Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. В данной работе я работала над тем, чтобы раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………......3
Понятие и основания конституционно-правового института гражданства
Понятие конституционно-правового института …………………………………………5
Международно-правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации…………………………..…………………………………………7
Конституционные принципы российского гражданства…………………………..……10
Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
2.1.Конституционные гарантии гражданства в России………………...……………….13
2.2.Признание и приобретение гражданства Российской Федерации…………….……14
2.3. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……………...…22
Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ………….....23
Заключение ………………………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 75.72 Кб (Скачать файл)

1) Выход из гражданства  РФ. Необходимо заявление гражданина  и исполнение всех обязательств  перед Россией: воинская обязанность, отсутствие задолженностей по  налогам, отсутствие инцидентов  привлечения компетентными органами  в качестве обвиняемого по  уголовному делу и вступившего  в отношении гражданина обвинительного  приговора, подлежащего исполнению. Также заявитель должен либо  иметь гражданство иностранного  государства, либо гарантии его приобретения.

2) Обратная оптация. Выбор  гражданства другого государства  при изменении Государственной границы Российской Федерации.

3) Изменение гражданства родителями.

Отказ от гражданства России, в отсутствии другого гражданства и без гарантий приобретения такового, Конституцией РФ и действующим законодательством допускалось до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», не допускающего такой выход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ

Правовое регулирование как отдельный вид социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Под правовым регулированием понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества.26

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.

В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской Федерации требует правового регулирования.

Механизму реализации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его основе принято "Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденное Указом Президента Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.27

Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

Такими органами являются: Президент Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации, Министерство Иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Конституция устанавливает, что "Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации".

Закон о гражданстве раскрывает полномочия Президента. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства, разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление почетного гражданства.

По всем этим вопросам Президент издает указы. Подготовительную работу ведут все другие государственные органы.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации - образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства.28

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми её членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. Комиссия учитывает мнение компетентных органов республики, если дело касается гражданства, затрагивающего интересы республик в составе Российской Федерации. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.29

Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Президента Российской Федерации. Полномочия Министерства иностранных Дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации имеют компетенцию, аналогичную Министерству внутренних дел. Но к их функциям прибавляется ведение учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Контроль за исполнением решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется комиссией при Президенте и другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией. Решение полномочного органа в отказе от регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суде.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения.

В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - право двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.

Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым, юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан.

Особо важное значение имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.

Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993.
  2. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6.
  3. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.
  4. Положение о паспорте гражданина РФ // Собрание законодательства РФ. 1997, № 28. Ст. 3444.
  5. Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.
  6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ / Собрание законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53.
  7. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 2007. - 662с.
  8. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.
  9. Библер В. Граждане или подданные.: О конституционном проекте, но не только о нем // Мегаполис-Экспресс, 1993, 4 августа. - с. 3.
  10. Гражданство и свобода передвижения. М.: БЕК, 1994.
  11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2003. – С. 256.
  12. Калинин В.Н. Двойное гражданство как фактор защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом // Всеобщая Декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения. Материалы межвузовской региональной конференции. Академия управления МВД России. - М., 2000.
  13. Калинин В.Н. Гражданство: проблемы определения понятия // Проблемы укрепления законности и ее влияние на эффективность работы органов внутренних дел в современных условиях: Сб. статей адъюнктов и соискателей. - М., 2000.
  14. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8. – с. 21-24.
  15. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 61 Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 23-24. – с. 10-12.
  16. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права : Учебное пособие.-ИГУ.2010. С. 109—111.
  17. Тункин Г.И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. 1979. № 7
  18. Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Правоведение. 1967. № 1
  19. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.
  20. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып. 1. М., 1992.
  21. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969.
  22. Яковлев П.А. Миграционная политика государств постсоветского пространства. - М.: Олма-пресс, 2005.
  23. Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959.
  24. Яшин Н., Калинин В. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: современные проблемы. М., 2003.

 

 

1 Тункин Г.И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. 1979. № 7

2 Библер В. Граждане или подданные.: О конституционном проекте, но не только о нем // Мегаполис-Экспресс, 1993, 4 августа. - с. 3.

3 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.

4 Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Правоведение. 1967. № 1

5 Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып. 1. М., 1992

6 Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969

7 Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959

8 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993.

9 Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права : Учебное пособие.-ИГУ.2010. С. 109—111.

10 Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып. 1. М., 1992

11 Калинин В.Н. Гражданство: проблемы определения понятия // Проблемы укрепления законности и ее влияние на эффективность работы органов внутренних дел в современных условиях: Сб. статей адъюнктов и соискателей. - М., 2000

12 Марышев Н.И. Комментарии к ст. 61 Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 23-24. – с. 10-12.

13 Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.

14 Калинин В.Н. Гражданство: проблемы определения понятия // Проблемы укрепления законности и ее влияние на эффективность работы органов внутренних дел в современных условиях: Сб. статей адъюнктов и соискателей. - М., 2000

15 Калинин В.Н. Двойное гражданство как фактор защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом // Всеобщая Декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения. Материалы межвузовской региональной конференции. Академия управления МВД России. - М., 2000.

16 Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.

17 Яшин Н., Калинин В. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: современные проблемы. М., 2003

18 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ / Собрание законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53.

19 Яковлев П.А. Миграционная политика государств постсоветского пространства. - М.: Олма-пресс, 2005

20 Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.

21 Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.

Информация о работе Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации