Апелляция в гражданском процессе Российской Федерации и странах Таможенного Союза: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования поставлено определение перспективы перехода к наднациональному регулированию института апелляции в гражданском процессе в рамках интегрированного государства.
Задачи исследования состоят в следующем:
- определить значение апелляционного производства
- определить факторы, предопределяющие доступность апелляции для населения
- выявить особенности порядка апелляционного обжалования в национальных законодательствах
- предложить перспективы совместного регулирования апелляции на уровне законодательства Таможенного Союза

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Апелляция в современном гражданском процессе 10
§ 1 Сущность и значение апелляционного производства 10
§2 Доступность апелляционного производства 17
Глава 2. Апелляция в гражданском процессе стран Таможенного Союза 24
§ 1. Объекты, субъекты апелляционного обжалования в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 24
§ 2. Суды апелляционной инстанции в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 31
§ 3. Порядок и особенности рассмотрения дела в апелляционной инстанции в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 43
Глава 3. Перспективы унификации законодательного урегулирования института апелляции в гражданском процессе стран Таможенного Союза 57
§ 1 Актуальные проблемы апелляционного производства в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 57
§ 2 Перспективы сотрудничества Российской Федерации и других стран Таможенного Союза в области законодательного регулирования института апелляции 63
Заключение 70
Список использованных источников 73

Файлы: 1 файл

Диплом 2013 Тараскина А. 5СВ.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

Не во всех странах институт апелляции  имеет четко выраженную принадлежность к тому или иному виду. В силу специфики развития общества, разной степени готовности к принятию общемировых стандартов в области защиты прав и свобод своих граждан страны вырабатывают свою модель апелляции. В странах Таможенного Союза также сложились свои системы правового регулирования института пересмотра не вступивших в законную силу решений.

Например, для России апелляция  - явление достаточно новое. Двадцатый век знал только кассационный способ обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, но в 1995 году институт кассации был пересмотрен и наделен чертами апелляции. Была допущена возможность проверять новые, а не только уже представленные доказательства. В 2000 году появилась новая глава ГПК РСФСР, посвященная апелляционному порядку проверки не вступивших в законную силу постановлений мировых судей. С 2003 года начал действовать ГПК РФ, который предусматривал дуалистическую природу проверки не вступивших в силу судебных постановлений. Между кассационной и апелляционной инстанциями была поделена «сфера влияния»: апелляция занималась пересмотром не вступивших в силу постановлений мировых судей, а кассация пересматривала постановления федеральных судов общей юрисдикции. Такая дифференциация не обеспечивала равенство граждан, обращавшихся за судебной защитой к мировому судье и в федеральный суд.

С одной стороны, сосуществование  взаимоисключающих форм пересмотра решений, не вступивших в силу, было уникальным явлением для права как  такового, но с другой стороны такой  институт не отвечал современным запросам и был иррационален. Что предопределило появление в 2010 году федерального закона6, который с 1 января 2012 года предоставил право проверки всех не вступивших в силу судебных решений судам апелляционной инстанции, чем приблизил российскую систему проверки не вступивших в законную силу судебных решений к международным стандартам в области доступности судебной защиты. Согласно этому закону у суда апелляционной инстанции появилась возможность рассматривать дело в пределах доводов жалобы (хотя в интересах законности может проверить решение суда в полном объеме) и оценивать имеющиеся и вновь представленные доказательства, чего нельзя было встретить в редакциях ГПК РСФСР. Был расширен круг полномочий суда апелляционной инстанции. Помимо прежних полномочий:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу, представление – без удовлетворения появилась возможность;

2) отменить  решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить заявление без рассмотрения полностью или в части,

появились новые возможности:

3) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока;

4) вынести новое решение, которое отменяет предыдущее, т.е. разрешить дело по существу.

О российской апелляции можно сказать, что она относится к смешанному виду, поскольку обладает чертами  и полной, и неполной апелляции.

Гражданский процесс Белоруссии до сих не располагает понятием «апелляция». Отличительной особенностью гражданского процессуального законодательства Белоруссии является то, что по сути, ГПК Белоруссии7 регламентирует только кассационный порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных актов, но суды принимают и исследуют новые доказательства, устанавливают новые обстоятельства дела и на их основе выносят новые решения. Кассация в Белоруссии наделена одновременно чертами и кассации, и апелляции. Суд этой инстанции не связан доводами жалобы и обязан проверять дело в полном объеме. По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции обязан принять определение. Перечень его полномочий по сравнению с возможностями судов апелляционной инстанции в России отличается возможностью отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

Отсутствие  такого полномочия у российской апелляционной  инстанции обсуждается в правовых кругах, но на сегодняшний день нет единого мнения на счет целесообразности введения такого новшества. Возможность возвращать дело в суд первой инстанции для рассмотрения дела по подсудности является важной гарантией права каждого на судебную защиту. Дело в том, что рассмотрение дела в суде первой инстанции предоставляет лицам неограниченные возможности представлять доказательства и обжаловать решение этого суда до вступления его в законную силу. Нарушение же правил подсудности в суде первой инстанции и отсутствие возможности суда апелляционной инстанции исправить эту оплошность и перенаправить дело в соответствующий суд для рассмотрения означает для заинтересованных лиц, что их дело не будет рассмотрено ни судом первой инстанции, ни судом второй инстанции8. По каким бы правилам дело ни рассматривалось апелляционной инстанцией, постановление она выносит как вторая инстанция. А такой порядок апелляционного рассмотрения нарушает принцип равенства между лицами, принимавшими участие в рассмотрении дела судом первой инстанции, и лицами, по ошибке лишенными такой возможности.

В Казахстане институт апелляции представляет собой полную апелляцию, что означает возможность  пересмотра судебного решения в  апелляционном порядке только единожды. Поэтому ГПК РК (ст. 345)9 устанавливает пересмотр дела в апелляционном порядке в полном объеме, не ограничиваясь доводами жалобы или протеста. Ввиду этого, суд вправе устанавливать новые факты в пределах заявленного иска и исследовать новые доказательства, которые сторона по уважительной причине не смогла предоставить в суде первой инстанции. Суд апелляционной инстанции пересматривает дело с самого начала и проверяет соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Суд апелляционной инстанции обладает широкими полномочиями по изменению и отмене постановлений суда первой инстанции. Казахская апелляция, как видно, представляет собой пример полной апелляции. Необходимо заметить, что недостатком такой модели апелляции является снижение роли суда первой инстанции и большая вероятность злоупотреблений со стороны тяжущихся своими процессуальными правами. 

В целом, для апелляции как института существенны следующие два момента:

во-первых, пересмотр не вступившего в силу судебного постановления является гарантией права на судебную защиту, поскольку этой инстанцией дело рассматривается вторично, по существу;

во-вторых, апелляция позволяет оперативно достигать цели правосудия, т.к. апелляционную жалобу вносят до вступления решения в силу.

Пересмотр не вступивших в силу постановлений образует очередное звено нормального хода судебного процесса и обеспечивает системное единство процессуальных норм. В случае, если возможность обжаловать судебное решение будет установлена только для вступивших в силу актов, лица, участвующие в деле, будут лишены возможности обжаловать установленные факты. А это препятствует выявлению и устранению судебных ошибок, которые нельзя будет восполнить в надзорном производстве.

Рассматриваемый автором работы вид судопроизводства служит ориентиром для судов первой инстанции, независимо от того, какой тип апелляции установлен в праве той или иной страны.

Рассмотренные в этом пункте работы аспекты определяют значение института апелляции, а сравнительный анализ регулирования данного института в разных странах позволяет делать выводы о правильных или недостаточно удачных подходах к возможности обжалования судебных актов, о выборе наиболее эффективного способа в целях гармонизации законодательств различных стран, в данном случае, законодательств стран Таможенного Союза. 

§2 Доступность  апелляционного производства

 

Очень сложно добиться истинно судебной процедуры. Как  считает Нешатаева Т.Н.10, доступность правосудия определяется на ментальном уровне, для этого должны быть готовы и судьи, и окружающее их общество. Тем не менее, совершенная процедура является одним из условий доступности судебной защиты, в том числе в суде апелляционной инстанции.

Доступность необходимо рассматривать именно с точки  зрения справедливости: до вынесения  решения стороны должны быть «увидены и услышаны» судом и друг другом, их дело должно быть рассмотрено без пристрастия и предрассудков. Как отмечает Шакарян М.С.11, критерии доступности можно поделить на объективные и субъективные. К объективным она относит внутреннюю согласованность процессуального и материального законодательства, а к субъективным, среди прочего, гарантированное право на обращение в суд в четко регламентированном порядке, разумные сроки рассмотрения дела судом, простоту и ясность процедуры рассмотрения и гарантии юридической помощи.

Но нельзя забывать про такие факторы, которые в  первую очередь влияют на доступность  судебного производства, и апелляционного в частности, для основных слоёв  населения: это стоимость юридических  услуг, сложность правил судопроизводства, структура судебной власти и неразвитость общественных институтов, обеспечивающих защиту разных групп населения12.

Автору интересен  процессуальный аспект доступности  апелляционного производства, поэтому исследование будет касаться тех проблемных аспектов, которые на сегодняшний день представляют сложность при реализации права на рассмотрение дела в апелляционном порядке. К ним необходимо отнести порядок обращения в суд апелляционной инстанции, субъектный состав лиц, имеющих право обращаться с жалобой и право каждого отказаться от своей жалобы как гарантии реализации принципа диспозитивности в гражданском процессе.

Порядок обращения  в суд апелляционной инстанции  представляет собой целый комплекс норм, которые должно соблюдать лицо, подающее жалобу, протест. При этом законом остается неурегулированным очень широкий круг вопросов, в число которых входит:

1) определение момента начала течения сроков для обжалования;

2) составление  мотивировочной части решения;

3) требования, предъявляемые  к содержанию различных частей решения суда первой инстанции и апелляционной жалобе, протесту.

Первой преградой на пути обжалования постановления  суда является момент начала течения  срока. Для того, чтобы иметь такую  возможность, у лица на руках должно быть судебное постановление с мотивировочной частью, в которой содержится аргументация суда по поводу вынесенного решения. Но законодательства не всех стран Таможенного Союза обязывают суды составлять мотивировочную часть решения. Например, в России мировой судья может составлять мотивировочную часть по своему усмотрению (п.3 ст.199 ГПК РФ), но обязан это сделать по запросу участвующих в деле лиц. В Белоруссии мотивировочная часть решения суда любой инстанции не является обязательным звеном структуры судебного постановления, кроме случаев, предусмотренных законом:

1) по требованию юридически  заинтересованного лица;

2) в связи с обжалованием  или опротестованием решения  в кассационном порядке;

3) если решение не подлежит обжалованию путем кассации.

Резолютивная часть, в которой содержатся указания на сроки и возможность обжалования решения суда, не может заменить мотивировочную. Связывать предписание суда исключительно с резолютивной частью неверно, поскольку она представляет собой лишь решение. Как известно, важна не победа, важен процесс. Так и в случае со структурой судебного решения – резолютивная часть важна как продолжение мотивировочной. Конечно, резолютивная часть указывает на разрешение жалобы и на применение определенного способа защиты права. Но вывод о судьбе жалобы как требования к суду об установлении определенного материально-правового положения полностью обусловлен и определяется тем, какие именно факты и правоотношения были им установлены13

По мнению Скобелева В.П., от содержания решения зависят пределы действия законной силы судебного решения. Не требуя составлять мотивировочную часть, закон ставит лицо, обжалующего решение, в проигрышное положение тем, что отнимает у него минимум пять дней (а то и семь согласно ст.312 ГПК РБ)  для подготовки и подачи жалобы (п. 5 ст.199, ст.229 ГПК РК).

В настоящий  момент в Республике Беларусь активно  обсуждается вопрос о значимости и необходимости составления  мотивировочной части. Существует два  блока судей: выступающие за составление  мотивировочной части судебного  решения и, соответственно, против. Сторонники одного блока видят в составлении мотивировочной части решения ненужную трату времени. Они считают, что действующий ГПК РБ содержит достаточные гарантии права на получение мотивировочной части решения, и отсутствие в решении мотивировочной части никак не может влечь за собой утрату обоснованности решения. Такой позиции придерживаются многие судьи районных и городских судов14. А сторонники другого подхода, например, Куклис Н., считают, что с точки зрения ГПК РБ и разъяснений Пленума ВС РБ отсутствие мотивировочной части в решении однозначно является необоснованным.

По мнению автора, отсутствие мотивировочной части в решении делает невозможным установление преюдициальности фактов и отношений, которые были установлены судом первой инстанции, но которые не получили закрепления в решении. Следствием этого является трата времени и средств на установление тех же самых обстоятельств в следующей инстанции. Но к тому времени могут уже отпасть соответствующие доказательства.

Такое положение дел крайне негативно сказывается на доступности апелляционного производства. Поэтому думается, что отсутствие требования составлять мотивировочную часть решения в законодательстве той или иной страны является существенным упущением законодателя и требует его бдительного внимания.

Информация о работе Апелляция в гражданском процессе Российской Федерации и странах Таможенного Союза: сравнительный анализ