Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.
2. Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.
3. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.
4. Обычное право и закон.
5. Деятельность юристов и эдикты магистратов.
6. Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.
7. Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.
8. Легисакционный процесс, его особенности.

Файлы: 1 файл

Bilety_RP.docx

— 275.39 Кб (Скачать файл)

Обязательство в ГП представляет собой оформляющее акт товарообмена относительное гражданское правоотношение, в котором один участник (должник) обязан совершить в пользу другого участника (кредитора) определенное действие имущественного характера либо воздержаться от такого действия, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности (ст.307).

Виды обязательств: В соответствии со сложившейся системой обязательственного права обязательства систематизируются по различным видам:

1) Общепринятая традиционная  систематизация: договорные и внедоговорные;

2) Современная систематизация: регулятивные (договорные и иные  обязательства правомерной направленности) и охранительные (возникающие из  причинения вреда и из неосновательного  обогащения);

3) По основаниям  возникновения: а) О из договоров  и сделок (О договорные и О из односторонних сделок); б) О из неправомерных действий (О из деликтов и О из неосновательного обогащения); в) О из иных ЮФ (О из ЮФ-поступков и О из ЮФ-событий);

4) Договорные делятся по типам: О по передаче имущества в собственность; О по передаче имущества в пользование; О по производству работ; О по реализации результатов творческой деятельности; О по оказанию услуг; О из многосторонних сделок. Каждый тип делится на виды (О по передаче имущества в собственность: купля-продажа, мена, дарение, рента), виды на подвиды или разновидности (купля-продажа – розничная продажа, поставка, контрактация, энергоснабжение и т.д.);

5) По ГП статусу  участников: О связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, О с участием граждан-потребителей

 

 

  1. Понятие и виды вещей.

В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком значении – не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (г. incorporates). Вот как определяет эти виды вещей Гай: «Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким либо образом» (Гай, 2.12–14). 
Телесные вещи – предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права. 
Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота. 
Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (г. sanctae), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом – городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов. 
Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего. 
Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т. п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 рг). 
Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и г. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т. п. 
Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (г. пес mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio). 

Вещи движимые и недвижимые

К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XII Таблиц установили разные сроки приобретательной давности – 2 года для 
недвижимых и 1 год для движимых вещей. 
Вещи делимые и неделимые 
К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т. п. 

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда). 

Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные

Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально определенных – прекращает. 
Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально определененные – незаменимыми вещами. 

Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей

Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: «Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо» (Д. 41.3 30. рг). 
Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы: 
вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом; 
вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство). Эти вещи следует называть совокупностью вещей. 
При этом второй вид сложных вещей – совокупные вещи – можно, в свою очередь, разделить на подвиды: 
вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо); 
вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий). 
В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения. 
Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д. 2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д. 6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д. 7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д. 7.4.10.8). 
Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XII Таблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл. YI.7.8). 

Главная вещь и принадлежность

Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет. 
Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве) – это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности. 
Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: «Что чему служит» (qraid cui servit) (Д. 1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно– или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле). 
В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать, – например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор). 
 
Плоды (fructi) – это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами. 
Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску. 
Таким образом, исключая чисто исторические виды вещей, присущие только Риму (вещи манципируемые и неманципируемые, вещи божественного и вещи человеческого права), основные виды вещей сохранили свое значение и в современном праве

  1. Понятие и виды владения. Основания приобретения и прекращения владения.

Владение определяется как фактическое господство лица над вещью. В римском праве владение и право собственности представляют собой две различные категории. 
Объектом владения выступали только материальные вещи (res corporales). Владение в отношении прав (например, сервитутов) римляне называли квазивладением. Римляне различали юридически значимое и признанное владение как самостоятельное вещное право, снабженное особой преторской защитой, – possessio и простое держание вещи от имени другого лица, собственника – detentio. 
Possessio имело два элемента: фактическое обладание вещью (corpus) и субъективный момент – намерение, волю (animus) лица владеть вещью как своей. Держание второго элемента в своем составе не имело. Пассессором является, например, собственник вещи, держателем – ее арендатор. 
Владение (possessio) – это фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей. 
Фактическое обладание лица вещью (corpus) в древнем праве понималось как обладание в физическом смысле (в руках, в доме, во дворе). В развитом праве господство лица над вещью, обладание ею стали понимать более широко, как такое состояние, когда при нормальных условиях для лица обеспечена возможность длительного беспрепятственного проявления господства над вещью. Так, дикие звери и птицы лишь до тех пор остаются в нашем владении, пока они состоят под нашей охраной и не вернулись в естественное состояние свободы. Домашнее животное не выходит из нашего владения, даже если уйдет со двора, пока сохраняет привычку возвращаться обратно. 
Римские юристы считали, что безумный и малолетний без одобрения опекуна не могут владеть, так как у них отсутствует желание (намерение) обладать. Владение может быть приобретено через своих подвластных. «Что бы подвластный сын ни приобрел себе в пекулий, этим сразу же завладевает его домовладыка». 
Аналогичная ситуация складывается в отношении владения через раба, так как и сын, и раб находятся во власти домохозяина. Римляне полагали, что собственник владеет не только, когда владеет он сам, но и когда другой находится во владении от его имени, хотя бы он не был подчинен власти собственника, «каковы арендаторы земельного участка и жилища, считается также, что через тех, у кого мы оставили (вещь) на сохранение, или кому сдали в ссуду, или кому доставили бесплатное жилье, – владеем мы сами» (Гай, 4.153)

 

Установление владения

«Владение мы приобретаем и духом и телом», – писали римские юристы (Павел, «Пять сентенций к сыну». 5.2.1), т. е. нужно не только материальное завладение вещью, но и намерение, воля владеть ею как своей. Оригинальным способом приобретения вещи считался ее захват (accupatio). Нормальным способом производного приобретения вещи от другого лица была передача вещи (traditio). 
Захват вещи мыслился не как простое прикосновение к вещи, а как окончательное завладение ею, обеспечивающее фактическое господство, т. е. обычное положение владельца в отношении вещи в соответствии с назначением этой вещи. Так, если раненное охотником дикое животное окончательно поймает другой, то именно поймавший станет его владельцем. С помощью захвата овладевали ничьими вещами. 
Римляне допускали приобретение владения через других лиц. Например, приобретение хозяином через раба, домовладыкой через подвластных. В классическом праве получило признание приобретение владения через третьих свободных лиц – управляющего, прокуратора, опекуна. 
Самовольный захватчик чужого владения в отсутствие и без ведома владельца окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав о таком захвате, не оспаривал его. Владение прежнего хозяина земельного участка не прекращалось, если его подвластные оставались на этом участке. 
При передаче владения не всегда возможно передать вещь из рук в руки. В развитом праве римляне переходили от материальной передачи к мысленной, абстрактной традиции. 
Символическая передача имеет место при передаче ключей от склада (необходимо, чтобы ключи передавались вблизи от склада), клеймении бревен, скота, документов на рабов, смене стражи и т. п. 
Передача длинной рукой – traditio longa manu. «Если деньги которые ты мне должен, или другую вещь я прикажу тебе положить у меня на виду, то происходит то, что и ты сразу освобождаешься и вещь становится моей: вещь тогда, поскольку никто не удерживает телесное владение этой вещью, считается, что она приобретена мной и предана мне как бы длинной рукой» (Д. 46.3.79). Для такой передачи необходимо, чтобы вещь была покинута на глазах у приобретателя. Цельс приводит пример о передаче поля, видимого с башни (Д. 41.2.18.2). 
Передача короткой рукой (traditio brevi manu) имеет место, когда держатель с согласия прежнего владельца сам становится владельцем (например, наниматель выкупает вещь у наймодателя). Вещь уже находилась у держателя, и материального акта передачи владения от наймодателя к нанимателю не происходит. Как пишут римляне, «иногда достаточно даже одной голой воли собственника без передачи владения, чтобы перенести владение вещью» (Д. 41.1.9.5). 
Другой случай установления владения только голой волей собственника получил в Средние века название constitutum possessorium (от constituere – устанавливать). Это имеет место тогда, когда собственник, продав вещь, оставляет ее у себя, например, на правах аренды. Здесь прежний владелец продавец становится держателем, а покупатель – новым владельцем, хотя материального акта передачи не было, так как вещь осталась у прежнего владельца, теперь держателя.

Прекращение владения

Владение прекращалось при смерти владельца, утрате господства над вещью, при изъятии вещи из оборота и ее гибели. Если представитель утрачивал обладание вещью, которой он владел для хозяина, то хозяин вещи утрачивал владение, если только для него была исключена возможность воздействия на вещь. Следует различать забытое и потерянное, домашних и диких животных. Так, случайно забытые вещи в определенном месте или помещении, блуждание домашнего скота по окрестностям не влекли потери владения, так как могли быть устранены розыском. Оставление имения владельцем без обработки и в пренебрежении влекло к утрате владения. «Каждый может без насилия приобрести владение также чужим имением, которое пустует, или вследствие небрежности собственника, или потому что собственник умрет, или будет долгое время отсутствовать» (Гай, 2.51)


 

 

 

  1. Защита владения: понятие, особенности, способы.

Вещное право в римском праве характеризуется особой владельческой защитой. Особенности владельческой защиты заключались в следующем. 
Она осуществлялась не в форме судебного разбирательства, а посредством приказов претора – интердиктов, которые давали ход особому интердиктному производству, т. е. носила административный характер. Владельческая защита называлась поссессорной (possessorium) в отличие от петиторной (исковая защита) – petitorium. 
Поссессорная защита не решала вопрос о правовом основании владения, а защищала лишь фактическое состояние (кто владел и кто нарушил). Здесь не было спора о праве и не разрешалось ссылаться на право в возражениях на иск. В этом заключалось отличие поссессорной защиты от петиторной, которой решался спор о праве. В этом плане поссессорная защита могла выступать как провизорная, предварительная, так как фактический владелец, выигравший поссессорную защиту, мог в будущем проиграть собственнику вещи, заявившему петиторный иск о виндикации вещи. 

Владельческие интердикты

Известны три вида владельческих интердиктов: интердикты, направленные на удержание существующего владения – interdicta retinendae possessiones, в которых сторонам запрещались какие либо нарушения существующего положения; интердикты о возврате владения (i. recuperandae); интердикты об установлении владения впервые (i. adipiscendae). Интердикты об удержании владения имели два подвида: для недвижимого имущества (интердикт uti) и движимого (utrubi). Название давалось по первым словам интердиктов (uti – как вы владеете теперь»; utrubi – «кого из двух»), Гай в своих Институциях приводит главные редакции этих двух интердиктов: 
«Я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы владеете» (интердикт uti). «Запрещаю всякое насилие и требую, чтобы этот раб, о котором идет спор, остался у того, у кого он пробыл большую часть этого года» (Гай, 4.160). При Юстиниане защита движимых вещей была приравнена к защите недвижимых, и интердикт «utrubi» утратил свое значение (I. 4.15.4а). 
Оба интердикта содержат возражение о порочном владении – «если вы начали владение не силой, не тайно, не прекарно один от другого». Защиту выигрывал правильный владелец, кто не имел пороков в своем владении, кто не захватил вещь силой (vi), тайно (clam) или в процессе пользования до востребования (прекарно) по отношению к другой стороне спора. Если эти пороки владения имелись в отношении третьих лиц, не участвовавших в процессе, они в расчет не принимались. 
Оба интердикта были двойными, т. е. присуждение владения могло быть в пользу любой стороны, не имевшей пороков владения, в том числе не той, которая начала процесс. Здесь нет истца и ответчика, каждая сторона может оказаться в роли ответчика. 
Интердикты о возврате владения также двух видов – unde vi и de precario. Unde vi дается юридическому владельцу недвижимости, насильственно (vi) лишенному владения. Законный владелец, отбивший свой участок, используя вооруженный отряд, должен восстановить владение, в том числе и порочному владельцу, который сам отнял участок силой. Ответчик утрачивает эксцепцию (возражение) об использовании истцом вооруженной силы. Действует принцип: «Лишенный владения должен был прежде всего восстановлен во владении». При Юстиниане интердикт unde vi был распространен на случай самовольного захвата недвижимости в отсутствии владельца. 
Интердикт de precario давался лицу, предоставившему вещь другому в прекарное пользование (т. е. в бесплатное пользование до востребования), если лицо, взявшее вещь, не возвращало ее. 
Интередикт для приобретения владения. Этот интердикт не относится собственно к защите владения. Он позволял новому преторскому владельцу (bonorum possessor, bonorum emptor) отстранить прежнего владельца от обладания вещью. 
Гай так разъясняет сущность интердикта для получения владения владельцу наследственного имущества – «Quorum bonorum». «Действие и сила его состоят в следующем: если кто владеет в качестве наследника или владельца имуществом, которое претор дал в обладание другому, или если кто посредством обмана завладел этим имуществом, то он обязан возвратить таковое тому, кому владение дано претором. Интердиктом для получения владения он называется потому, что он полезен только тому, кто теперь впервые добивается получить владение вещью» (Гай, 4.144). 

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"