Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность форм правления в различных странах, выявить ее разновидности, показать каким образом в государствах формируются высшие органы власти.
Задачами, решаемыми в рамках данной работы, являются:
- рассмотрение понятия формы государственного правления; факторов, определяющие многообразие форм государственного правления;
- изучение республики и монархии, их понятий, признаков, видов, особенностей осуществления данных форм правления в ряде стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства………………………………………………..…5
2. Виды форм правления и их особенности……………………………………..9
2.1. Монархия…………………………………………………………………….10
2.2. Республика…………………………………………………………………..13
2.3. Нетипичные формы правления…………………………………………….18
3. Виды государственного устройства и их особенности……………………..19
3.1. Унитарные государства…………………………………………………….20
3.2. Федеративные государства…………………………………………………21
3.3. Конфедерации……………………………………………………………….24
3.4. Империя……………………………………………………………………...25
4. Государственный режим: понятие, виды……………………………………26
4.1. Антидемократический режим……………………………………………...27
4.2. Демократический режим……………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая для инета.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Основными формами правления в современном мире являются монархия и республика. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, т.е. кто осуществляет в нем верховную власть.

Исторически эти две формы правления возникли и существуют параллельно.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

Монархия характеризуется следующими признаками:

- главой государства является  монарх – единственный правитель;

- власть приобретается по наследству  и сохраняется пожизненно;

- монарх (император, царь, король, султан, шах) олицетворяет верховную власть государства;

- монарх не несет ответственности перед своими подданными.

Монархии возникли с появлением первых государств. Они имели место в рабовладельческих формациях, были очень распространены при феодальном строе и сохранились до настоящего времени. Правда, сейчас их немного – несколько десятков из двухсот государств нашей планеты. Монархии, как и многие общественно-политические явления, разнообразны, даже иногда индивидуальны по своим характерным признакам. Так, монархии на Древнем Востоке отличались особой жестокость. по отношению к подвластным и жестокостью государственного управления. Монарх в этих государствах имел неограниченные права, в его ведении имелись мощные военные формирования и сильный бюрократический аппарат (Египет, Вавилон, Ассирия и др.).

В настоящее время монархические формы правления существуют:

  • в Европе – Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;
  • в Азии – Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;
  • в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд.

Истории известны монархии абсолютные, сословно-представительные, конституционные.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть полностью принадлежит монарху. Он руководит своим бюрократическим аппаратом, назначат и освобождает чиновников по своему усмотрению, издает законы, отменяет их, собирает налоги и расходует средства без какого-либо контроля. Принято считать, что абсолютная монархия сыграла положительную роль в истории. Она позволила преодолеть феодальную раздробленность, укрепить государственный механизм, исключала разновластие, положительно повлияла на национальное самосознание народа.

Сегодня, с определенной долей условности, можно отнести к странам с абсолютной монархией Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт, Бруней. Несмотря на то, что Катар и Кувейт приняли конституции и сформировали парламенты, по существу они остаются абсолютными монархиями, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные функции.

Теократическая монархия является разновидностью абсолютной – монарх объединяет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (собранием, сенатом, собором и т.п.). В состав таких органов, как правило, входили представители высшей знати (дворянство, бояре, духовенство, иногда купечество). Функции этих органов в основном совещательные, рекомендательные, одобряющие по отношению к действиям и намерениям монарха. Сословно-представительные органы не могли принципиально повлиять на деятельность монарха и всецело подчиненного ему государственного аппарата (армии, полиции, исполнительных и судебных органов власти).

Наряду с абсолютными и сословно-представительными монархиями существует дуалистическая монархия.

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой существует два высших органа власти – монарх и парламент. Глава государства – монарх, он возглавляет (назначает, контролирует) исполнительную власть, в частности, правительство, которое несет ответственность перед монархом.

Парламент имеет законодательные полномочия, но влиять на процесс формирования правительства и контролировать его деятельность не может. В свою очередь монарх имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента. Таким образом, дуалистическая монархия – это государства, в котором высшая государственная власть поделена между двумя субъектами – монархом и парламентом, но большая часть полномочий, принадлежит все же монарху.

Дуалистическая монархия существует сегодня в Бахрейне, Иордании, Марокко. Здесь власть монарха формально-юридически ограничена каким-либо представительным органом или конституцией. Тем не менее, Марокко является политически одной из наиболее модернизированных и "либеральных" арабских монархий.

Другой вид монархии, где власть монарха ограничена – парламентская (или конституционная) монархия. Но в таких государствах ограничение власти монарха довольно существенно, здесь о дуализме говорить можно лишь условно, т.к. по существу его нет. В парламентских монархиях власть монарха ограничена конституцией или другими законодательными актами (как, например, в Великобритании, Голландии, Швеции, Бельгии, Дании, Японии) во всех сферах государственной деятельности, т.е. не только в сфере законодательства, но и в других направлениях государственного управления, особенно во взаимоотношениях с правительством.

В парламентских монархиях правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающий большинством депутатских мест, становится главой правительства.

Парламентские монархии – это следствие политического компромисса между новыми и старыми политическими силами. Поэтому степень ограничения власти монарха соответствует степени соотношения политических сил в период установления парламентских монархий. Эти периоды бывают иногда одномоментными, а иногда растягиваются на длительное время (в первом случае Япония, Испания, во втором – Великобритания).

Парламентские монархии характеризуются такими основными признаками:

- правительство несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом;

- правительство осуществляет исполнительную власть;

- правительство формируется парламентом, хотя формально считается, что  министры – это министры правительства  монарха;

- законодательные акты принимаются  парламентом. Формально они подписываются  монархом, но это скорее символический акт, нежели его властное решение;

В парламентских монархиях монарх «царствует, но не правит». Он является символом нации в силу сохраняющихся идей монархизма в сознании народа и исторических традиций. Монарх также считается главой государства, хотя власть его существенно ограничена как в сфере законодательства, так и в других сферах государственного управления.

Республика как форма правления возникла еще в античном мире, но настоящее свое признание, распространение и закрепление получила лишь в XIX-XX вв., после свершившихся во многих странах буржуазных революций и освободительных войн (движений). Республика (от лат. res publica – общественное дело) – это форма правления, при которой  организация государственной власти формально строится на принципах «представительного правления». Глава государства является выборным и сменяемым. Единственным источником власти является народное большинство.

Республике как форме правления присуще определенные характерные признаки:

- выборность, т.е. представительный  характер верховной власти;

- сменяемость высших должностных  лиц и органов власти в результате  выборов;

- срочность полномочий высших  должностных лиц и высших органов  власти (президента, правительства, состава  парламента);

- ответственность высших должностных  лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Для республиканской формы правления характерно формирование высших органов власти на демократической основе, с обязательным условием деления власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Поэтому считается, что республика – это такая форма правления, в которой высшая государственная власть является выборным, сменяемым и ответственным перед народом органом власти.

Республики, с точки зрения исторического развития, подразделяются на аристократические и демократические. Первые были характерны для античных государств (Рим, Спарта) и средневековых государств-городов (Генуя, Флоренция). Вторые являются распространенной формой правления в современных государствах. В аристократических республиках привилегированные группы, знатная олигархия управляют государством практически без участия населения.

Демократическая республика обычно признает официальным источником власти волю народа. Это означает формальное признание равенства между гражданами и право на их участие в государственном управлении.

Демократические республики – самые распространенные формы правления современных государств, они приходят на смену феодальной государственности, ликвидируя их остатки в современном мире.

В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают республики президентские и парламентские. Иногда выделяют еще и «промежуточную» форму правления – смешанную или полупрезидентскую республику.

Характерным для президентской республики является то, что в руках президента соединены полномочия и главы правительства и главы государства. Представительный орган – парламент – обладает законодательной властью, но не имеет, как правило, влияния на процесс формирования правительства, в руках которого находится исполнительная власть. Президент может самостоятельно сформировать правительство (кабинет министров), назначить министров. В свою очередь они ответственны за проводимую работу перед президентом, поэтому парламент не может объявить вотум на доверие правительству. Президент же имеет право наложить вето на принимаемые парламентом законы, которое (в случае отлагательного вето) может быть преодолено парламентом при повторном рассмотрении данного закона.

Президент избирается населением страны и сосредотачивает в своих руках весьма широкие полномочия во всех сферах общественно жизни. Это право назначать референдумы по наиболее важным общественно-политическим вопросам и право введения чрезвычайного положения, право законодательной инициативы и право утверждение законов путем их подписания, право издания нормативных актов и право объявления войны и заключения мира и многие, многие другие.

Примером президентской республики являются США. В эту группу можно также внести Францию, Бразилию, Мексику и некоторые другие страны. В России президентская республика характеризуется наличием чрезвычайно сильной власти главы государства – президента. Исходя из этого, современную Россию зачастую именуют суперпрезидентской республикой.

В парламентских республиках исполнительная власть подчинена парламенту, избираемому населением в ходе выборов. Здесь преобладает верховенство парламента осуществляющего и законодательную власть. Правительство формируется парламентом (а точнее партией или партийной коалицией, располагающей большинством голосов) и несет ответственность перед ним. Во главе правительства стоит премьер-министр, который обычно является лидером партии, пришедшей к власти. В этом случае вотум недоверия может быть вынесен парламентом либо всему правительству, либо отдельным его членам.

Главой государства в парламентской республике является президент, который избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не является главой правительства и не несет ответственность за его деятельность. Он представляет государство на внешнеполитической арене, однако все его действия должны быть согласованы с правительством. У него отсутствует право назначать референдумы, право вводить чрезвычайное положение, налагать вето на законы, принятые парламентом и др. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Грецию и др.

В Италии, например, президент избирается членами обеих палат парламента на их совместном заседании с участием делегатов от административно-территориальных образований – по три делегата от каждой области.

В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

В Австрии президент избирается населением сроком на шесть лет путем прямого всеобщего голосования.

Смешенная форма правления была известна и использовалась в средние века, она имеет место и в настоящее время. Она возникает тогда, когда элементы одной формы, например республиканской, проникают, внедряются в другую форму правления (монархию) и наоборот. Подобное взаимопроникновение форм правления в истории случалось и случается нередко. Поэтому появление в XX веке конституционных монархий, полупрезидентских и полупарламентских республик стало очевидной тенденцией государственно-политического строительства. Примерами смешанной формы республики являются Франция, Польша, Болгария, Турция, Россия и др.

Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств