Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства………………………………………………..…5
2. Виды форм правления и их особенности……………………………………..9
2.1. Монархия…………………………………………………………………….10
2.2. Республика…………………………………………………………………..13
2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18
3. Виды государственного устройства и их особенности……………………..19
3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20
3.2. Федеративные государства…………………………………………………21
3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24
3.4. Империя……………………………………………………………………...25
4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26
4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27
4.2. Демократический режим……………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая для инета.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики.

Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, но она действительно немного слабее, чем в чисто президентских республиках. Поэтому рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской.

Характерные черты:

    • президент избирается непосредственно избирателями, что дает возможность президенту иметь некую свободу действий по отношению к парламенту, позволяет быть ему во многом независимым от парламента;
    • президент самостоятельно формирует правительство, т.е. назначает министров, утверждает структуру правительства и т.д. Но премьер-министра, как правило, он назначает с согласия парламента;
    • правительство несет ответственность перед президентом;
    • парламент может объявить вотум недоверия правительству;
    • парламент может объявить импичмент президенту, т.е. поставить вопрос об отстранении президента от должности.

Кроме монархии и республики, можно выделить нетипичные формы правления. К нетипичным формам правления сегодня можно отнести наследственную власть в КНДР и ряде африканских государствах. Редкую разновидность конституционной монархии представляет Малайзия. Главой государства здесь является монарх, избираемый специальным советом глав девяти штатов (четыре штата из тринадцати не принимают участия в выборах, т. к. они возглавляются не наследственными султанами).

Особая форма правления существует в ОАЭ. По форме правления ОАЭ ограниченная монархия особого типа. Принципы разделения властей и выборности госорганов не признаются. Последние формируются путем назначения или делегирования главами эмиратов.

В процессе исторического развития формы правления конкретных государств претерпевают существенные изменения. Это обусловлено необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды государственного  устройства и их особенности

Под формой государственного устройства понимают территориальную организацию государственной власти, взаимосвязь (соотношение) государства как целого с его составными частями.

Говоря о государственном устройстве, мы выясняем вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т.е. из каких частей состоит государство, каким образом осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью в  государстве.

Как известно, одним из признаков государства является наличие территории. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Территория – это наиболее зримая часть государства. В ней емко ощущается такой признак, как целостность. Целостность выступает непременным условием существования государства.

Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает одновременно и как фактор развития, и как его результат.

Территориальная организация может пониматься в двух значениях. Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.

Во-вторых,  под территориальной организацией государства понимается организация его территории, определение его составных частей и система взаимоотношения между ними.

Форма государственного устройства во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как унитарными, так и федеративными. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции – унитарная.

По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство – наиболее распространенная форма устройства современных государств. Унитарное государство – это единое, цельное государства, не имеющее внутри себя (в своем составе) каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу.

В унитарных государствах действует единая система центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.

На территории унитарного государства действует единая конституция и, соответственно, существует единая система законодательства, а также единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая системы.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации властных, экономических, финансовых и др. ресурсов в руках центральных органов власти. Она более удобна для управления, поскольку административно-территориальные единицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решения центральных органов власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер в виде субъекта федерации.

В настоящее время в мире существуют довольно разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют. К централизованным государствам относят Норвегию, Швецию, Данию, Румынию и др.

В децентрализованных государствах органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.). Примером децентрализованных государств в современном мире служат Испания, Франция, Англия и др.

Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в своем составе так называемые административные автономии. Например, Дания имеет в своем составе Фарерские острова, Гренландию, которые пользуются правами, близкими к правам субъектов федерации, но, тем не менее, Дания – унитарное государство.

Административные автономии создаются по разным причинам, но цель в основном одна – учесть национальные, исторические, культурные и т.п. традиции региона, отличающегося заметной национальной, религиозной, культурной и т.д. самобытностью. Иногда главенствующую роль играет географическое, в первую очередь отдаленное расположение региона.

Федеративное государство – это всегда сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований.

Федерация – это союз, объединение, части которого обладают элементами государственности, определенной политической самостоятельностью. Федеративное устройство государства способствует учету национальных, географических, экономических, исторических условий, а значит и  улучшению его управляемости. Мировая практика знает договорные, конституционные, договорно-конституционные модели федерации, а исторический опыт показывает, что появление и существование федераций объясняется необходимостью совершенствования в основном внутригосударственных отношений, вызывается потребностями повышения эффективности государственного управления.

При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передачи федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий, и в первую очередь тех, которые федеральная власть сможет решать более успешно, чем это делали бы субъекты федерации каждый в отдельности. Одновременно решается вопрос и о том, какие полномочия сохранить за субъектами федерации, а какие им рациональнее решать совместно с центром.

Федерации обладают рядом присущих им общих признаков:

  • субъекты, входящие в федерацию обладают элементами государственности, в частности имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, государственные символы и т.д.;
  • федеральный центра имеет высшие (общефедеральные) властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы), решения которых по предметам их ведения имеют общеобязательное значение для субъектов федерации;
  • территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации, т.е. территория федерации – это территория ее субъектов;
  • может быть двойное гражданство (общефедеральное и гражданство субъектов федерации);
  • федеральный парламент имеет две палаты, одна из которых должна представлять интересы субъектов федерации;
  • имеется два вида законов – законы общефедеральные и законы субъектов федерации;
  • существует двойная система налоговых потоков (федеральному центру и субъектам федерации).

Практика федеративного строительства (создания и функционирования федераций) выработала следующие основные способы распределения полномочий (интересов) центра и субъектов федерации:

- определяется исключительная  компетенция федеральной власти;

- устанавливается исключительная  компетенция субъектов федерации;

- определяются вопросы, относящиеся  к совместному ведению центра  и субъектов федерации.

Федерации строятся либо по национальному (СССР), либо по территориальному (США), либо национально-территориальному признакам. К примеру, в составе РФ присутствуют субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

По вопросам взаимоотношений между федерацией и ее субъектами остро встает проблема соотношения суверенитета федерации с суверенностью субъектов федерации.

Две параллельно действующие системы высших органов государственной власти могут эффективно функционировать только в условиях четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий. Это, так называемая концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. Так, Конституция Бразилии, Канады и некоторых других стран устанавливает предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения ее субъектов. В Российской же Федерации Конституция закрепляет исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов и полномочия субъектов федерации.

Проблемными для федеративных государств является также вопрос о праве сецессии, т.е. праве свободного выхода из федерации. Такое право было закреплено в Конституциях СССР (1924, 1936, 1977 годов), что и послужило формальным основанием выхода в 1991 из состава СССР трех прибалтийский республик. В современной Конституции РФ право сецессии не закреплено. Опыт показывает, что такое право может нарушить целостность федеративного государства, нередко ведет к внутригосударственному конфликту (иногда вооруженному).

Еще одна форма государственного устройства – Конфедерация (содружество – ЕЭС, СНГ; союз – НАТО, ОПЕК; международные организации – ООН, ОАГ, ОАЕ) является формой межгосударственных, международных объединений государств. Конфедерация представляет собой союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация, в отличии от федерации, не образует нового государства.

Конфедерация образуется на добровольной основе, и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т.д. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами. В конфедерации для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно-правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами-участниками объединения из взносов в размерах, установленных соглашением сторон и др.

Примерами служат объединившиеся в конфедерацию швейцарские кантоны в период с 1815 по 1848 годы или США в период с 1781 по 1787 годы. В более поздний период в конфедерацию объединялись Египет и Сирия (Объединенная Арабская Республика – с 1958 по 1961 годы). Как видно из приведенных примеров, конфедерации возникают на небольшой временной срок и на практике встречаются достаточно редко. И, как показывает история, нередко служат переходной формой к федеративному устройству государства. Так, Швейцария в настоящее время – федеративное государство. Название страны – Швейцарская конфедерация осталось лишь данью истории. Из конфедерации, образованной первоначально 13 американскими штатами, впоследствии были созданы Соединенные Штаты Америки.

В современный период получили широкое распространение различные виды межгосударственных объединений. Например, Организация Объединенных Наций, как универсальное объединение государств, Совет Европы, Юнеско, как функциональные объединения и др.

Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств