Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

Характерно, что принцип  допустимости различных избирательных  систем, во-первых, предусматривает  поиск наиболее оптимальных вариантов  проведения различных выборов, во-вторых, дополняет принцип свободы выборов.

Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Данный принцип устанавливает, что  для обеспечения реализации и  защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

В этой связи важно отметить положения норм ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", устанавливающие, что Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации и  избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации впервые на законодательном уровне закреплены в качестве государственных органов, не входящих в ни систему органов  законодательной (представительной), ни исполнительной, ни судебной власти.

Тем не менее следует напомнить, что принцип формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации является вторичным по отношению к принципу федеральной основы избирательного права.

Система избирательных комиссий обеспечивает в максимальной степени  фактическое осуществление организации  и проведения выборов на всех уровнях  власти и местного самоуправления.

Кроме того, избирательные  комиссии осуществляют контроль за соблюдением  избирательных прав граждан России, распределяют средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов, и  контролируют их целевое использование, осуществляют составление списков  избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, контролируют соблюдение равных правовых условий участия  избирателей и кандидатов в предвыборной агитации, устанавливают итоги выборов, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим  законодательством. При этом решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

Вместе с тем, на государственные  органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия  с государственным участием, а  также их должностные лица согласно ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" возложена  обязанность оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности, предоставлять  необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных  комиссий реализуется на основе предложений  избирательных объединений (блоков), общественных объединений, органов  местного самоуправления, собраний избирателей  по месту работы, службы, учебы и  жительства в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении.

Отметим, что при формировании избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации и окружных избирательных комиссий по выборам  в федеральные органы власти правом предлагать кандидатуры наделены также  соответствующие избирательные  комиссии предыдущего созыва. Данное положение Федерального закона (ст. 23) создает условия как для формирования избирательных комиссий, так и обеспечения преемственности их эффективной деятельности.

Срок полномочий избирательных  комиссий соответственно уровню выборов, как правило, определяется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации действует  на постоянной основе и срок ее полномочий составляет четыре года. Также на постоянной основе действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а срок их полномочий устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти.

Законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования может быть предусмотрена  постоянная основа деятельности и территориальных  избирательных комиссий, срок полномочий которых в этом случае также не может быть более пяти лет и  менее срока полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Окружные избирательные  комиссии обладают своими полномочиями до назначения даты новых выборов.

Сроки полномочий участковых избирательных комиссий истекают, как  правило, после официального опубликования  итогов выборов.

К тому же, в федеральном  и региональном законодательстве установлены  положения о досрочном прекращении  полномочий избирательных комиссий. В частности, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (ст. 25) предусматривает, что в случае нарушения избирательных прав граждан  избирательные комиссии любого уровня, за исключением Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации, могут  быть расформированы по решению соответствующего суда общей юрисдикции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.

Реализация избирательных  прав в рамках избирательного процесса взаимосвязана с иными конституционными правами и свободами, в частности: свободой мысли и слова; свободой искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом; на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д.

В Российской Федерации голосование  на выборах является добровольным, отказ от него не влечет никаких  правовых последствий для избирателя. Пассивным избирательным правом гражданин обладает также вне  зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Демократические выборы - это  антипод гражданской войны и  силового решения вопроса о власти.

Выборы - это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона.

Выборы дают выход накопившемуся  у известной части населения  недовольству действиями властей, они  открывают единственно возможный  путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству  мнения меньшинства или отдельных  политиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

 

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 
  2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
  4.    Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
  5.    Абдулхакова Е.М. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной [текст] // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3.
  6.    Алехичева Л.Г., Постников А.Е. Признание недействительными итогов голосования результатов выборов: правовые проблемы [текст] // Журнал российского права. 2001. № 6.
  7.    Алехичева Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства [текст] // Журнал российского права. 1999. № 9.
  8.    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
  9.    Борисов И.Б., Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Лысенко В.И. Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-ХХ в. [текст] / Под ред. Ю.А. Веденеева, И.Б.Борисова. – М.: РОИИП, 2009. – 944 с.
  10.    Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне [текст] // Журнал российского права. 2004. № 1.
  11.    Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации [текст]: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005. – 104 с.
  12.    Головин А.Г. Избирательное право России [текст]. – М.: НОРМА, 2007. – 336 с.
  13.    Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.
  14.    Елизаров В.Г. Конституционное обоснование ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных компаний и просчеты нового законопроекта [текст] // Журнал российского права. 2002. № 4.
  15.    Зиновьев А.В. По какому закону россияне будут голосовать на выборах и референдумах? [текст] // Правоведение. 2002. № 2.
  16.    Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. – М.: Юрид. центр Пресс, 2003-. – 384 с.
  17.    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
  18.    Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  19.    Конституционное право России [текст]: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
  20.    Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России [текст]. – М.: Книжный, мир, 2006. – 400 с.
  21.   Лучин В.А., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России [текст]: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 672 с.
  22.    Матейкович М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации [текст] // Государство и право. 2003. № 4.
  23.    Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации [текст] // Государство и право. 2005. № 10.
  24.    Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства [текст] // Журнал российского права, 2007, № 1.
  25.    Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации [текст]. - СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2003. – 282 с.
  26.    Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.

1 Отв. ред. А.В. Иванченко. – М.: Изд-во НОРМА, 1999. С. 2. Проведение выборов на местном уровне регулируется нормами не только конституционного, но и муниципального права, хотя часть учёных, в свою очередь, считают муниципальное право не самостоятельной отраслью, а подотраслью конституционного права – см.: Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. с. 9 – 26; Он же. О предмете муниципального права // Журнал российского права, N 5, май 2006 г.;

2 "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002.

3 Прело М. Конституционное право Франции. – М., 1957. Цит. по: Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2004. С. 263.

 


Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации