Характеристика видов социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие и виды социального обслуживания
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
Раскрытие понятия социального обслуживания
Ознакомление с видами социальных служб
Рассмотрение функций, принципов социального обслуживания
Изучение характеристики видов социального обслуживания, порядка и условий оказания социальных услуг

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное обслуживание …………………………………………...4
Понятие социального обслуживания……………………………………...4
Виды социальных служб…………………………………………………..11
Функции социального обслуживания…………………………………….12
Принципы социального обслуживания…………………………………..15
Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности………………………………………………………………...17
Глава 2. Виды социального обслуживания…………………………………..20
2.1 Характеристика видов социального обслуживания……………………..20
2.2 Порядок и условия оказания социальных услуг…………………………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Характеристика видов социального обслуживания(курсовая).docx

— 56.26 Кб (Скачать файл)

В ФЗ от 10 декабря 1995 г. РФ»это понятие определяется так: это «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Таким образом, очевидно, что понятие трудной жизненной  ситуации подразумевает наличие  у граждан определенной степени  беспомощности. Отнесение граждан  к разряду попавших в трудную  жизненную ситуацию – это не всегда простой процесс, т. к. это состояние  не во всех случаях устойчивое и  четко определенное. В случае болезни, инвалидности подобную функцию осуществляют медицинские учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы; безработицы  – органы службы занятости; сиротства, безнадзорности – органы опеки и  попечительства и т. д. В этих и  остальных случаях активное участие  в судьбе граждан должны принимать  органы социальной защиты населения.

В трудных жизненных  ситуациях периодически оказываются, или длительное время находятся, десятки миллионов людей –  взрослых и детей, что при отсутствии государственного механизма, способного помочь им решить возникшие проблемы, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождает  у населения чувство незащищенности и уверенность в равнодушии государства  к проблемам своих граждан. Поэтому, как уже отмечалось выше,  участие государства в развитии социальной сферы – крайне необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно функционирующую систему социальной помощи и социального обслуживания в частности.

1.2 Виды социальных  служб

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба»  относится к основным понятиям в  социальном обслуживании населения  и определяется как система государственных  и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в  своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и  органы управления ими.

Социальная служба как  инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить  реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи  осуществляют индивидуальный подход  к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается  на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен  проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной  помощи «включаются» тогда, когда  исчерпаны иные способы поддержки  (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб  включает государственную, муниципальную  и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию  которых входит организация и  осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию  которых входит организация и  осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые  благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями  и частными лицами.

1.3 Функции социального обслуживания

Государственные социальные службы ориентированы главным образом  на обеспечение нуждающихся лиц  различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции  развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие9:

Система помощи клиенту в  системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей  и отдельных лиц, наиболее нуждающихся  в социальной поддержке (малообеспеченных  граждан, семей с несовершеннолетними  детьми и другими нетрудоспособными  членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для  самостоятельного обеспечения своего  благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию  нетрадиционных форм дошкольного,  школьного и внешкольного воспитания;

- организация временного  вынужденного пребывания ребенка  вне родительской семьи, его  дальнейшее устройство в детское  учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов,  врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке  молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей и  девушек к браку и сознательному  родительству;

- родительский медико-психологический  всеобуч;

в) функция социального  корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую  реабилитацию несовершеннолетних  с отклоняющимся поведением, безнадзорных  детей и подростков, детей, оставшихся  без попечения родителей;

- медико - социальную реабилитацию  и реабилитацию детей и подростков  с ограниченными возможностями  и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

- предоставление клиенту  информации, необходимой для разрешения  сложной жизненной ситуации;

- распространение среди  населения медико - психологических,  педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами  по социальной работе, специально  созданными учреждениями, а также  с помощью научных организаций  потребностей своих клиентов  и социальных проблем, порождающих  кризисные ситуации в регионе,  разработка и реализация конкретных  мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в  реализации чрезвычайных мер по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов  социальной службы в разработке  чрезвычайных программ;

- формирование в рамках  спасательных служб, организуемых  на центральном и других уровнях,  бригад социальных работников  и т.д.

 

 

 

 

1.4 Принципы социального  обслуживания 

Социальное обслуживание базируется на принципах10:

- равных возможностей  граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной  адаптации с опорой на собственные  силы;

- адресности, приоритета  содействия граждан, находящихся  в опасном или беспомощном  состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета  международных стандартов.

Социальная служба формируется  на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными  для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему  целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных  начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан  на получение социальных услуг и  помощи в сложных жизненных ситуациях  означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь  и свободу, защищает ее от разного  рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми  средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено  в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда  социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности  означает, что социальная служба максимально  приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов  и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности  означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют  право на сбор информации, получение  по мотивированному запросу от государственных  и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций  и помощи клиентам.

Функции управления вопросами  социального обслуживания населения  на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они  строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного  образования, культуры, физкультуры  и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам  молодежи и занятости и другими  органами управления, а также с  общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

 

1.5 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб  включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для  обслуживания соответствующих групп  населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным  центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных  групп и категорий населения  на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских  и сельских районах, микрорайонах и  т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации  при наличии лицензии) создают  специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых  отводится территориальным центрам  социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального  обслуживания является учреждением  социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную  и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам  и группам населения, нуждающимся  в социальной поддержке11.  Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико - социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной  службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между  государственными, негосударственными и муниципальными службами.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального  обслуживания, возникают их новые  виды, что позволяет охватывать все  более широкий спектр социальных проблем различных слоев и  групп населения. Система социального  обслуживания еще находится в  стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из12:

Информация о работе Характеристика видов социального обслуживания