Юридическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Задача: Обвиняемый принес кассационную жалобу на приговор районного суда. В ней он указал, что приговор является незаконным, так как он не виновен в инкриминируемом ему преступлении. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что приговор законный и обоснованный.
Какое решение должен принять суд кассационной инстанции?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

 

        1. Юридическая служба.

 

Юридическая служба имеет  особое место при построении демократического правового государства, обеспечении  достижения верховенства закона и укрепления законности в стране. Под юридической  службой, как правило, понимается деятельность специально уполномоченного органа (юридического управления, отдела, бюро, главного юрисконсульта) организаций  и предприятий, направленную на укрепление законности в деятельности предприятия (организации) c использованием правовых средств при выполнении своих  функциональных обязанностей. Юридическая служба является специальным подразделением организации, предприятия, ответственной за укрепление законности и договорной дисциплины. Основные задачи службы определяются многообразием торговых связей, прав и обязанностей сторон. Неслучайно поэтому именно на юристов в большей степени, чем на какую-либо другую службу, ложится ответственность за предотвращение негативных последствий принятия незаконных решений на производстве.Организации и предприятия в Беларусь в своей деятельности должны неуклонно придерживаться требований законодательства. Организация правовой работы, направленной на правильное применение, соблюдение и безоговорочное выполнение требований актов законодательства, других нормативно-правовых актов субъектами деятельности, а также их руководителями и работниками во время выполнения возложенных на них задач и функциональных обязанностей, является основным заданием юридической службы.                                                                 При этом, решение юридической службы как специалиста учреждения по правовым вопросам должно, быть решающим в вопросах правовой оценки заключаемых договоров, и в этом случае она должна нести ответственность за соответствие законодательству заключаемых и визируемых договоров. В современных условиях, перед хозяйствующими субъектами открыто широкое поле деятельности, если, разумеется, соответствующие ее направления не запрещены законодательством и сообразуются с уставными целями хозяйствующего субъекта. Поэтому от юридической службы наряду с глубокими знаниями динамично развивающегося хозяйственного законодательства требуется умение юридически грамотно подойти к решению конкретных хозяйственно-правовых задач, связанных с осуществлением хозяйственной или предпринимательской деятельности предприятия, что плодотворно скажется на повышении эффективности производства и качества работ.Задачи юридической службы организации условно можно подразделить на две группы. К первой группе относятся те, которые юридическая служба разрешает совместно с другими службами предприятия. К их числу можно отнести разработку локальных нормативных актов (коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, стандарта и др.) и проведение совместных мероприятий по профилактике нарушений законодательства. Например, совместно с бухгалтерской службой проведение ревизий, проверок по учету, сохранности и отпуску материальных ценностей, обоснованности списания ценностей, участие в работе по аттестационной комиссии.

Во вторую группу включаются задачи, разрешаемые непосредственно юридической  службой. К ним относятся: содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности предприятия и его должностных лиц, правовое консультирование должностных лиц и структурных подразделений по основным направлениям его деятельности; ведение учета нормативных актов, представление интересов предприятия в судах и иных государственных органах по правовым вопросам.

Важнейшей задачей юридической  службы является правовая пропаганда действующего законодательства. Наряду с консультированием должностных  лиц она включает в себя проведение лекций, бесед по правовой тематике в подразделениях, прием по личным вопросам работников по разъяснению  законодательства.

Постановлением определено, что  юридическая служба предприятия  — самостоятельное структурное  подразделение либо должность, создаваемое  или вводимая в целях правового  обеспечения деятельности предприятия, которая подчиняется непосредственно  руководителю предприятия.

Следует отметить, что в Республике Беларусь в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации и повышения квалификации работников юридических служб Министерство юстиции определяет порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников юридических служб органов государственного управления и государственной власти на местах, органов хозяйственного управления, создаваемых Кабинетом Министров Республики Беларусь, государственных предприятий, учреждений и организаций (далее — организации).

При этом, определено, что аттестация работников юридических служб организаций  проводится в целях объективной  оценки уровня их профессиональной компетентности, определения соответствия их квалификационным требованиям, установленным законодательством, повышения их ответственности за выполнение возложенных на них задач и функций.

Во исполнение возложенных задач  в Министерстве юстиции создана  и функционирует специальная  комиссия по аттестации работников юридических служб.                                                                          Министерству юстиции дано право в случае, если претендент не прошел повторную аттестацию или не обратился в течение указанного срока для прохождения повторной аттестации, вносить по месту работы работника юридической службы обязательное для исполнения представление о необходимости рассмотрения вопроса об освобождении от занимаемой должности либо перевода на другую работу в соответствии с трудовым законодательством.В то же время, обеспечение и укрепление законности в деятельности организаций является одной из основных задач юридической службы. По непосредственной цели конкретных действий юридической службы различаются средства, направленные на предупреждение нарушений законности, пресечение ее нарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.Предупреждение правонарушений во всей многообразной деятельности государственных органов и общественных организаций имеет особое значение: юрисконсульты проверяют соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визируют их.

Средства обеспечения юридической  службой законности весьма разнообразны: она принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и т.д. Большинство средств, используемых юридической службой, имеет целью именно предупреждение нарушений законности. Поэтому юридический отдел (юрисконсульт) уполномочен докладывать руководителю о любых нарушениях, допускаемых должностными лицами. По степени самостоятельности действий следует различать средства, реализуемые юридической службой либо самостоятельно, либо совместно с другими структурными подразделениями организации, либо по ее представлению руководителем организации.

По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой  законности в деятельности организаций  различаются в зависимости от того, какая именно функция проявляется  в конкретном случае.

Охранительная функция является ведущей  функцией юридической службы. Сюда входит претензионная работа, исковое  производство, представительство от имени предприятия в суде, в  органах следствия, а также других органах при рассмотрении правовых вопросов.

Организаторская функция состоит  в том, что юридическая служба организует работу по обеспечению законности, а также разрабатывает проекты  мероприятий по дальнейшему повышению  уровня правовой работы. Правовой работой  занимаются не только юридическая служба, но и все основные службы предприятия, поэтому в структуре производства должно быть подразделение, выполняющее функцию организатора этой работы.

Наиболее четкое закрепление эта  функция получила применительно  к юридической службе органов  государственного управления, где последняя  совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает  и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства. Представляется, что такого рода нормы  должны быть включены в Положения  о юридической службе всех организаций, которые имеют в своем подчинении предприятия, учреждения, обособленные структурные подразделения, поскольку  и в этом случае она должна выступать  организатором мероприятий по обеспечению  законности.

Контрольная функция юридической  службы заключается в проверке деятельности структурных подразделений по предупреждению, выявлению и устранению нарушений  законодательства. Представляется, что  наиболее эффективным способом осуществления  контрольной функции юридической  службы является проверка и визирование  проектов приказов и локальных актов, хозяйственных договоров, передаваемых на подпись руководителю организации, при этом представляется целесообразным внедрение порядка при котором  в организациях обязательно должен быть утвержден стандарт или инструкция, в которых указывается перечень проектов документов, подлежащих обязательному  предварительному согласованию с юристами перед подписью руководителя.

На наш взгляд среди основных средств, которые необходимо применять  сотрудниками юридической службы при  осуществлении контрольной функции  можно условно выделить следующие: 1. Проверка проектов решений, постановлений, приказов, инструкций, распоряжений, положений и других документов правового характера с точки зрения их соответствия действующему законодательству.Проверка юридической службой проектов документов нормативного и ненормативного характера является важной гарантией их законности. Тот факт, что проект документа законен, удостоверяется визой работника юридической службы. Виза должна содержать подпись работника и дату согласования проекта. В случае противоречия действующему законодательству проектов документов правового характера, представляемых на подпись руководителю, начальник юридического отдела, юрисконсульт возвращает проекты, не визируя их, и дает заключения с предложениями о законном разрешении рассматриваемых вопросов. 2. Проверка изданных руководителями структурных подразделений правовых актов с точки зрения соответствия их законодательству – другое проявление контрольных полномочий юридической службы. Такого рода проверка осуществляется в порядке последующего контроля, т.е. после издания этих актов. При обнаружении нарушений закона в актах руководителей структурных подразделений юридическая служба должна принять необходимые меры. Среди них надо, прежде всего, выделить такие, как: разъяснение руководителям структурных подразделений сути допущенных нарушений с одновременной рекомендацией отменить либо изменить незаконные правовые акты; информирование руководителя данной организации о незаконных актах, изданных руководителями структурных подразделений (для последующей отмены или изменения их). 3. Изучение и обобщение практики соблюдения законодательства в данной организации и в подчиненных ей структурах – особое средство осуществления юридической службой контрольной функции. Эта работа должна проводится, как правило, совместно с другими подразделениями. Так юридическая служба участвует: в проверке числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности; в обобщении результатов рассмотрения претензий, судебных дел; в изучении практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; в разработке предложений по итогам финансово-хозяйственной деятельности; в подготовке материалов о растратах, хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи правоохранительным органам; в принятии мер к возмещению причиненного организации ущерба.

Помимо этого, работники юридической  службы должны принимать активное участие  в правовом воспитании сотрудников  организации. Правовое воспитание включает в себя пропаганду права, способствование  формированию правильного понимания  его сущности и назначения, выработку  привычки соблюдать законы и другие правовые акты, умения правильно использовать действующие правовые нормы в  интересах коллектива и личности. 
Несколько слов следует сказать также о кодификационной работе юридической службы. Кодификация заключается в систематизированном учете и хранении текстов нормативных актов. Она обеспечивает быструю и полную правовую информацию по вопросам, возникающим в деятельности организаций. Любая юридическая деятельность в качестве составных частей включает в себя ознакомление с изданными по конкретному вопросу нормативными актами, их толкование и применение в соответствии с конкретными условиями. Успех юридической деятельности зависит, в первую очередь, от знания юридическими работниками действующих правовых норм и правильного их применения. Этого не достичь, если в их распоряжении не будет текстов всех необходимых правовых актов.

Функции юридической службы тесно  связаны между собой, однако вместе с тем указанная условная классификация  функций имеет не только теоретическое, но и практическое значение, ибо  помогает определить основные направления  работы юрисконсульта, облегчает ее планирование, анализ и учет.

В связи с вышеизложенным можно  сформулировать следующие выводы:

– юридическая служба предприятия  – деятельность специально уполномоченного  органа, направленная на укрепление законности в деятельности предприятия (организации) c активном использованием правовых средств  при выполнении своих функциональных обязанностей;

– задачи юридической службы предприятия  можно подразделить на две группы: те, которые юридическая служба разрешает  совместно с другими службами предприятия, и задачи, разрешаемые  непосредственно юридической службой;

– функциями юридической службы являются: охранительная, организаторская, контрольная, справочно-информационная деятельность по правовым вопросам, учет, хранение и использование в практических целях нормативного материала;

Успех деятельности предприятия и  организации зависит от грамотно организованной работы юридической  службы, в связи, с чем дальнейшее развитие данной службы – это требование современных реалий.

 

 

                  1.2.  Оказание юридических услуг по лицензиям

 В соответствии с  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 386, постановлением Кабинета  Министров Республики Беларусь  от 21 августа 1995 г. № 456 и Положением  о порядке выдачи и использования  лицензии на право оказания  юридических услуг, утвержденном  Министерством юстиции Республики  Беларусь 27 августа 1998 г. в стране  появилась и действует еще  одна форма оказания юридических  услуг – оказание услуг по  лицензиям субъектами хозяйствования. Следует сразу отметить, что указанные  услуги не включают частную  нотариальную деятельность, профессиональную  защиту прав и законных интересов  физических и юридических лиц  по уголовным, гражданским делам  и делам об административных  правонарушениях в следственных  и судебных органах. К юридическим  услугам, на оказание которых  необходимо получение лицензии  в соответствии с вышеперечисленными  нормативно-правовыми актами, относятся:

- участие в подготовке приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования, в том числе по их регистрации;

Информация о работе Юридическая служба