Форма правления государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...

Форма правления государства. Понятие и содержание……………..

Монархическая форма правления………………………………………

Республиканская форма правления…………………………………...

Специфика формы правления в России. Её проблемы и рекомендации…………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………….......

Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 2008 г.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, наряду с сильным президентом, ко­торый одновременно является главой правительства, в формирова­нии правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики — повы­шенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства. Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Пор­тугалия, Болгария, Россия и др.).

Вместе с тем некоторые республики превращаются в «монархи­ческие». Это те, в которых президент занимает свой пост пожизнен­но, например КНДР.

В условиях военных режимов возникают президентско-мили­таристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Ал­жире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь уста­навливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика формы правления в России. Её проблемы и рекомендации.

 

Действенность экономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многом предопределяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. Поэтому очевидно, что форма правления является одним из важнейших элементов формы государства. От того, насколько четко урегулирован данный механизм, зависит итог предпринимаемых российским обществом действий по преодолению социально - экономического кризиса. На основе знаний о распространенных в мире моделях правления можно составить представление о современном состоянии государственности в целом, а также выявить тенденции ее изменения и дальнейшего развития.
Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления, совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.
Современное состояние научной разработанности понятия «форма государственного правления» не позволяет использовать его в качестве «готовой конструкции» для правового исследования. Следовательно, возникает потребность творческого развитая ранее накопленного опыта по данному вопросу, так как неточное понимание существа института правления способно привести к серьезным ошибкам различного характера. Поэтому глубокая разработка сугубо теоретических
проблем должна основываться на историческом материале. Таким образом,
расширение имеющихся общетеоретических знаний будет способствовать решению прикладных задач. О важности рассматриваемых проблем свидетельствуют и происходящие в России процессы. Имеется в виду прекращение так называемого «раздельного правления», сложившегося в период с 1993 по 1999 годы, вследствие выраженного противостояния оппозиционных друг другу парламента и Президента с практически подотчетным ему Правительством. «Гордиев узел» этого конфликта был разрублен благодаря выборам нового состава Государственной Думы Российской Федерации (декабрь 1999 года) и избранию нового Президента России (март 2000 года). В итоге поддержка парламентариями пропрезидентской политики позволила привести в движение такие механизмы системы взаимодействия властных ветвей, составляющие стержень отечественного института государственного
правления, которые до этого момента бездействовали, препятствуя процессу
реформирования. Все это обусловило изменения в отношениях, во - первых, органов государства между собой и, во - вторых, государства и населения. Названные изменения, в свою очередь, предопределили необходимость внесения существенных коррективов в проводимый научный анализ, потребовав преодоления сложившихся стереотипов и учета новых идей и подходов.
В своем послании 2001 года к Федеральному Собранию Российской Федерации глава государства В. В. Путин отметил, что девяностые годы XX века были для страны бурными и, без преувеличения, «революционными». Поэтому стратегическая задача прошлого года заключалась прежде всего в укреплении государства в лице всех институтов и всех властных уровней, так как без этого невозможно достичь успехов ни в экономической, ни в социальной сферах. В результате 2000 год и начало 2001 года показались, по
сравнению с недавним прошлым, относительно спокойными и лишенными
политических потрясений. «После бурного десятилетия реформ, - обратил внимание членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Президент России в завершение своего выступления, - мы входим в период, когда от нашей квалификации и выдержки зависит долгосрочный успех страны. Меры переходного характера исчерпаны. Но, чтобы нынешняя политическая стабильность в конечном итоге обернулась экономическим процветанием, надо приложить еще очень много сил, потратить не один год».
Бесспорно, достижение относительной стабильности является значимым и вселяет надежду на возрождение отечественной государственности. Однако существует множество проблем, препятствующих позитивным процессам, в частности, несоответствие республиканского правления современным требованиям подлинно правового государства и гражданского общества. Словом, реальный взгляд на проблемы отечественной республики приводит к осознанию потребности пересмотра прежних установок и требует внесения в действующее законодательство ряда новелл, направленных на устранение скрытых и явных авторитарных тенденций российской президентуры.
Итак, специфика государственного правления выражена в том, что во-первых, форма правления в РФ – смешанная. Президент выведен из «триады» властей, то есть особый статус, но в соответствии с конституцией РФ.
Президент предлагает, а не назначает  кандидатуру губернатора, премьер-министра. Парламент РФ формируется на основе парламентских выборов.
Проблематика формы правления Российской Федерации на настоящем этапе ее развития является сложной как в практическом, так и в теоретическом отношении. Существующая вертикаль государственной власти нуждается в изменениях:

1)     необходимо переосмыслить роль Президента,

2)     повысить авторитет парламента (явно заниженный в сопоставлении с остальными властными ветвями) и Правительства, для чего ввести соответствующие изменения в Конституцию 1993 года.

3)     Кроме того, важно преодолеть отрицательное отношение общественности к праву, способствовать зарождению демократических традиций, избавившись от гнетущих установок тоталитарного прошлого [1]. Только при таком подходе возможно «реанимировать» все положительные начала, включенные в модель правления России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.См. также Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Российская газета.- 2001.- 4 апреля.
 

Заключение

 

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть

принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. В настоящее время к абсолютным монархиям можно отнести Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию. При ограниченной (конституционной) монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченным (конституционным) монархиям относятся Великобритания, Швеция и другие страны, в которых власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.  Республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.
Существуют смешанные «полупрезидентские» и «полупарламентарные» (президентско-парламентарные) республики, в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И,А. Ильин (1883 — 1954) писал по этому поводу. «Каж­дый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и при­родой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индиви­дуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть оди­наковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным».

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших ор­ганов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются вы­борные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.


 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1)     Морозова Л.А.  Теория государства и права: Учебник – М .: Эксмо, 2005 г.

2)     Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций – М.:Зерцало, 1997 г.

3)     Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник М.:НОРМА, 2000г.

4)     Теория государства и права. Под редакцией авторского коллектива:
Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. Учебник для юридических вузов и факультетов. 1998 г.  (Электронная версия книги).

5)     Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Российская газета.- 2001.- 4 апреля.
 

 

 

 

 

12

 



Информация о работе Форма правления государства