Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;
дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;
• рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права………………………………………………………...……..6
1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора……………………………………………………………………..…6
1.2 Понятие объекта и субъекта правовой охраны…………….………….13
Глава 2. Гражданско-правовя охрана авторских прав…………..…………21
2.1 Нарушение авторских прав: содержание и виды……………...………..21
2.2 Охрана и защита авторских прав………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………..

Файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. История правового  регулирования и понятие объекта  охраны авторского права………………………………………………………...……..6

1.1 История правового регулирования  охраны авторских прав договора……………………………………………………………………..…6

1.2 Понятие объекта и субъекта  правовой охраны…………….………….13

Глава 2. Гражданско-правовя охрана авторских прав…………..…………21

2.1 Нарушение авторских  прав: содержание и виды……………...………..21

2.2 Охрана и защита авторских  прав………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………..35

Список используемой литературы………………………………...……..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С развитием в России рыночной экономики  возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной  прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку  прежнее законодательство характеризовалось  низким уровнем охраны прав, как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социально-экономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.

Система защиты авторских и смежных  прав, созданная в России, в целом  обычно характеризуется как отвечающая мировым стандартам, требованиям  международно-правовых актов. Вместе с  тем Российская Федерация по-прежнему остается среди государств с одним  из самых высоких уровней оборота  контрафактной продукции. Не последнюю  роль в этом играют отдельные недостатки правового регулирования защиты авторских и смежных прав [10, с. 32].

Актуальность темы. Существует ряд вопросов, которые не нашли до настоящего времени однозначного решения на теоретическом уровне, в отношении некоторых в законодательстве нет достаточной определенности, что вызывает проблемы практического характера. В частности, отсутствует единый подход к определению круга рассматриваемых способов защиты, к пониманию отраслевой принадлежности, места в системе этих способов некоторых специфических способов защиты, закрепленных гражданским законодательством. Детально такие вопросы в теоретических работах не исследовались. В области охраны интеллектуальной собственности можно отметить тенденцию усиления защиты интересов коммерческих обладателей исключительных прав. В сфере защиты авторских и смежных прав возникающие в связи с отмеченной тенденцией проблемы встают наиболее остро, поскольку здесь в наибольшей степени затрагиваются интересы правообладателей - физических лиц, таких как авторы и исполнители. Использование охраняемых объектов в Интернете породило специфические проблемы, связанные с защитой результатов творческой деятельности. Например, поиск эффективной правовой охраны использования технических средств защиты авторских и смежных прав поставил под угрозу поддерживаемый авторским правом баланс интересов правообладателей и пользователей.

Законодателем установлена единая общая система гражданско-правовых способов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, закрепленная в части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Совершенствование гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных  прав имеет значение не только для  авторско-правовой сферы, но и для  механизма защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в целом [12, с. 43].

Масштабность незаконного использования  результатов творческой деятельности, наличие объективной потребности  устранения недостатков правового  регулирования гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав, нерешенность ряда связанных с такой  защитой проблем на теоретическом  уровне определяют актуальность темы курсовой работы.

Степень разработанности  темы в правовой науке составляют работы российских цивилистов в области авторского права и прежде всего Б.С. Антимонова, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, В.Г. Камышева, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, Д.Н. Сутулова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, А.К. Юрченко, а также специалистов в области международного частного права - М.М. Богуславского, Г.К. Дмитриевой, СБ. Крылова, М.Н. Кузнецова, Л.А. Лунца, Ю.Г. Матвеева, В.П. Шатрова.

Целью работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов охраны авторских прав.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• изучить сущность охраны авторских прав в историческом и современном аспекте;

  • дать общую характеристику гражданско-правовых способов охраны и защиты авторских прав;

•  рассмотреть правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране.

Предметом исследования являются правовое регулирование и практическая реализация гражданско-правовых способов охраны авторских и смежных прав.

Объектом исследования выступают общественные отношения в области охраны авторских прав.

Методологические основы работы. Работа выполнена с использованием общенаучных методов, в частности, формально-логического, системного подхода, исторического, анализа, синтеза, а также частнонаучных, в том числе методов толкования норм права, формально-юридического, сравнительно-правового и иных методов.

Структура работы. Обусловленная целью и задачами исследования структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.

 

 

Глава 1. История правового регулирования  и понятие объекта охраны авторского права

1.1 История правового регулирования  охраны авторских прав договора

Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты  в России лишь во второй четверти XIX в. Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело  объективные основания: особенности  общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического  развития.

Книгоиздательское дело в  России до конца XVIII в. считалось монополией государства. Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано в 1771 г. одновременно с введением цензуры  на иностранную литературу. Общее  законодательное разрешение на устройство частных типографий во всех городах  империи было дано лишь Указом в 1783 г., который в 1796 г. был отменен. Хотя в 1801 г. новый император Александр I вновь разрешает открытие частных  типографий, но доминирующее положение  государства в сфере издательского  дела сохраняется до середины XIX в. Можно  сделать вывод, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных  предпосылок для возникновения  авторского права.

Сначала отношения авторов  с издателями вообще не были урегулированы  правом. Привилегии на издание произведений были не у автора, а у издателей (казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного характера) [9, с. 58].

Важной особенностью авторского права России была тесная связь с  цензурным законодательством. Первоначально, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, есть ли соответствующие  права на произведения. Но были случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг. В связи с этим в 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Первый Закон об авторском  праве в России был принят в 1828 г. в новом "Цензурном уставе", который содержал специальную главу  с названием "О сочинителях  и издателях книг". Указанная  глава, состоявшая всего из пяти статей, дополнялась "Положением о правах сочинителей", которое служило  приложением к "Цензурному уставу". По этому положению, касавшемуся  лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел исключительное право пользоваться всю жизнь  своим изданием и распорядиться (продать) по своему усмотрению как "имуществом благоприобретенным" (§ 1 Положения). Срок авторского права был установлен в течение жизни автора и 25 лет  после его смерти, после чего произведение "становилось собственностью публики" (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права ставилась в зависимость  от соблюдения цензурных правил, поскольку  напечатавший книгу без соблюдения правил "Цензурного устава" лишался  всех прав на нее (§ 17 Положения) [9, с. 67].

В 1830 г. было утверждено новое "Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей", которое  значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий  и т.д. Были признаны права сочинителей, которые приравнивались к правам собственности, и срок охраны произведения после смерти автора был продлен  до 35 лет.

В 1845 и 1848 гг. было признано право  собственности на музыкальные и  художественные произведения. В 1875 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском  праве были перенесены из "Цензурного устава" в гражданские законы.

В 1911 г. был принят Закон, который назывался "Положение  об авторском праве". В нем раскрывались основные понятия: "круг охраняемых объектов", "срок действия авторского права", "вопросы правопреемства", "возможные нарушения авторских  прав", "способы защиты" и  т.п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, художественные, фотографические произведения.

Первым советским законом  в этой области был Декрет ЦИК  от 29 декабря 1917 г. "О государственном  издательстве". Декрет закрепил право  объявлять государственную монополию  сроком не более чем на пять лет  на сочинения, подлежащие изданию [12, с. 63].

В 1918 г. был издан Декрет СНК "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР уже любые произведения - опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых  авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д. За использование  произведений, объявленных достоянием государства, пользователи обязывались  выплачивать авторам гонорар  по установленным ставкам. Были объявлены  достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права  по распоряжению ими.

10 октября 1919 г. принят  Декрет "О прекращении силы  договоров на приобретение в  полную собственность произведений  литературы и искусства", который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств. Было закреплено, что издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок [17,  с. 30].

Следующий этап развития российского  авторского права связан с действием "Основ авторского права" 1925 и 1928 гг., а также принятого в  их развитие Закона РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве". Указанные  акты закрепляли право принудительного  выкупа авторского права на произведение по решению Правительства СССР или  союзной республики. За всеми авторами признавалось исключительное право  на созданные ими произведения, которое  имело силу в течение 25 лет с  момента первого издания или  первого публичного исполнения произведения, а с 1928 г. стало в отношении  большинства произведений пожизненным  правом автора. Предусматривался и  переход авторских прав к наследникам  на 15 лет после смерти автора. Использование  произведений допускалось на основе договоров с авторами, условия  которых регулировались законом.

Таким образом, "Основы авторского права" и Закон РСФСР "Об авторском  праве" отвечали духу своего времени.

В начале 60-х гг. в ходе кодификации законодательства было включено законодательство об авторском  праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик  и в гражданские кодексы союзных  республик. В 1973 г., когда Советский  Союз стал участником Всемирной (Женевской) Конвенции об авторском праве 1952 г., в советском законодательстве было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет  возрос срок действия авторского права  после смерти автора, расширен круг субъектов авторского права и  т.д. А в 1991 г. был включен раздел "Авторское право" в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. исключили  свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений, срок действия авторского права после смерти автора продлили до 50 лет.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом СССР этого не произошло и Основы гражданского законодательства Союза  ССР и республик вступили в  действие позже. А 3 августа 1993 г. вступил  в действие Федеральный закон  от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве  и смежных правах" [28, с. 45].

В литературе гражданско-правовой договор рассматривается как  взаимное соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или  прекращение правоотношений. Хотя в  литературе встречаются немного  измененные определения. Так, М.Н. Бару считает, что договор представляет собой волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или  прекращение юридических отношений.

Понятие авторского договора начало формироваться в юридической  литературе 30 - 40-х гг. Это был издательский договор, т.е. один из видов авторских  договоров. Его определение было дано в Законе "Об авторском праве" 1928 г. В нем издательский договор  трактовался как соглашение, "в  силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание  произведения, облеченного в объективную  форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого  произведения".

В настоящее время в  области авторского права сложились  две основные концепции отчуждения таких прав. Первая - теория "разрешения" - характерна для континентальных  стран, другая - теория "уступки" - господствует в англосаксонской  системе. Для англосаксонской системы  права характерно то, что авторские  права - это движимое имущество и  может быть переуступлено полностью  или частично третьим лицам, т.е. правопреемник становится обладателем  авторских прав. А для континентальной  системы права - права не могут  передаваться полностью или частично третьему лицу. Они могут только предоставляться путем специального разрешения на использование произведения. Российское законодательство в большей  степени привержено континентальной  системе права.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана авторских прав от контаыфакции и плагиата