Характеристика видов социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие и виды социального обслуживания
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
Раскрытие понятия социального обслуживания
Ознакомление с видами социальных служб
Рассмотрение функций, принципов социального обслуживания
Изучение характеристики видов социального обслуживания, порядка и условий оказания социальных услуг

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное обслуживание …………………………………………...4
Понятие социального обслуживания……………………………………...4
Виды социальных служб…………………………………………………..11
Функции социального обслуживания…………………………………….12
Принципы социального обслуживания…………………………………..15
Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности………………………………………………………………...17
Глава 2. Виды социального обслуживания…………………………………..20
2.1 Характеристика видов социального обслуживания……………………..20
2.2 Порядок и условия оказания социальных услуг…………………………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Характеристика видов социального обслуживания(курсовая).docx

— 56.26 Кб (Скачать файл)

- нормативных отчислений  из бюджетов соответствующего  уровня в размере не менее  2 % расходной части бюджета;

- поступлений из фонда  социальной поддержки населения  за счет выделения части средств  на цели социальной поддержки  семей с детьми;

- средств из федерального  бюджета на выполнение уставных  задач;

- финансов в результате  перераспределения средств между  комитетами и отделами служб  различного уровня на реализацию  областных, городских и районных  программ;

- дополнительных средств  на областного и местного бюджетов  на обеспечение целевых мероприятий  по адаптации доходов населения  к росту стоимости жизни и  другое;

- доходов от платных  услуг и от хозяйственной деятельности  учреждений службы;

- благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц,  поступлений от благотворительных  акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости  от вида деятельности и типа организации  их финансирования: бюджетного, хозрасчетного  или смешанного. При организации  центром платных услуг населению  и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации  социальных служб в РФ является территориальный  принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Глава 2. Виды социального обслуживания

2.1 Характеристика  видов социального обслуживания

Действующим законодательством  установлены следующие виды социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: 
1. Материальная помощь, которая предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. 
2. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иная. 
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995г. № 1285. 
4. Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 (с послед. изм, и доп.). 
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. 
6. Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. 
7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. 

 

 2.2 Порядок и условия оказания социальных услуг

    Порядок и условия оказания социальных услуг установлены в соответствии с положениями федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

Социальные услуги предоставляют на основании обращения  гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного  объединения в соответствующие  органы или учреждения социальной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают  по данному обращению решение  о предоставлении запрашиваемых  услуг.

При получении социальных услуг граждане должны иметь право  на:

- выбор учреждения  и формы обслуживания в порядке,  установленном федеральным органом  социальной защиты населения  и органами социальной защиты  населения субъектов Российской  Федерации;

- информацию о  своих правах, обязанностях и  условиях оказания социальных  услуг;

- уважительное и  гуманное отношение со стороны  работников учреждений социального  обслуживания;

- конфиденциальность  информации личного характера,  ставшей известной работнику  учреждения социального обслуживания  при оказании социальных услуг;

- защиту своих  прав и законных интересов,  в том числе в судебном порядке;

- отказ от социальных  услуг.

Сведения личного  характера, ставшие известными работникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в  разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Социальные услуги предоставляют при условии добровольного  согласия граждан на их получение, кроме  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. Допускается  анонимное обращение клиентов для  получения услуг отдельных видов.

Правом на внеочередное обслуживание в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в  статьях 14, 15, 18 федерального закона «О ветеранах».

Преимущественным  правом получения социальных услуг  в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 20 федерального закона «О ветеранах», а также одинокие нетрудоспособные граждане, родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших при  исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию  в результате радиационных аварий, реабилитированные граждане и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе  беженцы, пользуются теми же правами  в сфере социальных услуг, что  и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет  и лиц, признанных в установленном  законом порядке недееспособными, дают их законные представители после  получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.

Граждане, направляемые в учреждения, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях  и видами социальных услуг, предоставляемых  ими.

Помещение граждан  в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного  письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном  законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления  их законных представителей. Помещение  в специализированные стационарные учреждения безнадзорных, беспризорных и находящихся в социально  опасном положении детей и  подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляют на основании:

- личного обращения  несовершеннолетнего;

- заявления родителей  несовершеннолетнего или его  законных представителей сучетом  мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, кроме случаев, когда  учет мнения несовершеннолетнего  противоречит его интересам;

- направления органа  управления социальной защитой  населения или согласованного  с этим органом ходатайства  должностного лица органа или  учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- постановления  лица, производящего дознание, следователя,  прокурора или судьи в случае  задержания, ареста или осуждения  родителей или законных представителей  несовершеннолетнего;

- акта оперативного  дежурного районного, городского  отдела (управления) внутренних дел,  отдела (управления) других муниципальных  и административно-территориальных  образований о необходимости  помещения несовершеннолетнего  в подобное учреждение.

Ключевые слова: социальное обслуживание населения, социальная служба, клиент социальной службы, учреждение социального обслуживания, трудная  жизненная ситуация, социальные услуги, социально-экономические услуги, социально-медицинские  услуги, социально-психологические  услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги, социально-бытовые  услуги.

Принятие в 1995 году Федерального закона «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации» способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающие  социальные услуги семьям, женщинам и  детям. Минтрудом РФ в 2000г. разработаны  рекомендации по организации деятельности социальных служб, оказывающих помощь населению. 
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными службами утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996г. № 739. Так, бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: 
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают; 
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С переходом к  рыночной экономике, развитием приватизации в стране сфера социального обслуживания претерпела серьезные изменения  и, к сожалению, пребывает в куда более слабом состоянии, чем в  советский период. Объявив приватизацию, государство фактически лишилось основного  источника формирования фондов общественного  потребления. «Необходимо отметить, что в частный сектор экономики  переходили предприятия, как правило, прибыльные, такие, за счет доходов  которых было возможно пополнение бюджета»13.

Другими словами, одной  из основных проблем современности является недостаточность финансирования    со    стороны    государства    сферы    социальной    защиты    и    социального обслуживания в частности.

Так же одной из проблем является недостаточное  количество категорий граждан имеющих  право на социальное обслуживание.

И ещё одна проблема, это малое количество органов социальной защиты.

Нам известен опыт многих европейских стран, государственная  собственность в которых не занимает доминирующего положения, однако уровень  социальной защищенности граждан остается стабильно высоким (Германия, Франция, Нидерланды). Секрет такого успеха развитых стран мира в их «развитости», другими словами, в высоком уровне развития экономики. «Уровень и масштабы социального обслуживания формируются в зависимости от экономических возможностей этого общества»14.

На основании  этих выводов предлагаем, во- первых, увеличить число категорий граждан имеющих право на социальную помощь и обслуживание, во- вторых, расширить органы социальной защиты населения и, в- третьих увеличить размеры финансирование сферы социального обслуживания со стороны государства.

Список  литературы:

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Всеобщая декларация прав человека 
    (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Источник официального опубликования: Российская газета.
  4. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Источник официального опубликования: Российская газета.
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Источник официального опубликования: Российская газета.

 

Литература:

 

  1. Буянова М.О. Право социального обеспечения. Москва: Проспект, 2009
  2. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2011
  3. Мироненкова М. Н. Направление развития государственной системы социального обслуживания престарелых и инвалидов в условиях формирования рыночной экономики в России: дисс. на соиск. уч. степени  к.э.н. М. 2010.
  4. Серебрякова Е. А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. 2008.
  5. Тучкова Э. Г., Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. – М.: БЕК. 2011
  6. Топчий Л.В. «Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия»
  7. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2010
  8. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2010
  9. Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2011. № 5

Информация о работе Характеристика видов социального обслуживания