Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;
дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;
• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права………………………………………………………...……..6
1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора……………………………………………………………………..…6
1.2 Понятие объекта и субъекта правовой охраны…………….………….13
Глава 2. Гражданско-правовя охрана авторских прав…………..…………21
2.1 Нарушение авторских прав: содержание и виды……………...………..21
2.2 Охрана и защита авторских прав………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..

Файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

Нарушения первого типа имеют  место, когда нарушитель использует произведение или объект смежных  прав на законных основаниях, но при  этом не соблюдает какие-либо личные неимущественные права. Например, публикуется  произведение или воспроизводится  исполнение без указания имени автора или исполнителя либо под чужим  именем [22, с. 51].

Вторая группа нарушений  охватывает случаи, при которых осуществляется лишь незаконное использование произведений или объектов смежных прав, не сопровождающееся нарушением каких-либо правомочий неимущественного характера. Такое нарушение происходит не только при использовании охраняемых объектов без заключения договора с  правообладателем. Имущественные права  могут быть нарушены также путем  использования объекта за пределами  условий договора, в частности, ограничивающих количество экземпляров, территорию или  срок использования [30, с. 31].

Нарушения третьего вида представляют собой комплексные посягательства как на имущественные, так и на личные неимущественные права. Смешанное  нарушение происходит, в частности, при публикации без разрешения автора произведения необнародованного либо такого, в отношении которого было реализовано право на отзыв. В  соответствии со ст. 1323 части IV ГК РФ к  таким нарушениям можно будет  относить также нарушение предоставленного изготовителям фонограмм права  на обнародование фонограммы. Отдельные  нарушения правомочий личного характера, не сопровождающиеся незаконным использованием, встречаются реже.

Выделение категорий нарушений  абсолютных авторских прав, их отграничение от посягательств на принадлежащие  авторам и субъектам смежных  прав относительные права позволяет  четко обозначить круг гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав, дифференцировать эти способы по содержанию прав, подлежащих охране и защите. Тем самым облегчается выбор конкретного способа, ограничивается возможность использования специфических способов охраны и защиты авторских прав случаями нарушения прав абсолютных. Кроме того, обособление обозначенных категорий нарушений способствует решению вопроса о подлежащих применению общих нормах, касающихся ответственности за нарушение гражданских прав и обязанностей [32, с. 28].

Теперь, с включением норм об интеллектуальной собственности  в ГК РФ, не вызывает сомнений возможность  применения общих положений о  гражданских правонарушениях в  отношении нарушений авторских  прав. Использование всего комплекса  гражданско-правовых норм, затрагивающих  соответствующие отношения, а также  выработка необходимых подходов правоприменительной практикой  позволят сформировать более определенную систему частноправовой охран и защиты авторских прав, основанную на принципах гражданского права.

2.2 Охрана и защита авторских  прав

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под  охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых  является восстановление и признание  этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Авторские права могут  нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или  иным правообладателем с другим лицом  на отчуждение исключительного права  либо лицензионного договора - с  лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора [10,  с. 32].

Нарушенные авторские  права могут защищаться с помощью  норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения  авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия  плагиата и заимствования, под последним  нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это  обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность  предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме  того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью  предъявления иска в суд [13, с. 42].

Закрепленные в гражданском  законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских  личных неимущественных прав и нарушение  исключительных правомочий на использование  и распоряжение произведениями, охраняемыми  авторским правом. В ГК нормы, посвященные  защите гражданских прав, содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей главы 70 ГК.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при  нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать  восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в  тираж произведения. Если же этот тираж  уже разошелся, то автор имеет  право требовать соответствующей  публикации о допущенном нарушении  в печати или иным способом. При  необходимости автор может требовать  запрещения выпуска произведения в  свет. Восстановление нарушенного права  может также включать в себя внесения исправлений в произведение [20, с. 51].

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Личные неимущественные  права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном  для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое  он возлагает охрану авторства, имени  автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после  своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих  полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени  автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными  лицами (п. 2 ст. 1267 ГК).

Законодатель не уточняет, кто имеется в виду под заинтересованными  лицами. Обычно таковыми являются лица, к которым перешли права на произведение, однако сюда же могут быть отнесены государственные органы в области культуры, фонда культурного наследия того или иного автора и т.д.

Что касается имущественных  прав, то речь идет о нарушении исключительного  права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует  иметь в виду, что право требовать  защиты нарушенного права имеют  не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного  правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в  выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат  вышел за рамки использования  произведения [19, с. 21].

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель  имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано  лицо, нарушившее права автора. Право  на взыскание гонорара не зависит  от вины лица, нарушившего это право.

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов  при использовании созданных  ими произведений за рубежом. Как  уже отмечалось, авторское право  имеет территориальный принцип  охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и  обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется  в соответствии с нормами национального  законодательства [24, с. 52].

Следует отметить, что некоторые  страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор  гражданином страны - участницы международных  соглашений (иногда действует принцип  взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов - граждан этого государства).

Таким образом, в случае нарушения  личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального  законодательства в судебном порядке [25, с. 34].

Помимо правовых норм для  защиты авторских прав применяются  технические средства. Так, ст. 1299 ГК РФ посвящена мерам правовой защиты против обхода технических средств, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые  не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Согласно п. 1 указанной  статьи техническими средствами защиты авторских прав признаются любые  технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие  либо ограничивающие осуществление  действий, которые не разрешены автором  или иным правообладателем в отношении  произведения. Такая формулировка в большей мере соответствует смыслу ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву.

Поскольку действия, связанные  с устранением технических средств  защиты или удалением информации об авторских правах, сами по себе могут  не приводить к нарушению исключительного  права, но в любом случае создают  условия и предпосылки для  нарушения авторских прав, было необходимо предусмотреть возможность применения в таких случаях адекватных мер  правовой защиты [27,  с. 22].

В настоящее время в  России отсутствует какой-либо государственный  орган, который комплексно занимался  бы вопросами авторско-правовой охраны и защиты авторских прав, хотя в  определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с "пиратами" созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с "пиратством" аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских прав приобретает особую актуальность в связи со вступлением России в ВТО.

Попытки бороться с контрафактной  продукцией делаются не только на федеральном, но и на местном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33 "О введении защитного знака  на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители лазерные и  компакт-диски" на государственное  муниципальное унитарное предприятие "Информзащита" возложена функция  по присвоению защитных идентификационных  знаков на указанную продукцию, а  также проверка законности их выпуска [31, с. 45].

Легальное определение контрафактной  продукции дано в п. 4 ст. 1252 ГК, согласно которому в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или  хранение материальных носителей, в  которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного  права на такой результат или  на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию  из оборота, и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом. Следует учитывать, что существуют две разные категории контрафактных экземпляров. Первая - незаконно изготовленные, а потому их любое дальнейшее использование является незаконным; собственно они и есть "контрафактные экземпляры". Вторая - это те экземпляры, которые изготовлены и существуют законно, но их использование является ограниченным; поэтому, если эти экземпляры используются вне законных пределов, они, эти экземпляры, также считаются контрафактными.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, под  контрафакцией прежде всего следует  понимать самовольное и незаконное изготовление и распространение  экземпляров произведения без согласия правообладателя. В обиходе применяется  также понятие "пиратского" экземпляра произведения, под которым понимается экземпляр, созданный и используемый без согласия правообладателя. Экземпляры произведения, изготовленные в стране, где они перешли в сферу  общественного достояния, и ввезенные  в РФ, являются контрафактными, если в России авторское право на них  продолжает действовать [30, с. 44].

Информация о работе Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата