Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;
дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;
• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права………………………………………………………...……..6
1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора……………………………………………………………………..…6
1.2 Понятие объекта и субъекта правовой охраны…………….………….13
Глава 2. Гражданско-правовя охрана авторских прав…………..…………21
2.1 Нарушение авторских прав: содержание и виды……………...………..21
2.2 Охрана и защита авторских прав………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..

Файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем для  обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в  авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе - РАО). За регистрацию взимается  плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и  дату регистрации [20, с. 65].

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и  т.д. и заполнить специальную регистрационную  форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права  третьих лиц. Такое свидетельство  может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что  такая регистрация не создает  авторского права.

Установить закрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому законодатель нашел способ более четко обрисовать контуры  объектов, охраняемых авторским правом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектами авторского права.

Согласно п. 6 ст. 1259 ГК не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы  государственных органов и органов  местного самоуправления муниципальных  образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные  решения, иные материалы законодательного, административного и судебного  характера, официальные документы  международных организаций, а  также их официальные переводы;

2) государственные символы  и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки  муниципальных образований;

3) произведения народного  творчества (фольклор), не имеющие  конкретных авторов;

4) сообщения о событиях  и фактах, имеющие исключительно  информационный характер (сообщения  о новостях дня, программы телепередач,  расписания движения транспортных  средств и тому подобное).

Отсутствие правовой охраны для официальных документов обусловлено  тем, что они изначально предназначены  для широкого использования, которое  должно быть беспрепятственным и  оперативным (хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные  в порядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским  правом они только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим  государственным органом. Что касается сообщений о событиях и фактах, то им охрана не предоставляется в  связи с тем, что сообщения  не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. Проект официального документа, в том числе проект официального перевода такого документа, а также проект официального символа или знака являются охраняемыми произведениями [23, с. 78].

Произведения народного творчества (фольклор - дословно в переводе с английского "народная мудрость"), которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен (частушки, сказки и т.д.).

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  в ч. 4 ГК из перечня производных  произведений исключены аннотации, рефераты, обзоры и резюме, которые  могут носить характер самостоятельных  произведений.

Согласно п. 2 ст. 1260 ГК составителю  сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Под признаки охраняемого  авторским правом произведения подпадают  и интервью, хотя они прямо и  не указаны в перечне охраняемых произведений [26, с. 47].

Особым образом регулируется вопрос о предоставлении правовой охраны письмам, дневникам и другим документам личного характера. Им предоставляется  правовая охрана нормами авторского права, однако помимо авторского права  они охраняются также нормами  Конституции, охраняющими неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Среди писем выделяют письма в редакцию. Письмо, адресованное в  редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного  средства массовой информации, если при  этом не искажается смысл письма и  не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти  письма тем органам, организациям и  должностным лицам, в чью компетенцию  входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать  редакцию опубликовать отклоненное  ею произведение, письмо, другое сообщение  или материал, если иное не предусмотрено  законом.

 

Глава 2. гражданско-правовая охрана авторских прав

2.1 Нарушение авторских прав: содержание  и виды

Нарушение авторских прав представляет собой, прежде всего гражданское правонарушение и выступает основанием применения гражданско-правовых способов охраны и защиты. Определение понятия, установление границ такого нарушения имеют важное значение также для административных и уголовных санкций. Именно нормы гражданского законодательства раскрывают содержание соответствующих прав, за нарушение которых может наступить административная либо уголовная ответственность.

Нарушениями признаются удаление или изменение информации об авторском  праве или смежных правах без  разрешения правообладателя, а также  названные в законе действия по использованию  произведений и объектов смежных  прав, в отношении которых такая  информация была неправомерно удалена.

Само по себе нарушение  норм, устанавливающих охрану информации об авторском праве, как и положений  о технических средствах защиты, не должно рассматриваться как нарушение  авторских прав. Но в данном случае основанием ответственности должно выступать не само по себе нарушение положений, касающихся технических средств защиты или информации об управлении правами, а нарушение соответствующих авторских или смежных прав [8, с. 22].

Разделение нарушений  авторских прав на нарушение личных неимущественных прав, с одной  стороны, и нарушение исключительных прав - с другой, носят условный характер. Собственно нарушение личных неимущественных  авторских прав, не связанное с  незаконным использованием, редко имеет  место. Однако такая классификация  важна, поскольку позволяет облегчить  выбор подлежащих применению способов защиты и охраны.

Чаще всего нарушению  личных неимущественных прав сопутствует  незаконное использование охраняемых объектов. В связи с этим целесообразным является выделение категории смешанных  нарушений.

Г. Уваркин предлагает для  отечественного права выделять следующие  виды нарушений исключительных авторских прав (контрафакции): неправомерное (без разрешения правообладателя) использование произведения (прямое нарушение); действия, способствующие неправомерному использованию (косвенное нарушение) [11, с. 32].

В рамках нарушения имущественных прав, принадлежащих авторам, выделяют бездоговорные нарушения и нарушения прав, вытекающие из договора. Как отмечает Э.П. Гаврилов, именно бездоговорное нарушение авторского права является гражданско-правовым деликтом. По сути, бездоговорными являются любые нарушения абсолютных прав, как имущественного, так и неимущественного характера.

Для обозначения нарушений  авторских прав часто употребляются  термины "контрафакция", "плагиат", "пиратство". При этом не всегда данные термины понимаются однозначно.

В силу п. 3 и 4 ст. 48 Закона об авторском праве контрафактными могут быть только экземпляры произведений или фонограмм, полученные в результате изготовления без разрешения правообладателя, а также такие, которые распространяются или импортируются без его  разрешения.

Пункт 4 ст. 1252 части IV ГК РФ определяет контрафактные экземпляры гораздо  шире, раскрывая содержание значения термина "контрафактный материальный носитель" в качестве общего для  объектов исключительных прав. В отличие  от п. 3 ст. 48 Закона об авторском праве  в силу данной нормы части IV ГК РФ контрафактными могут быть признаны оригиналы, зафиксированные на материальном носителе, или экземпляры произведений и фонограмм хотя и изготовленные  или распространенные с соблюдением  авторских прав, но в дальнейшем используемые для совершения нарушения. Например, контрафактными можно будет  признать используемые для переработки  без разрешения правообладателя  оригинал или экземпляр произведения или фонограммы, поскольку в этом случае их использование приводит к  нарушению авторских или смежных  прав.

Исходя из установленного в Законе понятия контрафактных  экземпляров, в литературе значение термина "контрафакция" в основном раскрывается через действия, связанные  с незаконным использованием материальных объектов. Так, контрафакция определяется как "производство несанкционированных  копий", несанкционированное воспроизведение  или распространение экземпляров  произведения или фонограммы. Не связанные  с использованием материальных объектов нарушения в такое понятие  контрафакции не включаются [15, с. 16].

Вместе с тем существует и другой подход к содержанию контрафакции. Например, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц  понимали под контрафакцией самовольное  использование чужих исключительных прав, нарушающее интересы правообладателя [7, с. 45]. Г. Уваркин отождествляет понятия "контрафакция" и "нарушение исключительных (имущественных) прав".

Представляется, что определения  контрафактных экземпляров, содержащиеся в ст. 48 Закона об авторском праве  и в ст. 1252 части IV ГК РФ, не препятствуют более широкому использованию термина "контрафакция", чем это вытекает из данных статей.

Легальное определение понятия "плагиат" закреплено в ст. 146 Уголовного кодекса РФ как присвоение авторства. Причинение в результате плагиата крупного ущерба автору или иному правообладателю  влечет уголовную ответственность [15, с. 37].

Право авторства, т.е. право  признаваться автором произведения, в соответствии с Законом об авторском  праве, принадлежит авторам. В части IV ГК РФ право авторства предоставлено  не только авторам произведений, но и исполнителям, которые также  именуются авторами исполнений.

Присвоение авторства  имеет место, когда нарушитель выдает чужое произведение за свое, обнародует или использует его под своим  именем. Плагиат может заключаться  как в использовании чужого произведения целиком, так и в части, в том числе в цитировании отрывков из произведений других авторов и в ином допускаемом законом свободном использовании без указания имени автора и источника заимствования.

Особый случай плагиата составляет использование нарушителем под  своим именем произведения, созданного другим лицом (гетеронимом) по заказу нарушителя. В литературе высказана точка  зрения, что "правомерное существование  гетеронимов оказывается возможным  в рамках почти любого закона об авторском праве" при условии, что подлинный автор и заказчик заключат договор, в котором будут  выступать как соавторы, и автор  согласится опубликовать произведение анонимно, а заказчик - под своим  именем. Однако такая ситуация может  являться правомерной лишь в том  случае, если "заказчик" действительно  вложил свой творческий труд в создание произведения наряду с "автором". Но тогда будет иметь место  уже создание произведения совместным творческим трудом, а не на заказ [16, с. 52].

Не всегда возможно ясно установить, когда имеет место  переработка и какова грань между  плагиатом, созданием производного произведения в результате переработки  и созданием самостоятельного независимого творческого результата на основе чужого произведения. Как отмечает В.В. Погуляев, вопрос о том, на каком этапе зависимость  производного произведения от первоначального  исчезает, "является дискуссионным  и очень сложным, поскольку даже использование образов и оригинальных имен персонажей в одном произведении, позаимствованных из другого произведения, указывает на зависимость и производность  первого произведения от второго"[18, с. 32].

Основным критерием для  отграничения плагиата от незаконной переработки и от создания независимого произведения должна выступать степень  творческой самостоятельности произведения, в отношении которого возник вопрос о присвоении авторства. Если такая  самостоятельность отсутствует, наличие плагиата не вызывает сомнений. В то же время нельзя забывать о том, что авторское право охраняет форму произведения. Так, когда чужие мысли изложены своими словами, может иметь место пересказ, являющийся переработкой произведения.

Поскольку право авторства  является личным неимущественным правом, собственно плагиат следует рассматривать  как нарушение личных неимущественных  прав. Плагиат может иметь место  как в рамках смешанных нарушений, так и представлять собой самостоятельное  нарушение. Последнее происходит, когда  осуществляется разрешенное использование  произведения в рамках прав, переданных автором по договору, но авторство  присваивается другим лицом [21, с. 58].

Понятие "пиратство", употребляемое  применительно к сфере авторских  прав, не имеет легального закрепления  в российском законодательстве. В  литературе данное понятие обычно раскрывается как незаконное использование объектов авторских прав, направленное на извлечение коммерческой выгоды, как нарушающая имущественные авторские права предпринимательская деятельность. Иногда данным понятием обозначаются любые нарушения имущественных авторских прав. В то время как слова "контрафактный" и "контрафакция" происходят от французского "contrefacon", одним из значений которого является "нарушение прав интеллектуальной собственности", обозначение термином "пиратство" нарушений авторских прав связано с использованием в отношении аналогичных нарушений английского слова "piracy" [31, с. 56].

Наиболее универсальной  и приемлемой в практическом плане  представляется классификация нарушений  авторских прав в зависимости  от содержания нарушенных прав. Можно  выделить следующие виды: нарушение  личных неимущественных прав, в том  числе плагиат; нарушение имущественных исключительных прав (контрафакция); смешанные нарушения.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата