Государственное управление социально- культурной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы « Государственное управление социально- культурной сферой», одна из интересных тем связанных с системой управления в Российской Федерации. Ежедневно каждый из нас сталкивается или связан с социальной сферой, но не всегда мы задумываемся каков порядок и механизм управления «социалкой». Таким образом, попробуем разобраться в сущности организации государственного управления социально- культурной сферы, проанализировать его механизм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление социально-культурной сферой.……....5
1.1. Государственное управление образованием..………………………………5
1.2. Государственное управление наукой……………………………………….7
Глава 2. Государственное управление в сфере здравоохранения.....................14
2.1. Государственное управление здравоохранением, физкультурой и спортом……………………………………………...………………………………....14
2.2. Государственное управление в сфере социальной защиты граждан……23
Глава 3. Государственное управление в культурной сфере.………………….30
3.1. Государственное управление культурой. ………………………………....30
3.2. Муниципальные органы управления культурой………………………….36
3.3. Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга. .................................................................................................................................47
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

система гму курсач.docx

— 338.60 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.) закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой в свою очередь в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная, муниципальная и частная системы (вернее - подсистемы) здравоохранения.

Государственная система здравоохранения охватывает органы управления здравоохранением Российской Федерации и ее субъектов, а также находящихся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и иные учреждения, осуществляющие соответствующую деятельность в рассматриваемой отрасли.

Муниципальную систему здравоохранения составляют муниципальные органы управления охраной здоровья граждан и находящиеся в муниципальной собственности учреждения и предприятия, в основном аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

Непосредственное государственное руководство здравоохранением возложено на систему специализированных органов исполнительной власти, которую образуют: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; соответствующие министерства республик, входящих в состав Российской Федерации; органы управления здравоохранением иных субъектов Федерации - департаменты, комитеты, главные управления, управления, отделы и т.п.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать в масштабе страны проведение государственной политики в области здравоохранения.

Основными задачами Минздравсоцразвития России являются: разработка основ государственной политики, целевых и государственных научно-технических программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции; организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения и контроль за их соблюдением; обеспечение санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения и др.

К основным функциям Минздравсоцразвития России относятся: разработка целевых программ в области здравоохранения; координация взаимодействия систем здравоохранения; совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной работы; решение вопросов медико-санитарной помощи семье, матери, отцу, ребенку; наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением законодательства о здравоохранении организациями и гражданами; применение мер пресечения нарушений санитарного законодательства организациями и гражданами и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, и др.

Государственные функции в отрасли здравоохранения реализуются также рядом министерств и ведомств, имеющих в своем подчинении медицинские службы и учреждения: Министерством обороны. Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и др. Подведомственные им учреждения здравоохранения осуществляют свою деятельность на основе общих правовых актов, регулирующих правовое положение учреждений здравоохранения. Система и структура органов управления ведомственными учреждениями здравоохранения определяется соответствующими министерствами и ведомствами.

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму утверждено Указом Президента РФ от 20.05.04 (с изменениями от 13.09.04).

Агентство играет важную роль в реализации государственной политики в охране здоровья населения. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, другими законодательными и подзаконными нормативными актами компетенция этого федерального органа исполнительной власти охватывает: разработку и реализацию целевых федеральных государственных программ развития физической культуры, спорта и туризма; разработку государственных нормативов финансирования физической культуры, спорта и туризма; прямое финансирование деятельности подведомственных предприятий, учреждений и организаций физической культуры, спорта и туризма федерального значения; лицензирование международной туристической деятельности; организацию научных исследований в области физической культуры, спорта и туризма; разработку нормативов физической подготовленности различных групп населения и установление единой спортивной классификации; научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и популярной литературы; пропаганду физической культуры и спорта среди населения; контроль за исполнением законодательных и нормативных актов в области физической культуры, спорта и туризма и др.

В субъектах Российской Федерации создаются и действуют республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономных округов, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы управления физической культурой, спортом и туризмом: департаменты, управления, комитеты, отделы и т.п. Эти органы создаются решением органа государственного управления субъекта федерации по согласованию с соответствующим представительным органом государственной власти. В пределах своей компетенции они осуществляют функции, аналогичные функциям Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму.

Местные органы управления физической культурой и спортом создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Государственный Фонд физической культуры и спорта Российской Федерации оказывает финансовую, материальную, организационную и иную помощь общественным объединениям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.

Государство поддерживает олимпийское движение в Российской Федерации. Олимпийское движение в стране координируется Национальным олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской хартией. Национальный олимпийский комитет является официальным представителем Российской Федерации во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, включая Олимпийские игры.

В соответствии с действующим законодательством все государственные органы управления физической культурой и спортом, объединения (организации) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, учреждения и организации здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями, их объединениями и общественными объединениями обязаны организовывать широкую пропаганду физической культуры и спорта среди населения с использованием средств массовой информации.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование. В зависимости от его вида гражданам гарантируется определенный объем медицинских услуг. Так, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования гражданам гарантируется конкретный объем бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. На основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих и личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги.

Государство гарантирует гражданам право на медицинскую помощь. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь, которая включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний: осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, а также других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Этот вид помощи обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Непосредственное медицинское обслуживание граждан и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляют стационарные и амбулаторные учреждения здравоохранения. По типу различают лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические и судебно-медицинские учреждения.

Основными видами учреждений здравоохранения являются поликлиники, больницы, диспансеры разного профиля, родильные дома, санаторно-эпидемиологические центры, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях, учреждениях, организациях и др. В зависимости от принадлежности к конкретной системе здравоохранения они также подразделяются на государственные (федеральные и субъектов федерации), муниципальные и частные.

Обязательным условием правомерного функционирования учреждения здравоохранения является наличие лицензии на избранный вид деятельности. Лицензия выдается на основании сертификата, подтверждающего соответствие условий его деятельности установленным стандартам. При оказании учреждением медицинской помощи по нескольким профилям в лицензии отдельно указывается каждый вид соответствующей деятельности.

Лицензии и сертификаты выдаются лицензионными комиссиями, создаваемыми государственными органами субъектов Российской Федерации либо по поручению последних - администрацией местного самоуправления. Лицензионные комиссии вправе лишать лицензий или приостанавливать их действие при несоблюдении учреждениями требований государственных стандартов и качества медицинской помощи.

Большую роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения играет государственный санитарно-эпидемиологический надзор, который представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждении, направленную на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

Данный вид государственного надзора осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой России. Органов и учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте. Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора регламентируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденным Правительством РФ 24 июля 2000 г. №554 и другими правовыми актами. Руководство ими осуществляют Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте.

Разновидностью данного государственного надзора является ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, который осуществляется отдельными министерствами и ведомствами в отношении подведомственных им объектов. Посредством его, в частности, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации. Министерства внутренних дел Российской Федерации. Федеральной службы безопасности. Министерства транспорта Российской Федерации и др. Содержание его в основном совпадает с содержанием санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого органами и учреждениями Минздравсоцразвития России.

 

2.2. Государственное управление в сфере социальной защиты граждан.

Социальная защита граждан - одна из важнейших функций государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации (ст. 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Деятельность государства по практической реализации этой политики протекает в рамках самостоятельной отрасли управления социально-культурной сферой, именуемой «социальная защита граждан».

Информация о работе Государственное управление социально- культурной сферой