Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;
дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;
• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права………………………………………………………...……..6
1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора……………………………………………………………………..…6
1.2 Понятие объекта и субъекта правовой охраны…………….………….13
Глава 2. Гражданско-правовя охрана авторских прав…………..…………21
2.1 Нарушение авторских прав: содержание и виды……………...………..21
2.2 Охрана и защита авторских прав………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..

Файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

Б.С. Антимонов критиковал концепцию "уступки", так как  у автора исключительный характер прав, который состоит в их неотчуждаемости  от личности автора в течение всей его жизни и срока, установленного законом [6,  с. 10].

В 50-е гг. в СССР возникла теория "разрешения". А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает  опубликование произведения. Издательства могут осуществлять издание и  распространение произведения только с разрешения автора, которое выражено в форме издательского договора, т.е. соглашения об использовании произведения.

Однако нельзя исключать  полностью и возможность передачи имущественных прав и некоторых  личных неимущественных прав, включая  право давать разрешение на использование  произведения. Подобные отношения могут  быть урегулированы с помощью  договора доверительного управления исключительными  правами (ст. 1013 ГК РФ) или договором  о передаче права на уступку исключительных прав.

Так, автор, создавая произведение, может передать право на обнародование  произведения с последующим разрешением  определения порядка его использования. В этом случае будет иметь место переуступка исключительных прав на использование произведения.

После кодификации гражданского законодательства в 1964 г. утвердилось  единое понятие авторского договора. В ст. 503 ГК РСФСР давалось определение  авторскому договору: "По авторскому договору автор передает или обязуется  создать и в установленный  договором срок передать свое произведение организации для использования  обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить  или начать это использование  в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение...". К разновидностям авторского договора, перечисленным в ст. 504 ГК РСФСР 1964 г., были отнесены: сценарный договор, постановочный, издательский и др.

Значительные изменения  были внесены в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г.. Там не было единого определения авторского договора, законодатель выделил два  типа авторских договоров: авторский  договор о передаче произведения для использования и авторский  лицензионный договор [28, с. 76].

За первым типом авторского договора сохранялось определение, которое охватывало все виды авторских  договоров, все они рассматривались  как договоры о передаче произведения для использования. Авторский лицензионный договор - это такой договор, по которому автор или его правопреемник  предоставляют организации право  использовать произведение, в том  числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных  договором пределах и на определенный договором срок, а организация  обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права.

Выделение типов договоров  говорило о наличии между ними определенной разницы. Так И.В. Савельева  усматривала ее в том, что по договору о передаче произведения для использования  оно должно было воспроизводиться в том виде, в каком создано автором, а по авторскому лицензионному договору использование произведения допустимо и в измененной форме.

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен  как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором  и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование  произведения предусмотренным договором  способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором  вознаграждение (ст. 139). В настоящее  время в части четвертой ГК РФ отсутствует определение авторского договора. Однако анализ норм этого  Закона позволяет сформулировать следующее  определение: авторский договор - это  договор, по которому правообладатель  передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование  произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами [17, с. 74].

Четвертая часть ГК РФ (ст. 1225 - 1551 гл. 69 - 77), как сказано выше, основана на концепции полной кодификации  действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности. В  основе этой концепции лежит оценка участия объектов интеллектуальной собственности в гражданском  обороте, как вполне сопоставимого  по значению и стоимости с участием в гражданском обороте материальных ценностей.

1.2 Понятие объекта  и субъекта правовой охраны

Определение объектов авторского права содержится в п. 1 ст. 1259 ГК, согласно которому объектами авторских  прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также  от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические  произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с  текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного  и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового  искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и  макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические  и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для  ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

При этом в гражданском  законодательстве Российской Федерации  в настоящее время не закреплено легальное понятие самого произведения. Понятия произведения и литературного  произведения были выработаны только на уровне юридической доктрины [23, с. 56].

Произведениями литературы в юридической науке признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме (включая программы  для ЭВМ). В более широком смысле понятием "литературное произведение" охватывается "любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством  слова в оригинальной композиции и посредством оригинального  содержания". В этом значении литературное произведение охватывает не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы.

Объектами авторского права  выступают лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками, как следует из указанного выше определения, являются:

1) творческий характер;

2) объективная форма;

3) возможность воспроизведения  тем или иным способом, при  котором возможно их восприятие.

По мнению О.С. Иоффе, творчество является интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые  понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное  отражение объективной действительности. Э.П. Гаврилов определяет творчество как  деятельность человека, порождающую  нечто качественно новое и  отличающееся неповторимостью, оригинальностью  и уникальностью [11, с. 34].

Таким образом, творческий характер произведения по-разному толкуется  российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная  деятельность, в результате которой  создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что  новизна является неотъемлемым признаком  творческого произведения, не является бесспорным. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Так, например, пьеса  М. Булгакова "Полоумный Журден" повторяет основные сюжетные лини пьесы  Мольера "Мещанин во дворянстве".

Вместе с тем нельзя, по крайней мере теоретически, исключать  такую возможность, когда два  автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно  идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию).

При решении вопроса о  том, является ли данное произведение объектом авторского права, на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может  быть осуществлено с помощью специальной  экспертизы. При этом следует иметь  в виду, что авторское право  охраняет произведение как единое целое  формы и содержания. Обособленное от формы содержание, и в частности  идею, тему, сюжет произведения, оно  не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы  решения технических, организационных  или иных задач, открытия, факты, языки  программирования (п. 5 ст. 1259 ГК). Это  особенно важно для произведений науки, когда некоторые ученые искренне полагают, что нарушаются их права  в тех случаях, когда другие ученые излагают созданные ими научные  теории без соответствующих ссылок на автора этой теории. В таких случаях  можно говорить только о нарушении  научной этики, но не авторского права [13, с. 27].

Закон также в самом  общем виде говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить, является ли творческое начало в произведении достаточным  для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Следует отметить, что в данном случае не учитывается  то обстоятельство, было ли завершено  произведение или нет. Так, авторское  право охраняет не только законченные  произведения, но и эскизы, наброски и др. Согласно п. 7 ст. 1259 ГК авторские  права распространяются на часть  произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру  они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 статьи 1259 ГК (то есть выражены в объективной форме).

Персонаж как охраняемая часть произведения назван в ч. 4 ГК впервые. Такая необходимость  возникла, с одной стороны, в связи  с возросшим числом судебных споров по поводу авторских прав на персонаж (наиболее известными являются иски, поданные Э. Успенским с целью защиты авторских  прав на персонажи созданных им сказок), а с другой - из-за наличия понятия "персонаж произведения" в ранее  действовавших нормах о товарных знаках (подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона РФ от 23 сентября 1992 года "О  товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров"). Поскольку авторское  право направлено на охрану прежде всего формы, а не содержания произведения, под персонажем в п. 7 ст. 1259 ГК понимается часть произведения как элемент  его формы: в книге - словесное  описание литературного героя, в  кинофильме, мультфильме, рисунке - изображение  и т.д.

Результат творческой деятельности становится объектом авторского права  при условии, что он выражен в  какой-либо объективной форме. Это  обусловлено тем, что поскольку  сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения  в объективной форме произведение не может быть воспринято другими  людьми и не может быть признано объективно существующим [23, с. 45].

Форма объективного существования  произведения может быть связана  с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение).

Устная форма также  является разновидностью объективной  формы, однако необходимо, чтобы можно  было воспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма  выступления и т.д.). Таким образом, объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы.

Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет.

Для того, чтобы произведение было признано объектом авторского права, необходимо наличие всех названных  признаков, и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется  и формального подтверждения  наличия этих признаков, квалификации произведения в качестве объекта  в каком-либо государственном органе. Закон прямо указывает на то, что  для возникновения и осуществления  авторского права не требуется регистрации  произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Термин "формальность" обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством. Анализируя национальные законодательства разных стран, к формальностям можно  отнести следующее: применение знака  охраны авторского права, регистрация  и депонирование произведений, регистрация  авторского договора [19, с. 34].

Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и  состоит из трех элементов: латинской  буквы C в окружности, имени автора и первого года опубликования [18, с. 59].

Таким образом, проставление знака охраны целесообразно с  практической точки зрения, поскольку, во-первых, обеспечивает правовую охрану произведения в тех странах, где  соблюдение формальностей является условием правовой охраны и, во-вторых, информирует потенциального пользователя о правообладателе.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата