Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:16, шпаргалка

Описание работы

ответы на билеты к экзамену по "Гражданскому праву"

Файлы: 1 файл

билеты к госам.docx

— 721.24 Кб (Скачать файл)

Административный арест  — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической операций — до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — это принудительное и контролируемое перемещение такого лица через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации. В, отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, административное выдворение состоит в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Эта мера наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — должностными лицами органов, и войск пограничной службы.

Дисквалификация — это  лишение физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет  директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а  также осуществлять управление юридическим  лицом в иных случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации. Администра­тивное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

20

Право природопользования – институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.

Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы  в результате их приобретения в установленном  законом порядке. Это могут быть юридические лица - предприятия, организации  и учреждения, а также граждане.

Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность - наличие правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц - как общей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок  лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в  документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности  на земельный участок, договоре аренды участка лесного фонда и др.).

Содержание права природопользования образует совокупность прав и обязанностей природопользователя в отношении предоставленного ему природного объекта.

Субъекты права  природопользования имеют право:

- использовать природный  объект в установленных пределах;

- выбирать способы своей  хозяйственной и иной деятельности;

- требовать возмещения  убытков и получения компенсаций  в связи с изъятием природного  объекта для государственных  или муниципальных нужд;

- защищать свое право  природопользования от нарушения.

Природопользователи обязаны: - использовать природный объект в соответствии с целевым назначением;

- соблюдать законодательство, условия лицензии и других  документов на право природопользования; - вносить своевременно плату за пользование природным объектом;

- выполнять правила рационального  использования природных ресурсов  и охраны окружающей среды.

Основания возникновения  и прекращения права природопользования

Основания возникновения  права специального природопользования это совокупность юридических   фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов заключенный договор. Лицензия на право природопользования - наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования.

Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное  значение как основания возникновения  права природопользования (например, при аренде земель), или же действовать  совместно с лицензией. В таком  случае договор играет вспомогательную  роль, так как заключается только при наличии лицензии и уточняет, конкретизирует ее содержание (например, договор на право водопользования).

Большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся:

- истечение срока пользования  природным объектом;

- отказ природопользователя от использования природного объекта;

- ликвидация юридического  лица или смерть гражданина-природопользователей.

Общими основаниями принудительного  прекращения права пользования природными ресурсами являются:

- изъятие природного объекта  для государственных или муниципальных  нужд;

- использование природного  объекта не в соответствии с целевым назначением;

- нарушение правил рационального  использования или охраны природного  ресурса. Это могут быть нарушения  условий лицензии или договора  на право пользования природным  объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

В последних двух случаях  прекращение права природопользования применяется в качестве санкции  за нарушения законодательства об использовании  и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие  природного объекта не освобождает  виновное лицо от юридической ответственности  за совершенное правонарушение.

22Экологические  правонарушения и ответственность  за их совершение

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Виды экологических  правонарушений:

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  • нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
  • загрязнения окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих гос. экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
  • нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую среду;
  • незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью, и др.

В зависимости от степени  общественной опасности и наступивших  вредных последствий (причинения вреда  жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным  ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических  правонарушений могут наступить  следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная.

Существуют также  и специальные виды ответственности: ограничение права природопользования;приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования; прекращение права природопользования в случае нарушения пользователями норм, правил и иных требований пользования природными ресурсами; лишение права природопользования, если небрежность пользователей может нанести вред природной среде; возложение на нарушителя обязанностей по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Вопрос 25

Субъектом гражданских правоотношений являются физические лица (граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства), юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация; ее субъекты; муниципальные образования).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъектный состав гражданского правоотношения составляет совокупность тех лиц, которые участвуют в конкретном правоотношении. Для теории и практики гражданских правоотношений имеет значение юридическая определенность различного рода лиц как субъектов гражданского права, участвующих в имущественных и личных неимущественных отношениях.

Первую группу субъектов  гражданских правоотношений представляют граждане (физические лица). Структура  правосубъектности физических лиц характеризуется наличием у субъектов гражданских правоотношений правоспособности (способности субъекта приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности), дееспособности (способности субъекта своими действиями приобретать для себя гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности), деликтоспособности (способности нести ответственность за совершенное гражданское правонарушение).

Человек не только принадлежит  равному себе сообществу, не только связан с ним множеством гражданско-правовых отношений, но и по-разному рассматривается  законодателем в зависимости  от характера и динамики этих отношений. При одних условиях гражданство  имеет принципиальное значение (специальный  правовой статус вынужденных переселенцев, существенные ограничения расчетов в иностранной валюте с участием граждан — резидентов), в других — граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства  находятся в равном правовом положении, т. е. особенности их участия в  гражданском обороте для государства  безразличны.

Точно также при определенных условиях актуальными могут быть имя как неотчуждаемое неимущественное  благо, принадлежащее человеку, (например, в авторских правоотношениях), его  возраст как формально-правовой критерий частичной дееспособности, эмансипации и нетрудоспособности (Ст. ст. 27, 28, 1088 ГК РФ), половая принадлежность (определяет критерии, по которым допускается  вселение в одно помещение лиц  разного пола), состояние здоровья (совершение сделки лицом, ограниченным в дееспособности), семейное положение, которое может иметь существенное значение в жилищных, пенсионных и наследственных правоотношениях.

Вторую группу субъектов  гражданских правоотношений составляют юридические лица, которые являются основными участниками гражданского оборота. Одинаковыми признаками всех юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений являются организационная целостность (предполагает наличие для решения необходимых задач внутренней структурной организации, закрепленной в уставе, уставе и учредительном договоре, только в учредительном договоре или типовом положении в зависимости от их вида), имущественная обособленность (наличие имущества на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления), самостоятельная ответственность по всем принятым обязательствам своим имуществом, обособленным в результате создания юридического лица от имущества его учредителей, участие в хозяйственном обороте, судебных и иных публичных учреждениях от своего имени, которое может быть конкретизировано фирменным наименованием, зафиксированным в реестре юридических лиц, и местом его нахождения.

Правоспособность юридических  лиц может быть общей, позволяющей  участвовать во всем многообразии гражданских  правоотношений (правоспособность всех коммерческих предприятий, за исключением  унитарных предприятий), и ограниченной, позволяющей осуществлять только уставную деятельность (фонды, общественные организации).

Третью группу лиц, участвующих  в гражданских правоотношениях, составляют государство, государственные  и муниципальные (публично-правовые) образования. Создание и прекращение  их деятельности определяется специальным  порядком, а не общими правилами, предусмотренными в гражданском законе для иных юридических лиц. Правоспособность и дееспособность публично-правовых образований, как и всех иных юридических  лиц, совпадает, но и то и другое определяется специальными задачами и публичными интересами, а не универсальным характером реализации властных полномочий.[3]

Публично-правовые образования  приобретают гражданские права  и обременяют себя гражданскими обязанностями  через свои органы, полномочия которых  определяются нормативными правовыми  актами публичного, а не частного права. Правовыми актами определяется соответствие действий их органов по отчуждению, приобретению имущества, имущественных  прав и обязательств воле самих публично-правовых образований.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"