Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданскому праву".

Файлы: 1 файл

EKZAMEN_GOSSLUZhBA.docx

— 121.62 Кб (Скачать файл)

Сталинская и послесталинская номенклатура была более образованна, чем при Ленине. Стало велением времени и престижа иметь высшее образование. Характерно, что из высшей номенклатуры не было юристов и экономистов. Преобладали специалисты с техническим и военным образованием.

Распределение управленцев  по "этажам" упр-ния было не менее жестким, чем в царской России в соответствии с "Табелью о рангах". Властная иерархия в советском гос-ве тесно переплеталась с партийной.

Номенклатура ЦК была высшим разрядом и насчитывала в 1980 г. примерно 22,5 тыс. человек, но затем последовательно сокращалась (до 3х). Далее шла номенклатура обкомов, райкомов, горкомов (данных нет, около 2 млн).

Все без исключения вопросы  жизни управленцев решались в  партийных органах. Ком партия выступала как патронирующая организация по отношению к ГСщим. Знакомство с лидерами и видными функционерами компартии давало преимущества при продвижении по службе и занятии должностей (номенклатурно-патронажная система).

 

8.Направлен реформир-ния и развития ГС РФ

С середины 90-х годов ведется  работа по формированию НПБазы, в 1995г ФЗ об основах гос службы РФ и более 150 указов президента; принята концепция реформирования гос службы РФ, утвержденная указом президента в 2001 году; программа реформирования гос службы РФ 2003-05 года (продлена на 2006-07 год).

Программа реформирования гос службы до 2012 года предполагает:

  1. Формирование гос службы как целостного государственно-правового института
  2. Обеспечение взаимосвязи видов гос службы
  3. Создание системы правления гос службой
  4. Повышение престижности гос службы
  5. Разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции
  6. Внедрение механизмов, обеспечивающих осуществления служебной деятельности в соответствии с принципами служебного поведения
  7. Разработка эффективных инструментов взаимодействия гос службы с гражданским обществом
  8. Внедрение на гос службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, в том числе учет профессиональных заслуг и моральных качеств, развитие системы подготовки кадров, применение методов работы, которые способствуют повышению компетентности
  9. Повышение эффективности гос службы и результативности деятельности: усиление мотивации к повышению качества предоставляемых услуг и исполнению обязанностей на высоком уровне; развитие системы гос гарантий и стимулирования гос служащих; упорядочение и конкретизация полномочий гос служащих.

 

9.ГС стран  Запада (Германия, Франция)

Франция1) назначение на постоянную должность, оплачиваемую из гос бюджета;

2) присвоение определенного  чина в соот-вии с табелем о рангах центр, территор или больничной ГС.

На службе в этой стране состоят лица, работающие в гос учреждениях различного профиля и уровня (около половины ГСщих работают в учреждениях образ-ния и здравоох-ния). Статус ГСщих распространяется на гр-ких и военных служащих гос-ва; служащих органов самоуправления регионов, областей, населенных пунктов; служащих госучреждений здравоохранения, судей и др. ГСщие делятся на 2 группы:  1) служащие, работающие в гос учреждениях по найму (на основе контракта с почасовой оплатой); 2) чиновники, которые включены на постоянной основе в штат госорганов и назначены на должности, соответствующие их рангу в административной иерархии.

Германия понятие «ГС» охватывает всех работников гос учреждений, к к-ым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, судьи, полицейские, военнослужащие. Лица, находящиеся на ГС делятся на 3 группы:- чиновники,- служащие

- рабочие. Чиновник - лицо, к-рое состоит с гос-вом в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе. Чиновники и служащие (рабочие) отличаются тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключается трудовое соглашение, к-ое м/б расторгнуто.

Великобритания

ГСщими яв-ся работники министерств и центральных ведомств (за исключением занимающих судеб или полит должности), получающие з/п из ср-в, выделяемых парламентом (т.е все служащие публичного сектора, включая как гр-ких служащих, военнослужащих, судей, полицию и органов МСУ, учителей и работников здравоохранени).

общие признаки Запада:

1) ГС(широко)- функционирует не только в госорганах (как в России), но и в госучреждениях, предприятиях и орг-циях;

2)осущ-ся 2мя категориями служащих: служащими (чиновниками), занимающими должности на постоянной основе (пожизнен найма, это костяк) и работающими в гос учреждениях по контракту.

В России гр-н поступает на ГС на условиях тро договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет» (принцип пожизненности не установлен). В РФ учителя, врачи не являются ГСщими и наделены каким-то непонятным и даже в определенной мере ущербным статусом «бюджетников».

 

10.Специфика  ГС в США

Закон о ГС принят Конгрессом в 1978 г. Помимо фед сущ-ет ГС 50 отдельных штатов, а также аппаратов органов МСУ.

ГСщий - лицо, труд которого оплачивается из фед бюджета.

3 части служащих:

1.«конкурсные» -  лица, поступившие  на службу и продвигающиеся  по принципу «системы заслуг».  Набор в 2х формах - «открытой» (м/б занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен)) и «закрытой» (для служб и ряда ведомств, только в порядке карьерой службы в данной системе).

2 «патронажные» - назначаются  Президентом единолично (помощники  и советники президента), по совету  и с согласия Сената (главы  ФОИВ); доверенные лица, которые обеспечивают  орг0цию работы глав ФОИВ (советники,  секретари министерств и др.).

3.«исключительные»- те, кто  имеет особый статус, поскольку  исключены из-под действия закона  о ГС (ФБР, ЦРУ, Госдепартамент).

На конкурсную службу и  службу в «закрытых органах» иностранцы не принимаются, за исключением низших должностей.

группы служащих:

1) карьерные ГС по системе «системой заслуг»;

2) нанимаемые на определенный срок (до 3х лет);

3) нанимаемые на срок  действия чрезвычайных обстоятельств  (но не более чем на 18 месяцев);

4) служащие на резервируемых должностях (когда необходимо обеспечить полную полит беспристрастность в ведении дел);

5) некарьерные служащие («патронажные»).

Проф ГСщие создают иерархию по 18 категориям:

1-4 технические исполнители (21), заняты простейшей рутинной работой, под непосредственным и общим наблюдением, низкооплачиваема.

5-8 квалифицир работу, требующих специальных знаний и подготовки, а также способностей к индив-ой работе, дипломы ВУЗов, 31%, сред з/п

9-15-среднему руководящему  персоналу, хотя их деятельность  также протекает под общим административным наблюдением (41%), оплата в 2 раза веше чем у предыдущ.

16-18 Высшим руководящим составом аппарата, возглавляют бюро и отделы (2%), хорошо оплач

Важным условием является опубликование перечня вакансий, по которым проводятся экзамены на замещение должностей, что формально  дает возможность принять в них  участие каждому заинтересованному  лицу. Допускается выплата компенсаций  тем соискателям, которые приезжают  для экзаменов или собеседования  из другой местности.

Испытательный срок не превышает 1 год. По истечении зачисляется в штат.Аттестация проводится ежегодно. Сроки их проведения не оговариваются. При неудовл оценке служащий либо увольняется, либо переводится на др должность

Основанием для повышения  может служить и успешная аттестация, и прохождение учебных программ (оплачиваемо до 11 месяцев)

Спецорганами по упр-нию ГС являются:

1) Управление по делам  ГС;2) Совет по вопросам «системы заслуг»;3) Специальная комиссия.

11.Правовое  регулирование ГС за рубежом

Общее понятие ГСщего, это ФЛ:  
1)гр-н данного гос-ва;  
2)занимающее должность в госаппарате;  
3.наделенно гос-влас-ми полномоч (компетенц);  
4)выполняет F гос-ва, действует от его имени;  
5)на возмездной основе, т. е. профессионально, получающее основной источник дохода от деятельности на ГС;  
6)  действия которого обеспечиваются гос принуждением. 

Главными  отличиями закон-ва оГС в зарубежных странах от РФявляются:

1.система права, 

Система права − совокупность характерных черт правосознания, законодательства, системы правосудия, структуры госорганов и других признаков.

Англосаксонску систему права характеризуют:

- общее право создано судьями, разрешавшими конкретные споры между отдельными лицами, это прецедентное право;

- прецедентная норма конкретна и не кодифиц-ся;

Соц или коллективистская система права отличается от континентальной, к которой большинство рос юристов относит РФ в первую очередь тем, что в континентальной системе права в отношении ГС сущ-ет административная юстиция, а в соц системе права она отсутствует. Еще одна характеристика соц системы права – оценка ГСщего как обычного наемного трудящегося, слабое различие трудовой и служебной концепций правового регулирования государственной службы. 

Существуют и теократические системы права (Иран, Ватикан и  др.), патерналистские (Япония, Китай  и др.), африканские.

2. статус чиновника- чиновничеств, кот-ое есть в континентальной системе права и отсутствует или его проявления не формализованы – в англосаксонской системе.

3.наличие  судов админ-ной юстиции по  ГС.- В дисциплинарных трибуналах рассматриваются иски гр-н к конкретными должностным лицам за невыполнение ими предписаний зак-ва, а также дисциплинарные споры самих ГСщих. Особенность дисциплинарных трибуналов в отличии от судов общей юрисдикции – административный процесс в них упрощен, гр-н (истец) активен, суд имеет следственный характер, множество положений, облегчающих спорную часть в скоротечной процедуре функционирования оперативной администрации. Административный процесс несравненно оперативнее и дешевле процесса в судах общей юрисдикции.

Кроме этих, главных отличий  правового регулирования ГСв зарубежных странах зак-во конкретных стран отличается широким разнообразием.

 

 

12.Особенности  милитаризир-ной службы

“Милитаризованная” служба рассматривается как особый вид  федеральной государственной службы, так как связана с охранительной  деятельностью, обеспечением безопасности граждан, общества и государства  в целом, а также и правопорядка. Для “милитаризованной” службы характерно деление на военную и невоенную. 
военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, специализированных федеральных государственных органах, перечисленных в данном Федеральном законе, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях.  
К невоенной “милитаризованной” службе следует отнести деятельность прежде всего сотрудников правоохранительных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов и формирований. По своим признакам данный вид государственной службы, безусловно, относится к милитаризованной службе, но следует выделить один принципиальный момент, позволяющий говорить о его самостоятельности. Дело в том, что этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачей которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя. Строго говоря, данный вид государственной службы логично было бы определить понятием “полицейская служба” или как альтернативу - “правоохранительная служба”. Прежде всего речь идет, безусловно, о службе милицейской и смежных с ней по характеру. Это служба, осуществляемая: в милиции (СКМ и МОБ); в федеральных органах юстиции РФ; в таможенных органах РФ; служба судебных приставов и некоторые другие.

 

1.профессиональной обязанностью  данной категории служащих является  защита жизни и здоровья людей,  ценностей нашего общества.

2. защита, охрана, даже при  условии риска для жизни и  здоровья, причем во многих случаях  — с оружием в руках.

3.на эту службу принимаются  только гр-не России, достигшие  18-летнего возраста (а в ряде  случаев — 20-летнего), военнообязанные,  физически развитые. Очевидно, что  указанные требования закономерно  вытекают из содержания службы, ее первой особенности.

4. на милитаризованной  службе более строгая дисциплина, регламентируемая специальными  уставами, положениями.

5. у служащих имеются  специальные звания, для них организована  специальная система аттестации, для каждого вида службы установлены  единая форма одежды, знаки различия  и иные внешние атрибуты.

6. с этими лицами в  рабочее время регулярно проводятся  обязательные занятия по специальной  и физической подготовке. Хорошее  физ состояние — необходимое условие успешного выполнения ими профессиональных задач.

7. личные права служащих  полностью или в основном регулируются  не трудовым, а административным  правом (оплата по временной нетрудоспособности  всегда производится в размере  100% и т. д.).

8 им предоставлен ряд  льгот (транспортных, пенсионных, жилищных, налоговых).

9они привлекаются к  дисциплинарной ответственности  на основе специальных уставов,  а военнослужащие, рядовой и начальствующий  состав МВД, кроме того, в особом  порядке несут административную  и материальную ответственность.  Существуют особые основания  и привлечения к уголовной  ответственности.

 

 

13.Понятие  должности ГС

Служба  – вид общественно полезной деят-ти по отправлению определенных полномочий.

ГС РФ – профес служебная деят-ть гр-н РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ; ФОИВ, иных фед госорганов; Sов РФ; органов госвласти Sов РФ, иных госорганов Sтов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые К РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий фед госорганов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий госорганов С РФ.

Гос должности РФ и гос должности субъектов РФ - должности, устанавливаемые К, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий фед госорганов, и должности, устанавливаемые законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий госорганов субъектов РФ.

Категории должностей:

  1. руководители – должности рук-лей и замов рук-лей госорганов и их структурных подразделений, должности рук-лй и их замов тер-ных органов ФОИВи их структурных подразделений, должности рук-лей и их замов представительств госорганов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) – учреждаемые для содействия лицам, замещающим гос должности, рук-лям госорганов, тер-ных органов ФОИВ, руководителям представительств госорганов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или рук-лей;
  3. специалисты –учреждаемые для проф-ного обеспечения выполнения госорганами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты –  учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деят-ти госорганов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  5. «рук-тели» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гр-кой службы. 
       «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гр-кой службы. 
       «обеспеч спецы» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. 
       Должности фед гос гр-кой службы, составляют перечни должностей фед гос гр-кой службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей фед гос гр-й службы, который утверждается указом Президента РФ

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"