Юридическая деятельность юрисконсульта и ее место в организации юридической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Юридическая работа на предприятии включает в себя выполнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования ею решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия (общими собраниями акционеров, участников, советами директоров, генеральными директорами и т.п.), защите прав и законных интересов предприятия путем участия в планировании сделок, подготовке и визировании договоров (контрактов), предъявлении претензий и исков, представительства в судебных и правоохранительных органах, а также выполнения работы по систематизации локальных актов и участия в правовоспитательной работе в трудовом коллективе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………стр. 3
1. Юридическая деятельность юрисконсульта и ее место в организации юридической службы…………………………………………….стр. 4
2. Обеспечение выполнения договорных обязательств………стр. 9
3. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами государственной власти и местного самоуправления………...стр. 16
4. Взаимоотношения с трудовым коллективом……………….стр. 17
Заключение……………………………………………………….стр. 18
Список используемой литературы……………………………..стр. 19

Файлы: 1 файл

Юридическая служба в организации.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

     Обычно типовые формы договоров не используются при заключении сделок, имеющих существенное значение для предприятия (договоры на крупные суммы, договоры с наиболее перспективными контрагентами, сделки, связанные с выходом на новые рынки). В таких случаях текст договора разрабатывается под конкретную сделку, с учетом ее индивидуальных особенностей. Для разработки и заключения такого договора целесообразно создавать рабочую группу, в которую помимо юристов входят представители других служб (финансовой, бухгалтерской, производственной и других).

      В рамках участия юридической службы в договорной работе на предприятии особое место занимает обучение работников других подразделений основам договорного права.

      В процессе заключения договоров у менеджеров зачастую возникают однородные вопросы правового характера. Индивидуальная работа юристов с каждым из них нецелесообразна, поскольку приводит к необоснованным потерям рабочего времени. Более правильным с точки зрения организации правовой работы представляется обобщение данных вопросов и проведение централизованного обучения с последующим тестированием.

      Кроме того, обучение может проводиться и по результатам проверок соблюдения Положения о договорной работе на примере выявленных нарушений с разъяснением последствий, к которым такие нарушения могут привести.

     Необходимо отметить, что деятельность юристов не должна ограничиваться только договорами. Не менее (а зачастую и более) важное значение, чем сам договор, имеют документы, составляемые в ходе его исполнения (акты приемки продукции и выполненных работ, накладные, счета, документы об оплате, доверенности). Требования к оформлению данных документов должны в обязательном порядке разъясняться работникам предприятия.

       Практика показывает, что большое количество вопросов вызывает у работников определение полномочий представителя контрагента на подписание того или иного документа. Это приводит к тому, что документы об исполнении договора часто не принимаются судом при возникновении спора.

      Во избежание подобных случаев следует урегулировать в Положении о договорной работе порядок проверки полномочий представителя сторонней организации с указанием документов, которые он должен представить (доверенность, протокол о назначении, устав). Копии этих документов, заверенные подписью представителя и печатью контрагента, должны в обязательном порядке истребоваться и храниться вместе с договором.

     Надлежащим образом организованная договорная работа приводит к сокращению случаев нарушения контрагентами своих обязательств и к уменьшению объема претензионно-исковой работы, а также создает предпосылки для успешного разрешения возникающих с контрагентами споров.

       Претензионно -исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и исков. В ходе осуществлении претензионно -исковой работы происходит урегулирование гражданско-правовых споров, в которых участвует предприятие.

     Помимо юридической службы в осуществлении претензионно-исковой работы участвуют и другие структурные подразделения. Так, инициатором предъявления претензии или иска, как правило, выступает специалист, ответственный за исполнение договора. Документы и информация, необходимые для предъявления и рассмотрения претензий и исков, находятся в различных подразделениях (бухгалтерия, финансовая служба и другие). Надлежащее взаимодействие различных подразделений между собой при осуществлении претензионно -исковой работы является важным фактором, определяющим ее результаты. Часто оперативно подготовленный ответ на претензию, основанный на изучении всех имеющихся документов, позволяет избежать судебного разбирательства, а своевременно предъявленной претензии бывает достаточно для понуждения контрагента к исполнению обязательств.

      Исходя из этого, организация претензионо -исковой работы должна осуществляться на основании локального нормативного акта (Положения о претензионно -исковой работе). Данный акт должен определять:

– случаи, в которых передача материалов в юридическую службу для предъявления претензии является обязательным;

– условия и порядок  передачи материалов в юридическую  службу для предъявления претензий (исков) и подготовки ответов на претензии (отзывов);

– сроки исполнения запросов юридической службы о предоставлении дополнительных документов;

– лиц, ответственных за принятие решений о предъявлении, признании, отклонении претензии (иска), заключении мирового соглашения;

– порядок согласования условий соглашения об урегулировании спора;

– порядок и сроки для  предъявления претензий (исков);

– требования к форме  и содержанию претензий (исков);

– порядок делопроизводства (учет, оформление, хранение поступающих  материалов);

– порядок контроля за своевременной передачей материалов в юридическую службу иными подразделениями7.

     Необходимо установить, что передача материалов для предъявления претензий является обязательной при допущении контрагентом просрочки в исполнении обязательств свыше определенного срока (например, 30 дней), а также в иных случаях (например, поставка продукции ненадлежащего качества).

     Особое внимание необходимо обращать на подготовку документов, необходимых для предъявления претензий, связанных с качеством и количеством поступившей продукции. На сегодняшний день стороны часто устанавливают в договоре, что приемка продукции по качеству (количеству) производится в соответствии с Инструкциями Госарбитража СССР №№ П-6, П-7. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшегго Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14) указанные инструкции применяются в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

      Работники предприятия, участвующие в приемке продукции, зачастую действуют с нарушением данных инструкций (весьма сложных для применения), что впоследствии приводит к невозможности доказать факт нарушения контрагентом своих обязательств в суде. Следовательно, необходимо периодически разъяснять работникам положения данных инструкций, требовать их неукоснительного исполнения. В Положении о претензионно-исковой работе целесообразно установить, работники какого структурного подразделения отвечают за выполнение тех или иных пунктов инструкции.

       Актуальным является вопрос контроля за своевременностью передачи в юридическую службу материалов для предъявления претензий. Практика показывает, что подразделения-контрактодержатели не всегда должным образом относятся к исполнению данной обязанности. Достаточно эффективным средством контроля является периодическое изучение данных о дебиторской задолженности с указанием момента ее возникновения. Это позволяет определить контрагентов, нарушивших свои обязательства, момент возникновения задолженности и специалистов, не обратившихся в юридическую службу.

       Одним из наиболее сложных направлений претензионно-исковой работы является исполнение судебных решений. Для того, чтобы сделать данную работу эффективной, необходимо работать в тесном контакте с подразделениями службы судебных приставов, участвовать в исполнительных действиях, предоставлять транспорт, организовывать присутствие понятых, оказывать другую помощь. Такая работа зачастую носит разъездной характер. С учетом изложенного, представляется целесообразным поручить данное направление деятельности одному работнику юридической службы, который бы сосредоточил на нем все усилия и не привлекался для решения других вопросов.

 

3. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами  государственной власти и местного  самоуправления.

      В рамках данного направления юристы участвуют в рассмотрении дел о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства (таможенного, валютного, налогового и другого), вырабатывают правовую позицию фирмы, готовят документы для ее подтверждения, обжалуют неправомерные решения, действия и ненормативные акты органов власти и должностных лиц.

     В последнее время большое значение приобрели вопросы оформления прав на занимаемый предприятием земельный участок: согласование границ участка, оформление кадастрового плана, согласование условий договора, на основании которого участок передается предприятию. Работники юридической службы должны активно участвовать в данных процессах.

 

4. Взаимоотношения с трудовым  коллективом.

         Это направление работы имеет большое значение для крупных предприятий с большим трудовым коллективом. Споры, которые возникают между работниками и администрацией, чаще всего связаны с неправомерным, по мнению работников, привлечением их к ответственности или увольнением. Необходимо отметить, что в таких спорах суды зачастую встают на сторону работника. Поэтому задачей юридической службы, в первую очередь, является профилактика данных споров.

       Прежде всего, необходимо создать на предприятии нормативную базу, принять локальные нормативные акты, регулирующие деятельность администрации и работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции). Эти нормативные акты должны достаточно подробно регламентировать деятельность участников трудовых правоотношений и содержать четкие, недвусмысленные формулировки, что впоследствии позволит избежать спорных ситуаций, которые, как правило, возникают при различном толковании сторонами правовых норм.

       Важное значение имеет разработка локальных нормативных актов, регулирующих процедуры приема на работу, перевода, увольнения. Соблюдение предписаний, содержащихся в таких документах, позволит избежать нарушений прав работника и законодательства, избежать судебных разбирательств.

      Юридическая служба должна обеспечить знание работниками, занятыми решением кадровых вопросов, данных инструкций и неукоснительное их соблюдение8.

      По итогам состоявшихся судебных разбирательств целесообразной представляется подготовка информационных писем, в которых следует указывать на выявленные в ходе процесса ошибки, допущенные представителями администрации, разъяснять последствия этих ошибок, давать рекомендации по их повторному недопущению.

      В завершение следует отметить, что организация правовой работы во многом зависит от специфики деятельности конкретного предприятия, в связи с чем сложно выработать какие-либо общие рекомендации. При решении вопросов организации этой работы от юристов требуется понимание целей, стоящих перед конкретной фирмой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

       В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации отметил, что на государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент,- когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим. Вот почему мы настаиваем на единственной диктатуре — диктатуре закона. Именно поэтому важное место в укреплении законности в государстве принадлежит юридическим службам.

      В процессе своей деятельности юридические службы должны обеспечивать надежную защиту собственности предприятия, гарантировать соблюдение интересов администрации и сотрудников. Грамотные действия юрисконсульта являются одним из предохранительных механизмов, защищающих учреждение от банкротства. Служебная обязанность и профессиональный долг каждого юрисконсульта — обеспечивать соблюдение требований закона, развивать правосознание работников учреждений и организаций, бороться за построение в России правового общества и государства.

      Вопреки первому впечатлению работа юридической службы учреждения непроста. В условиях ежегодного обновления огромного массива нормативно — правовой базы юристу необходимо постоянно следить за изменениями в законодательстве, искать новые формы и методы работы. Материалы периодической печати, статистической отчетности, анализ практической деятельности органов и учреждений.

     Юридическая служба предприятий доказала необходимость своего существования. И нет сомнений в том, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.

Список используемой литературы:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2012);

2. Постановление СМ СССР от 22 июня 1972 г. № 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (с изм. и доп. от 1 декабря 1987 г., 21 декабря 1990 г.) // ИПС Гарант;

3. Инструкциями Госарбитража  СССР №№ П-6, П-7. В соответствии  с постановлением Пленума Верховного  Суда РФ и Пленума Высшегго Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14);

4. Айзин С.М. и др. Юридическая служба на предприятии. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2001.;

Информация о работе Юридическая деятельность юрисконсульта и ее место в организации юридической службы