между государством и лицом, приобретающим гражданство. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.10

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагают наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

  

 

 

1.2. Международно-правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации

Информация о работе Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации