Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства………………………………………………..…5
2. Виды форм правления и их особенности……………………………………..9
2.1. Монархия…………………………………………………………………….10
2.2. Республика…………………………………………………………………..13
2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18
3. Виды государственного устройства и их особенности……………………..19
3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20
3.2. Федеративные государства…………………………………………………21
3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24
3.4. Империя……………………………………………………………………...25
4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26
4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27
4.2. Демократический режим……………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая для инета.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему

«Формы правления и их особенности в различных типах государств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие формы государства………………………………………………..…5

2. Виды форм правления и их  особенности……………………………………..9

2.1. Монархия…………………………………………………………………….10

2.2. Республика…………………………………………………………………..13

2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18

3. Виды государственного устройства  и их особенности……………………..19

3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20

3.2. Федеративные государства…………………………………………………21

3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24

3.4. Империя……………………………………………………………………...25

4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26

4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27

4.2. Демократический режим……………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы, связанные с формой правления в государстве, актуальны в современных условиях, потому что зачастую, именно они ставятся во главу угла при попытках дать объяснение трудностям, с которыми сталкивается государство и общество на путях реформирования и наметить пути их разрешения. И это объяснимо. От того, как организована и как реализуется государственная власть, напрямую зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.  
Несмотря на то, что современная политическая система большинства стран является достаточно стабильной, научные и общественные дискуссии относительно формы правления не теряют своей злободневности. Ведь пока государство живет, оно должно развиваться, отвечая на вызовы изнутри и извне.

Вопросы, связанные с формой правления, актуальны для многих стран мирового сообщества. В отношении форм правления правовую и политическую науку интересуют два основных вопроса: какие формы правления существуют и какая из них наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране. Таким образом, глубокое разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует, во – первых, изучения их не вообще, а применительно к конкретным условиям жизни общества и государства, а во – вторых, - классификации основных форм правления на отдельные виды и подвиды. При этом нельзя забывать, что категория «форма правления» входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство. От этого зависело формулирование цели и задач данной работы. 

Объектом исследования в данной работе является институт государства. Предмет - способ организации государственной власти, ее устройства.  
Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти. 

Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:  
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;  
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран. 

Вопросы, касающиеся формы правления, так или иначе, исследуют большинство теоретиков государства и права. Однако специфика данного предмета исследования такова, что его трудно рассматривать изолированно, в отрыве, например от исследования формы государства в целом. Поэтому большинство авторов анализируют те или иные аспекты формы правления в комплексе с другими актуальными проблемами, касающимися изучения института государства, механизмов реализации государственной власти. Среди исследователей, внесших свой значительный вклад в разработку интересующей нас проблематики нельзя не упомянуть доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Т.Н. Редько, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.В. Лазарева, доктора юридических наук, профессора Л.А. Морозова, сотрудников МГУ им. М.В.Ломоносова юридического факультета М.Н. Марченко и Е.М. Дерябину, профессора МГИМО Г.В. Атаманчук и др. авторов, а также кандидата юридических наук, доцента, зав.кафедрой «Правоведения» ТОГУ В.П.Кузьмина.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие формы государства

Вопрос о форме государства исследуется юридическими и политическими науками довольно длительное время. Еще Аристотель на основе анализа государственного управления в греческих государствах, сделал вывод о том, что имеют место различные формы государственного правления и устройства. Он считал, что существует шесть форм правления: демократия, олигархия, тирания, аристократия, монархия и полития. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).

Типология государств производится по различным критериям:

  • социально-экономическим признакам – формационный подход;
  • социокультурному фактору – цивилизационный подход;
  • географическому признаку (западные, восточные и т. д.);
  • форме правления (республика, монархия).

В самом общем виде под типом государств понимают совокупность государств, обладающих общими существенными признаками и чертами и принадлежащих крупной исторической эпохе.

Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.

Для характеристики государства особое значение имеют философские категории «содержание» и «форма». Содержание выражается в сущности государства, а форма есть способ организации и существования, она представляет собой внешнее выражение содержания.

Форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. При этом нельзя игнорировать и определенное обратное воздействие формы государства на его содержание.

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

В настоящее время в понятие формы государства вкладываются три аспекта проявления сущности и содержания государства:

1) Порядок образования высших  органов власти, ее структура, т.е. организация высших органов власти, а также степень участия населения страны в их формировании;

2) Территориальное устройство государства, определенный порядок взаимоотношений  между центральной, региональной  и местной властью (соотношение  государства как целого с его составными частями, способ его политического, национального и территориального деления);

3) Совокупность приемов и способов  осуществления государственной власти (режим осуществления власти).

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма.

Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания – означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь, изучить его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.

На форму государства оказывают влияние различные факторы, т.е. причины приобретения каждым конкретным государством определенной формы (монархии, республики и т.д.). Таковыми причинами являются соотношение политических сил, их расстановка по силе, возможности влияния на установление формы государства, исторические условия (международные, внутренние), национальные традиции, политическое и правовое сознание общества, его культура, территория, национальный состав и т.д.

Все эти причины, так или иначе, делают каждое государство уникальным по форме, особенно по деталям этой формы.

Теория государства и права как наука об общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права определила три наиболее общих квалифицирующих элемента, характеризующих форму любого государства – это форма правления, форма государственного устройства и государственный режим.

Каждое государство представляет собой единство этих трех элементов. Вместе с тем, необходимо учитывать, что данное единство не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным. Каждый из указанных трех элементов государства обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать самостоятельно.

Например, форма правления может сохраняться, в то время как сущность государства принципиально меняется. Так, сегодня нет рабовладельческих и деспотических государств, практически исчезли феодальные государства, а формы, присущие этим давним государствам, - республики и монархии – существуют до сих пор. Т.е. сущность исчезла, а форма сохранилась. Это обстоятельство свидетельствует о подвижности элементов формы государства, их качественной устойчивости и способности к сохранению, несмотря на меняющиеся исторические условия. В наибольшей степени качество устойчивости присуще форме государства, в меньшей степени – его сущности и содержанию.

Три составных элемента формы государства также могут быть самостоятельны, каждый по себе может развиваться и изменяться независимо от других. Так форма правления может сохраниться, а форма устройства и политический режим измениться. Например, конституционная монархия в Великобритании сохранилась, а колониальная империя распалась; во Франции уже пятая республика по счету, режим в каждой из них был существенно различным и т.п. В основном из-за государственно-политического режима ведется счет этим республикам.

Названные три элемента – это не три формы государства, а три составные части, три аспекта единой формы государства. Каждый из них влияет на форму государства, в каждом конкретном государстве он своеобразен, имеет свои характерные черты, отличия от аналогичных элементов другого государства. Поэтому в мире практически не существует двух абсолютно одинаковых стран; каждая из них обладает характерными отличиями, признаками уникальности, которые содержаться в том или иной элементе формы государства.

Форма всегда непосредственно связана с государственной властью. Говоря о прямой связи формы государства с государственной властью, следует обратить внимание на то, что власть рассматривается не в абстрактном виде, как совокупность ее общих, родовых признаков и черт (верховенство, суверенность, территориальность и др.), а в ее конкретном, социально-классовом виде и проявлении. Это означает, что при определении понятия форм того или иного государства их как способ или своего рода модель организации власти соотносят с последней не вообще, а применительно к тому или иному типу государственной власти, к строго определенному в социально-классовом отношении государственному и общественному строю.

Таким образом, имея общее представление о формах государства, их общеродовых признаках и чертах, необходимо соотносить данные представления о форме с конкретным типом государства, наполнять их конкретным социально-классовым содержанием. Каждая из форм государства имеет политико-практическую значимость лишь в том случае, когда она рассматривается не сама по себе, безотносительно ко времени и пространству, а вместе с конкретным, вполне определенным типом государства, с конкретным типом и видом государственной власти.

2. Виды форм правления  и их особенности

Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Форма правления представляет собой систему и структуру высших органов власти государства, порядок их образования, распределения компетенции между ними, степень участия граждан страны в их формировании.

При анализе формы государства рассматриваются следующие вопросы:

- какие взаимоотношения существуют  в данном государстве между  высшими органами власти и  населением страны;

- какова организация высших  органов власти, каков порядок  их образования, т.е. как создаются высшие органы власти;

- как строятся взаимоотношения  органов власти между собой, какова  компетенция высших органов власти.

В последние годы к числу важнейших показателей формы правления совершенно обосновано относят организацию и структуру высших органов власти, которые обеспечивают права и свободы граждан.

Существуют легальные способы формирования высших органов государственной власти (наследование и выборы) и не легальные (захват власти). Надо отметить, что не всегда совпадают легальность и легитимность формирования высших органов государственной власти. При этом легитимность имеет больший вес, так как главным источником любой власти является народ. Легитимность скорее приведет к легальности, чем наоборот.

Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств