Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.
2. Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.
3. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.
4. Обычное право и закон.
5. Деятельность юристов и эдикты магистратов.
6. Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.
7. Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.
8. Легисакционный процесс, его особенности.

Файлы: 1 файл

Bilety_RP.docx

— 275.39 Кб (Скачать файл)
  1. Виды юридических лиц, правовые признаки юридических лиц. Порядок образования и прекращения деятельности.

Порядок образования юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и состоит из нескольких этапов. 
Вынесение решения о создании соответствующей организации зависит от способа образования юридических лиц. В некоторых случаях для создания юридических лиц требуется специальное предписание компетентного органа, поэтому они возникают в распорядительном порядке, например при создании государственного и муниципального унитарного предприятия на основании решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. 
В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации, которое должно быть представлено в определенный государственный орган, и после этого могут быть предприняты дальнейшие шаги по созданию юридического лица. Добровольный порядок образования юридических лиц дифференцируется на две правовые группы: разрешительный и нормативно-явочный. 
При разрешительном порядке решение учредителей о создании юридического лица вступает в силу после того, как оно будет санкционировано управомоченным на то органом. Например, решение граждан, желающих образовать гаражно-строительный кооператив, утверждается администрацией района, и в этом случае компетентный орган учитывает не только соблюдение учредителями предписаний закона, но и соображения целесообразности. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа. 
При нормативно-явочном порядке образования юридического лица решение учредителей не нуждается в чьем-либо утверждении, а соответствующий орган ограничивается проверкой соблюдения учредителями тех содержащихся в законе требований, которым должна удовлетворять создаваемая организация. 
После того как решение о создании юридического лица принято в установленном порядке, разрабатываются устав и другие учредительные документы, назначаются или избираются органы и формируется имущественная база. 
Утверждение устава и заключение учредительного договора является важнейшим этапом в создании юридического лица. В учредительном договоре учредители определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, вопросы управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава. 
Правовое значение устава юридического лица состоит в следующем: 
1) в уставе некоммерческой организации и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены пределы и цели деятельности юридического лица; 
2) устав очерчивает структуру юридического лица и указывает его органы, а также указывает форму имущественной обособленности юридического лица (оперативное управление, полное хозяйственное ведение и т.д.). 
Последней, завершающей, стадией в процедуре создания юридического лица является его государственная регистрация, которая осуществляется территориальными отделами Министерства по налогам и сборам РФ. Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о создании (распоряжение, в надлежащих случаях согласие собственника имущества или его органа, учредительный договор и т.п.), свидетельство об оплате государственной пошлины, справка о юридическом адресе, согласование его наименования. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Нарушение установленного порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица, который может быть обжалован в судебном порядке. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. 
Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица ведет к прекращению самостоятельного существования организации без полной ликвидации ее дел и имущества. Реорганизация осуществляется путем разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лиц; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому; преобразования одного юридического лица в другое (например, на базе государственного предприятия создается акционерное общество); выделения из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц. 
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо принудительно по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в форме его разделения или выделения в случаях, прямо определенных в законе. 
В частности, в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(25) в случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность или их действия приводят к существенному ограничению конкуренции, Антимонопольный комитет  РФ вправе принять решение о принудительном разделении. Данное решение может быть принято при наличии возможностей для организационного или территориального обособления предприятий, их структурных подразделений или разграничения сфер деятельности и подлежит исполнению в срок не менее 6 месяцев. В случае, если предписание антимонопольного комитета о разделении хозяйственных органов не будет исполнено в установленный срок, этот государственный орган получает право обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском к юридическому лицу. Если суд сочтет иск обоснованным, он назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию. С момента назначения к внешнему управляющему переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, и основная обязанность заключается в совершении действий по реорганизации, в частности составление разделительного баланса и передача его на утверждение арбитражному суду вместе с учредительными документами, а также решение других вопросов, возникающих в ходе реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов будет служить основанием для государственной регистрации этих юридических лиц (ст. 57 ГК РФ). 
Участие уполномоченных государственных органов в процессе реорганизации проявляется и в согласовании на реорганизацию в форме слияния, присоединения и преобразования юридического лица, получение которого является обязательным условием такой реорганизации в целях предупреждения доминирующего рыночного положения хозяйствующих субъектов, что представляет собой исключение из общего порядка, установленного ГК РФ. 
В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизованного юридического лица применительно ко всем формам реорганизации (ст. 58 ГК РФ). При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении одного юридического лица к другому к последнему на основании передаточного акта переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица. В случаях реорганизации в форме разделения либо выделения из состава одного или нескольких юридических лиц права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникающим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. 
Таким образом, во всех случаях реорганизации юридического лица документом, связанным с правопреемством, служит либо передаточный акт, либо разделительный баланс. При этом ГК РФ предъявляет к ним следующие обязательственные требования. 
1. Они должны включать в себя положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. 
2. Передаточный акт или разделительный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. 
Утвержденный передаточный акт (разделительный баланс) вместе с учредительными документами представляется для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. 
В ГК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, включены нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав и законных интересов кредиторов реорганизованного юридического лица, заключающиеся в том, что учредители (участники) юридического лица, а также орган, принимающий в соответствующих случаях решение о реорганизации юридического лица, должны направить всем его кредиторам письменное уведомление о его реорганизации (ст. 60 ГК РФ). 
Кредиторы реорганизованного юридического лица наделяются правом потребовать прекращения или долгосрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемое юридическое лицо, а также могут потребовать возместить убытки, вызванные прекращением исполнения соответствующих обязательств. Если кредитором не будет реализовано право на досрочное прекращение либо исполнение должником обязательств, место реорганизованного юридического лица в этом обязательстве займут его правопреемники, определяемые на основании соответствующего передаточного акта или разделительного баланса. В случае, когда разделительный баланс или передаточный акт не дают возможность установить правопреемника реорганизованного юридического лица, все вновь возникшие юридические лица будут нести перед его кредиторами солидарную ответственность по прежним обязательствам. 
При реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, а в остальных случаях юридическое лицо признается реорганизованным с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

 

  1. Родство и семья в Древнем Риме: понятие и значение. Узаконение и усыновление.

 

В юридическом смысле семья - это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль - семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. 
Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства. Поэтому необходимо, прежде всего, познакомиться с этими понятиями. 
Самым общим образом и сугубо в предварительном порядке брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают моногамные (союз одного мужа и одной жены), полигамные (допускающие наличия двух и более жен); до сих пор встречаются браки полиандрические (основанные на многомужестве). 
Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение сравнительно короткого периода времени настолько существенно, что это должно стать предметом более тщательного изучения. 
Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены - с родственниками мужа. 
Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. 
Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т.д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед...; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники). Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. 
Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени. 
Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типами родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. В нашей литературе сложилось представление, что агнатское родство - это связь, определяемая властью домовладыки, а когнатское - это родство по крови: "Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство... По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство". (1) 
Такой взгляд не находит подтверждения в первоисточниках, во всяком случае, с ним расходятся обнаруживаемые в них определения. Так, в Институциях установлено следующее (I.Кн.1.XV.): "1. Агнаты - это соединенные кровным родством через лиц мужского пола, как бы когнаты со стороны отца, например, брат от того же отца рожденный, сын брата или внук от него, точно также дядя и сын дяди, и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не агнаты, но, иначе говоря, когнаты по естественному праву. Итак, сын твоей тетки тебе не агнат, но когнат, и ты в свою очередь, конечно, в отношении его находишься в тех же условиях, так как дети следуют состоянию отца, а не матери". 
Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца (патрилинейное родство) и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать (матрилинейное родство) и долгое время эта связь не имела юридического значения. 
Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть (усыновлением, замужеством) или выход лица из-под нее (эмансипацией сына, браком дочери) - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций (I.Кн.1. XV.): "3. ...Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Право же когнатства не во всех случаях меняется, так как цивильный закон может уничтожать цивильные права, а естественные - не может".  
Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того. 

 

Узаконение

Patria potestas предполагала рождение  сына или дочери в римском  браке. Над детьми, рожденными вне  брака, она могла быть установлена  путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи  и допускалась только в отношении liberi naturaales, т.е. детей, рожденных от  конкубината (п. 136). Постепенно сложились  три способа legitimatio: a) legitimatio per oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного  сына в ordo местных декурионов  с наделением его известным  имущественным цензом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака  родителей; в) путем издания специального  императорского указа.

Усыновление

Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a) arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris и б) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris.

(1) Arrogatia в древнейшие времена  производилась в народном собрании  при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т.е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым. С окончательным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum prineipis.

(2) Adoptio совершалась так  же, как emaneipatio, путем использования  правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претор addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усыновителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

 

  1. Римский брак и его виды. Условия вступления в брак. Способы прекращения брака.

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). 
Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Таким образом, можно выделить три формы брака:

  • брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

  • брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом;

  • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

  1. достижение брачного возраста;

  1. согласие на брак;

  1. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris). 
Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. 
Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"