Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.
2. Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.
3. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.
4. Обычное право и закон.
5. Деятельность юристов и эдикты магистратов.
6. Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.
7. Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.
8. Легисакционный процесс, его особенности.

Файлы: 1 файл

Bilety_RP.docx

— 275.39 Кб (Скачать файл)

Связь права с религией проявлялась в частности, в том, что его применение сопровождалось произнесением сакраментальных слов и фраз, совершением ритуальных действий. Обычаи, религия, а вместе с ними и право не распространялись на представителей других народов. Именно религиозной и племенной замкнутостью объясняется то, что в Риме продолжительное время чужаков, представителей других народов, так называемых перегринов признавали врагами (hostes) и считали бесправными.

Ярким примером формализма цивильного права являлся особый торжественный обряд манципации (mancipatio), применявшийся, в частности, при заключении договора купли-продажи манципируемых вещей. К таким вещам относили землю, рабов, рабочий скот и земельные сервитуты, т.е наиболее важные и ценные вещи в римском хозяйстве. В связи с особой важностью и ценностью таких вещей был установлен специальный, более усложненный порядок отчуждения. Манципация состояла в том, что приобретатель в присутствии пяти-семи свидетелей (обязательно - полноправных римских граждан) и весовщика произносил определенную словесную формулу. Затем он ударял куском меди по чаше весов и передавал его отчуждателю вместо покупной цены.

Правовое значение манципации заключалось в следующем. Если при отчуждении манципирумой вещи манципация не совершалась, то право собственности на вещь к приобретателю не переходило, т.е. покупатель вещи, несмотря на уплату цены и получение вещи в фактическое владение и пользование, собственником вещи не становился. Из этого следует, что в древнейшем праве формализм преобладал над сущностью совершаемого юридического действия. А это часто приводило к злоупотреблению со стороны продавца, который формально оставался собственником вещи и мог истребовать ее обратно от покупателя. Республиканские суды удовлетворяли такие иски.

Отличительной чертой цивильного права являлся и его консерватизм. Римляне в практической деятельности строго придерживались принципа незыблемости, стабильности права. Граждане Рима воспитывались в духе глубокого уважения и беспрекословной почтительности перед законом. Сама мысль о возможности изменения или отмены Закона объявлялась кощунственной. Преступить закон значило вызвать гнев у богов. Такое благоговение перед законом приводило к консерватизму. Устаревшие нормы права не отменялись, не изменялись, но и не применялись, превращаясь в голое право (nuda iuris). Накапливалось множество таких правовых норм.

Цивильное право не могло долго успешно удовлетворять потребности развивающегося римского общества. Его нормы устаревали и не могли четко регулировать возникающие новые имущественные отношения. Кроме этого, нормы цивильного права не регулировали имущественные отношения между гражданами Рима и гражданами, проживающими за его пределами. А потребность регулирования таких отношений нарастала, поскольку римляне вели торговлю со своими соседями.

В последние три века до нашей эры Рим ведет многочисленные захватнические войны, в результате которых был покорен весь Апеннинский полуостров, а затем и Средиземноморье. Город-государство постепенно превращается в крупнейшую державу - империю. Покоренные Римом народы обладали высокой культурой, в том числе и правовой, которая оказывала влияние и на римское цивильное право.

Так, параллельно с цивильным правом складывается и действует еще одна система права - ius gentium (право народов).

Право народов сложилось из совокупности правовых систем, завоеванных Римом государств, и регулировало имущественные отношения между негражданами Рима (латинами, перегринами), а также между ними и римскими гражданами. Оно распространяло свое действие на все население Римской империи. Характерной чертой являлось то, что оно было более подвижно, лишено формализма, национальной ограниченности и применимо к новым условиям общественного развития, более приспособлено к потребностям развития экономического оборота.

С течением времени в Риме возникает и формируется еще одна система права - ius praetorium (преторское право). Свое начало преторское право берет в четвертом веке до нашей эры, когда в Риме была учреждена должность претора (городского), а в последующем и претора перегринов. Эта система права сложилась в результате практической деятельности преторов, которые ведали юрисдикцией в Древнем Риме, и лично рассматривали имущественные споры между гражданами. Преторское право регулировало имущественные отношения как между римскими гражданами, так и перегринами, но применялось только тогда, когда цивильное право, рассчитанное на патриархально-натуральное хозяйство, не в состоянии было регулировать возникающие новые имущественные отношения. Преторы, сталкиваясь с несоответствием норм цивильного права новым экономическим реальностям, не отменяли и не изменяли эти старые нормы права. Путем принятия эдиктов преторы предоставляли средства защиты вопреки цивильному праву новым имущественным отношениям. Тем самым преторские эдикты создавали, формировали новую систему права. А нормы цивильного права в таких случаях становились недействующими, неработающими, превращались в так называемое «голое право». Осуществляя защиту новых имущественных отношений, преторы также восполняли пробелы цивильного права. По словам классического римского юриста Папиниана «преторское право - это то, что ввели преторы ради улучшения или дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы» (Д 1,1,1.1). Таким образом, преторское право оказалось средством, позволяющим вносить в консервативную римскую правовую систему необходимые изменения и дополнения.

Римское частное право достигло высшей степени разработанности и приобрело всемирную известность в значительной степени, благодаря деятельности преторов и созданному их трудами преторскому праву. Не случайно римских преторов называли «viva vox iuris civilis», что означало «живой голос цивильного права».

На протяжении столетий римское право развивалось в виде параллельно существующих правовых систем ius civilе, ius gentium, ius praetorium. Возникнув в разное время, эти правовые системы существовали не разрозненно. При практическом применении они взаимодействовали, взаимовлияли и дополняли друг друга. Но более значительным было влияние права народов и преторского права на цивильное право, ввиду того, что эти правовые системы впитали в себя достижения правовой культуры более развитых народов, покоренных Римом, и устраняли формализм и обрядность древнего права. Происходило постепенное сближение правовых систем, их слияние друг с другом. При императоре Юстиниане образовалось единое римское частное право.

Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме соответствовала совокупность трех названных систем - цивильного права, права народов и преторского права, которая именовалась ius privatum - частное право. Следовательно, понятия римское гражданское право и римское частное право употребляются как синонимы.

2. Историческая  роль римского гражданского права, его значение для современной  юриспруденции

римский гражданский право наследование

Из числа всех правовых систем исторического прошлого для специального изучения выделяется лишь римское право и только в границах частного права. Такое исключительное внимание к римскому частному праву объясняется тем, что оно занимает особое место в правовой истории человечества.

Римское право, зародившееся с возникновением в 8 веке до н.э. в средней части Италии полиса Рим, развивалось и действовало в течение 13 столетий - до эпохи императора Юстиниана. За это время право небольшого полиса превратилось в высокоразвитую правовую систему общества, основанного на товарном производстве, и оказало огромное влияние на юридическую практику и правовую культуру последующих эпох. Эта правовая система изучается в университетах современного мира как специальный предмет. Как можно объяснить это уникальное явление?

С одной стороны, римское право является рабовладельческим правом. Но с другой стороны, римское право представляет собой абстрактное частное право.

Как рабовладельческое право римское право исчезло, сошло с исторической сцены вместе с гибелью римского государства. Но как абстрактное право оно сохранило жизнеспособность и значимость. Являясь четко разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, римское право применимо для регулирования любых частнособственнических отношений.

Своего расцвета римская правовая наука достигла в, так называемый, классический период, т.е. в эпоху поздней республики, а также раннего принципата (первые три века нашей эры).

Право Древнего Рима оказало огромное влияние на историю всего мирового права и, прежде всего, историю права Европейского континента. Такое влияние было закономерно, поскольку территории большинства современных европейских государств в прошлом либо структурно входили в состав Римской империи в качестве провинций, либо находились под сильнейшим воздействием ее культуры, в том числе и правовой. На протяжении многих столетий Рим отождествлялся с центром мира. В Рим вели не только дороги, но и торговые пути, культурные и политические связи со всего окружающего мира. Именно поэтому Рим называли «мировым форумом» - центром политической и культурной жизни всего мира времен античности.

Впоследствии римская правовая культура оказала значительное влияние на средневековое и современное право Европы, нашла отражение в правовых системах всего мира. Свидетельством этому является рецепция римского права, т.е. восприятие его государствами феодального и буржуазного типа.

Ни одна страна средневековой Европы не избежала влияния римского права. Средневековые университеты Италии, Франции и Германии анализировали и систематизировали классические случаи из римской судебной практики, римские правовые нормы. Собрание правовых норм императора Юстиниана, названное позднее Corpus iuris civilis (Свод гражданского права) передавалось из поколения в поколение. Corpus iuris civilis явился основой для создания европейской правовой науки и европейского общего права.

Наиболее значительного объема рецепция римского права достигла в Германии и Франции. Известно, что в Швабском зерцале 1275 г. насчитывалось 150 переделок и прямых заимствований из Уложения Юстиниана. Французский гражданский кодекс 1804 г. и Германское гражданское уложение, вступившее в действие в 1900 г., являются примерами рецепции римского права. В них воспроизводились правовые идеи древнеримского права. Именно благодаря этим европейским кодексам, римское право, лежавшее в их основе, получило распространение в Америке, Африке и Азии.

Если анализировать процесс рецепции римского права в Республике Беларусь, то следует отметить, что этот процесс проходил не напрямую. Необходимо учитывать тот факт, что на протяжении длительного периода времени история развития нашего государства неразрывно связана с историей России. Римское право попало в Россию из Византии вместе с христианством. Особенно активно заимствование древнеримских правовых институтов осуществлялось в период преобразований Петра Первого. Но между классическим римским правом и российской правовой системой того времени были посредники - правовые системы развитых государств Европы. Кроме того, на процесс рецепции римского права в России и в нашем государстве значительным образом сказались 74 года советской власти, когда римское право воспринималось как нечто чуждое, «мертвое право», неприемлемое для социалистического образа жизни.

Рецепция римского права в настоящее время является важнейшей составляющей нашей правовой действительности. Изучение римского права введено новым государственным стандартом высшего образования во всех юридических вузах нашей страны.

Значение римского права для современной юриспруденции рассматривается в трех аспектах:

в практическом правоприменении;

в юридическом образовании;

в общем культурном значении.

Иначе говоря, речь идет о практическом значении римского права, его роли в профессиональном и общем образовании.

Значение римского права определяется, прежде всего, тем огромным влиянием, которое оно оказало на историю развития права. Но велико значение римского права и в юридическом образовании, и в развитии культуры в целом. Изучая римские правовые институты и правовые конструкции, будущий юрист знакомится с историей мирового права, в том числе с важнейшей составляющей истории своего национального права. В римском праве он находит не только корни отечественной правовой культуры, но и учится критически мыслить, соизмеряя, сравнивая современные национальные правовые нормы с римским правом. Кроме того, без знания римского права невозможно освоить правовые системы современных зарубежных стран, соизмерить уровень собственной национальной правовой системы с иными системами права.

Римское право лежит в основе всей современной цивилистической науки, оно составляет фундамент общей теории гражданского права. Многое в современной правовой действительности заимствовано из римского права. Например, институты правового статуса, правоспособности, дееспособности, юридического лица имеют своим началом правовую систему Древнего Рима. Другим примером является тот факт, что категориальный аппарат ныне действующего Гражданского Кодекса Республики Беларусь в значительной части построен на основе древнеримских латинских юридических категорий. Это, в частности, такие категории как офферта, акцепт, новация, сервитут, виндикация, эмансипация и др.

Римское право характеризуется образцовой юридической техникой. Римские юристы обладали исключительным талантом разлагать на части самые сложные юридические случаи, приводить в порядок самые запутанные отношения, и для любого юридического факта находить верное решение, верное правило.

Таким образом, изучение римского гражданского права имеет не только профессиональное и общеобразовательное, но также и практическое значение. Для того, что бы познать сущность, формы выражения и исторические тенденции развития правовых систем современного общества, необходимо знать их исторически исходный источник - римское частное право.

 

  1. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.

Периодизация римского права — выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

1. VIII–III в. до н. э. — период древнего, или квиритского права — период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация —Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право — цивильное (или квиритское) право.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"