Характеристика видов социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие и виды социального обслуживания
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
Раскрытие понятия социального обслуживания
Ознакомление с видами социальных служб
Рассмотрение функций, принципов социального обслуживания
Изучение характеристики видов социального обслуживания, порядка и условий оказания социальных услуг

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальное обслуживание …………………………………………...4
Понятие социального обслуживания……………………………………...4
Виды социальных служб…………………………………………………..11
Функции социального обслуживания…………………………………….12
Принципы социального обслуживания…………………………………..15
Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности………………………………………………………………...17
Глава 2. Виды социального обслуживания…………………………………..20
2.1 Характеристика видов социального обслуживания……………………..20
2.2 Порядок и условия оказания социальных услуг…………………………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Характеристика видов социального обслуживания(курсовая).docx

— 56.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социальное обслуживание …………………………………………...4

    1. Понятие социального обслуживания……………………………………...4
    2. Виды социальных служб…………………………………………………..11
    3. Функции социального обслуживания…………………………………….12
    4. Принципы социального обслуживания…………………………………..15
    5. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности………………………………………………………………...17

Глава 2. Виды социального обслуживания…………………………………..20

2.1 Характеристика видов  социального обслуживания……………………..20

2.2 Порядок и условия оказания социальных услуг…………………………22

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Буянова М. О. отметила: «Социальное обслуживание исторически присуще нашей стране, начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур»1. Подобную деятельность осуществляли, прежде всего, церкви и монастыри.

Конечно, на заре зарождения социальной помощи в России, не было такого понятия как «социальное  обслуживание», да и «социальная  помощь» тоже. Однако государство  и общество пытались сформировать некую  систему поддержки больных, бедных и т. д. Со стороны общества это  выражалось в форме личной религиозной  благотворительности – милостыни. Нужно сказать, что участие государства  в развитии социальной сферы –  крайне необходимо и по сей день, без него трудно представить себе эффективно функционирующую систему  социальной помощи и социального  обслуживания в частности.

Цель работы - рассмотреть понятие и виды социального обслуживания

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

  1. Раскрытие понятия социального обслуживания
  2. Ознакомление с видами социальных служб
  3. Рассмотрение функций, принципов социального обслуживания
  4. Изучение характеристики видов социального обслуживания, порядка и условий оказания социальных услуг

Объект курсовой работы - сущность и роль основных видов социального обслуживания, значения их в отрасли социального обслуживания.

Предметом данного исследования являются виды социального обслуживания.

 

Глава 1.  Социальное обслуживание

1.1 Понятие социального обслуживания

В научной литературе понятие  «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает  в качестве одного из направлений  социальной работы и организационной  формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или  человеческого общества.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ»в ст. 1 дается следующее определение понятию «социальное обслуживание»: это «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие «социальное обслуживание», склонны определять его как поддержку  нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости3. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.

Такие же авторы как  Тучкова Э. Г. и Захаров М. Л. справедливо  считают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и  инвалидам, так как это понятие  охватывает широкий круг лиц (в том  числе детей)4. Социальное обслуживание охватывает почти все категории общества и представляет собой направление деятельности по социально-экономической поддержке детей, молодежи, семей с детьми, временно нетрудоспособных, граждан, потерявших кормильца, инвалидов, лиц пенсионного возраста и престарелых, малообеспеченных граждан, а также людей, попавших в критические жизненные ситуации (мигранты, беженцы и т. д.) и др.

    Социальное  обслуживание является институтом  права социального обеспечения.  «Регулирование в области социального  обслуживания рассматривается в  качестве одного из направлений  деятельности государства по  социальной защите населения»5. Согласно этому высказыванию, регулирование социальных процессов – прерогатива государства и это справедливо.

Но нельзя забывать о том, что в России помимо государственной  системы социального обслуживания, развивается негосударственная  система, которая своей деятельностью  призвана дополнять работу государственных  служб, а значит способствовать улучшению  объема и качества обслуживания населения. Также уместно сказать о том, что основная задача государства, коль скоро оно обладает регулирующей функцией, способствовать развитию системы  социального обслуживания в двух направлениях: государственной и  негосударственной. При этом ролью  последней не стоит пренебрегать.

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального  обслуживания различных категорий  населения - составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения»6.

Как указывается в концепции  развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки  населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального  управления, которое построено на принципах рыночно - организованной экономики и отвечает требованиям  создания гуманного и правового  общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки  технологий социального обслуживания с учетом специфики различных  регионов РФ. Важное значение приобретает  при этом определение четкой структуры  программ и принципов управления, а также способности к автономии  и к самоограничению как с  экономической, так и с социологической  точки зрения. Для формирования эффективной  системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования  территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Критерием эффективности  социального обслуживания должна стать  действенность всех видов, форм и  методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также  руководства и управления всем процессом  социальной работы с населением и  отдельными людьми, нуждающимися в  социальном обслуживании.

Основываясь на концепции  системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы  социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции  и цели этой сферы. Это системные  функции гуманности, к которым  относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным  и попавшим в трудные жизненные  ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств  попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть  ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания  выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических  излишков». Эта функция обусловлена  тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных  катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как  инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции  в обществе: одной из основных задач  по удовлетворению системной потребности  в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции  и самоорганизации «общественных  организмов», является корректировка  поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты  общества, как система образования  и воспитания, религия, семья и  т.д. С началом формирования и  развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции  стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального  обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального  неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы  и т.д.) обеспечивает их привыкание к  более низким стандартам жизни. Поддерживая  эти группы людей, система социального  обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности  «общественных организмов» в  повышении «уровня нормального  потребления» в обществе.

Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Социальное обслуживание необходимо рассматривать как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан.

Важно заметить, что  иные виды социальной помощи, кроме  социального обслуживания, осуществляются в основном в денежной форме. Приоритетной же задачей социального обслуживания является оказание помощи не денежного  характера: обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная  помощь, реабилитационные услуги и  т. д. В подобной специфике задач проявляется наивысшая степень гуманности и человеколюбия в обществе, поддерживаемые политикой государства. Государство не стремится «откупиться» всевозможными денежными выплатами, а применяет различные виды социальной помощи по принципу целесообразности. Иначе говоря, существуют ситуации, когда помощь «в натуре» оказывается наиболее необходимой и действенной. Именно в этом случае огромное значение приобретает социальное обслуживание во всех его видах.

Кандидат экономических  наук Валерий Шарин в статье «Социальное  обслуживание: вектор развития» говорит  о социальном обслуживании как об одном из видов социальной поддержки (бытовой, медицинской, психологической, педагогической, правовой и т. д.) гарантированной  государством7. Роль гарантий государства очень велика, особенно в период перехода страны к рыночным отношениям.

Отказа от гарантий, установленных на законодательном  уровне, не должно происходить даже в свете интенсивного развития негосударственных  форм социального обслуживания, за преобладание которых ратуют многие авторы. В качестве гарантий выступают: законы, направленные на получение  прав на социальное обслуживание; подзаконные  акты, обеспечивающие условия, средства, охрану такого права; сложившаяся практика работы государственных органов  по обеспечению прав на социальное обслуживание и охране таких прав.

Относительно права  на социальное обслуживание нужно сказать  отдельно. Это право входит в состав правового статуса любого гражданина. Это право сопровождает граждан  на протяжении всей их жизни. При этом не имеют значение возрастные, национальные, социальные и другие особенности  граждан – все они имеют  право на социальное обслуживание.

Статусное право  на социальное обслуживание, закрепленное в законе, реализуется обычно при  наличии трудной жизненной ситуации. Это понятие также необходимо охарактеризовать.

    Не секрет, что экономические преобразования в нашей стране сопровождаются падением объема производства во всех (практически) отраслях производства, падением покупательной способности рубля (инфляция), безработицей, обнищанием значительной части населения, ухудшением состояния здоровья населения, ростом смертности и т. д. Вышеперечисленные факторы способствуют попаданию большого количества людей в так называемые трудные жизненные ситуации. Нужно отметить, что помимо факторов экономического характера, имеют место естественные причины, вследствие которых люди нуждаются в социальном обслуживании: старость, детство, сиротство, временная нетрудоспособность.

Информация о работе Характеристика видов социального обслуживания