Юридическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Задача: Обвиняемый принес кассационную жалобу на приговор районного суда. В ней он указал, что приговор является незаконным, так как он не виновен в инкриминируемом ему преступлении. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что приговор законный и обоснованный.
Какое решение должен принять суд кассационной инстанции?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

Предметом надзора за исполнением  законодательства является точное и  единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных  правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными  государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь , местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В перечень объектов прокурорского надзора не включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.                                                                                                 Рассматривая более широко предмет прокурорского надзора по отрасли, его содержание, в него следует включать:

-законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также должностными лицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;

-точное и единообразное исполнение требований закона должностными лицами в их деятельности, в частности, по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;

-соблюдение органами государственной власти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественных производителей;

-соблюдение законности в экономической деятельности, в частности , в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности.

В приказах Генерального прокурора  Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 "О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора  за исполнением законодательства в  экономической сфере с целью  защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования", от 13 сентября 2001 г. № 31 "Об организации надзора за исполнением законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями государству, а также юридическим лицам государственной формы собственности" поставлен вопрос об активизации надзора и необходимости острого реагирования на нарушения законодательства, об особом внимании к материалам, поступающим в связи с нарушением законов в системе государственного управления, об усилении надзора заточным и единообразным исполнением законодательства возмещении материального вреда, причиненного преступлениями и иными правонарушениями государству.                                                                                                                                                Определяя границы надзора прокуратуры за исполнением законодательства, можно сказать, что следует исходить из правила: "Там, где действует закон, должен срабатывать общий надзор".

 В Законе о прокуратуре (ст.27) подчеркнуто, что прокурор проводит проверки на основании поступивших к нему сообщений, информации о фактах нарушения закона. Это не следует понимать так, что прокурор действует, только получив официальное заявление о нарушении закона. Информация может поступать прокурору по различным каналам - обращения и заявления граждан и должностных лиц, сообщения средств массовой информации, материалы расследования уголовных дел, результаты обобщений материалов, проверяемых в порядке ст.174 УПК Республики Беларусь, статистические данные и иные сведения, содержащие данные о нарушении законов. Положение о невмешательстве прокурора в хозяйственную деятельность не следует понимать как невмешательство прокурора. В тех случаях, когда допущено нарушение установленного порядка, он направляет информацию в соответствующие контролирующие или иные органы управления, чтобы те, используя свои полномочия, устранили эти нарушения. Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства применительно ко всем прокурорам и отдельно к территориальным и специализированным прокурорам определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь, его заместителей, прокуроров областей. Особое место среди этих актов занимает приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 5 "Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью и правовых актов".                                                                                                                                                                Получив информацию о нарушениях законов, требующих прокурорского реагирования, прокурор действует, используя предоставленные ему полномочия, в соответствии с характером поступивших сведений.В Законе о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок всеми юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами . Информация, требуемая прокурором, представляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой соблюдения законодательства, расследованием уголовного дела. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин по постановлению прокурора доставляются органами милиции в принудительном порядке.                                                                                                                                                        Прокурор вправе своим постановлением освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Он вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты и действия должностных лиц, обращаться в суд и хозяйственный суд с требованием о признании таких актов недействительными.                                                                                                                                           При установлении нарушений законов прокурор вправе вносить представления с требованиями об устранении нарушений законности.                                                                              Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов принято делить на три группы:

-полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;

-полномочия по устранению нарушений закона;

-полномочия по предупреждению нарушений закона.

В соответствии с Законом  о прокуратуре прокурор в ходе проведения проверок имеет право  требовать от руководителей органов  выделения специалистов для выяснения  возникающих вопросов в ходе осуществления  надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто они привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором.                                                                       При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор имеет право требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, проведения проверок, ревизий и экспертиз, в связи с поступившими в прокуратуру материалами и обращениями. Полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой провести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Проведение проверок чаще всего поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля. Прокурор имеет право требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций . Это требование реализуется чаще всего путем направления письменного требования и реже - путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (в цехах, участках, отделах, лабораториях, службах).От руководителей предприятий, учреждений и организаций они могут требовать проведения служебных расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачей материальных средств и т.д.                                                                                                                                                                    Согласно Закону о прокуратуре, осуществляя возложенные на них функции, прокуроры проводят проверки исполнения законов и проверки законности актов в пределах их должностной компетенции. Они имеют право использовать по согласованию с соответствующими государственными органами и должностными лицами на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы, а также проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий, осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.                                                                                                                   Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий. Названные полномочия закреплены в Законе о прокуратуре:

-прокурор опротестовывает правовые акты и решения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, отменяет их;

-освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

-дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, и направляет их органам (должностным лицам), ведущим административный процесс;

-в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

-вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложения о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

-обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;

-составляет протоколы об административных правонарушениях;

-выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

-выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

-выносит постановления о возбуждении уголовного дела.                                                                         Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах юридических и физических лиц, а также государства с исковыми заявлениями и в суд.

 

 

 

 

 

 

Задача: Обвиняемый принес кассационную жалобу на приговор районного суда. В ней он указал, что приговор является незаконным, так как он не виновен в инкриминируемом ему преступлении. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что приговор законный и обоснованный.  
Какое решение должен принять суд кассационной инстанции?

Решение: Суд примет следующее решение: оставил приговор без изменения, а жалобы или протест без удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

                 Список используемых источников:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября   1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 13 января 1995 г. №3514-XII: в редакции Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.   
  3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г.: в редакции Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З 2011 г.  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.   
  4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. № 361-3: в редакции Закона Республики Беларусь от  01.12. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.   
  5. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н. Бибило. – Минск: Издательство “ Право и экономика “, 2010. - 362 с.
  6. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалёв. – Москва: Зерцало, 2009 г. – 187с.
  7. Картын Л.А. Юридическая служба: учебник / Л.А. Картын. – Минск: Издательство “ Право и экономика “, 2010. – 453с.

 

 

 

        

 

 

 

 


Информация о работе Юридическая служба