Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Для решения этого вопроса в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
В целях практического применения принципа обязательности выборов важное значение имеет вопрос о возможности сочетания различных видов избирательных кампаний как друг с другом, так и с референдумом. Отметим, что принцип обязательности выборов тесно соприкасается с принципом запрета одновременного проведения выборов с проведением референдума Российской Федерации. Установление законодателем данного принципа не случайно. Тем не менее, данный принцип избирательного права не исключает возможность сочетания выборов любого уровня как с референдумом субъекта Российской Федерации, так и местным референдумом.
Тем не менее, позиция федерального законодательства по вопросу о совмещении различных видов выборов прямо не обозначена. Это порождает ситуацию, когда в зависимости от тех или иных политических условий, данный законодательный пробел восполняется при проведении избирательных кампаний взаимоисключающими друг друга способами10.
Как правило, объединение избирательных кампаний вносит ощутимый позитивный эффект благодаря экономии финансовых, организационных (административных) информационных, материальных и иных ресурсов, вовлекаемых в орбиту избирательного процесса.
В частности, практика организации региональных и муниципальных выборов свидетельствует, что в целом ряде субъектов Федерации их совместное проведение стимулируется региональными законами при наличии определенных гарантий. Так, в соответствии с Законом Омской области от 18 ноября 1997 г. "О выборах в органы местного самоуправления Омской области" (ст. 6 ч. 2) в случае, если выборы в орган местного самоуправления приходятся на срок, близкий к дате проведения выборов в федеральные либо областные органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборы в соответствующий орган местного самоуправления могут быть совмещены с этими выборами [11].
С принципом обязательности
выборов также тесно
В этой связи можно констатировать, что принцип обязательности выборов находится во взаимодействии с другими обозначенными принципами российского избирательного права.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст.ст. 21 и 60) и законодательством субъектов Российской Федерации официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения обязательны для исполнения государственными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Вместе с тем, практике
уже известны попытки ревизии
со стороны отдельных
Такая ситуация сложилась
в Корякском автономном округе, где
губернатор, проиграв на выборах 17 ноября
1996 г. двадцать процентов голосов
избирателей независимому конкуренту,
отменил свое же постановление о
проведении выборов от 12 сентября 1996
г. Аналогичным образом
Периодичность выборов. Данный принцип непосредственно связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц.
Принцип периодичности проведения
выборов является одним из необходимых
и обязательных условий их демократичности
и законности. В нормах международного
права закреплено, что проводимые
через различные промежутки времени
свободные выборы относятся к
числу элементов
Периодичность выборов является
одновременно и важной гарантией, препятствующей
нелегитимному продлению срока
обладания властными
Поэтому в Федеральном
законе "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" (ст.
8) прямо зафиксировано, что максимальный
срок полномочий выборных региональных
и муниципальных органов
Вместе с тем, не учитывая
принцип федеративной основы избирательного
права, поступательно восполняя
недостатки федерального законодательства
в этом аспекте, нельзя лишать субъекты
Российской Федерации определенной
самостоятельности в
Свобода выборов. Значение этого
принципа организации и проведения
избирательных кампаний является универсальным.
Поэтому Конституция Российской
Федерации (ст. 3) прямо закрепляет данный
принцип на уровне Основного закона.
Свобода выборов означает, что
при их организации и проведении
абсолютно исключается какое-
Реализация принципа свободы
выборов устанавливает, что при
определении их результатов не следует
принимать во внимание, какой процент
избирателей проголосовал. Если хотя
бы один избиратель проголосовал, то выборы
состоялись. Реализация принципа свободы
выборов и определению
Однако в большинстве
субъектов Российской Федерации
законодательство ориентировано на
установление обязательного критерия
явки избирателей на голосование
в силу того, что в Федеральном
законе "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" (ст.
58) предусматривается
Альтернативность выборов. Этот принцип закреплен в ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с этой статьей в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.
Вместе с тем, в порядке
исключения закон допускает проведение
голосования по одной кандидатуре
на выборах депутатов органов
местного самоуправления (ст. 32), а также
предусматривает такую
Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах.
Введение в современную модель российской избирательной системы принципа альтернативности (состязательности) способствовало нарастанию демократических процессов, отвечало зарождению действительного гражданского общества, послужило катализатором развития российского парламентаризма [9]. Благодаря состязательности альтернативных кандидатов и партийных списков волеизъявление избирателей - граждан России - приобретает наиболее объективное выражение, учитывающее реальный характер соотношения различных сил в общественно-политической жизни страны.
К сожалению, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит исчерпывающего ответа на вопрос, можно ли и при каких условиях проводить выборы на безальтернативной основе [15], тем самым допускается голосование в условиях отсутствия в избирательных бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и при повторном голосовании не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях.
В частности, безальтернативная основа выборов установлена и признается законодательством отдельных субъектов Российской Федерации (Республики Кабардино-Балкария, Калмыкия, Татарстан, Курганская, Ленинградская области и др.).
Тем не менее, заслуживает
внимания закрепление в Уставе Читинской
области (ст. 66) альтернативной основы
выборов как обязательного
Допустимость различных избирательных систем. Основной закон и федеральное законодательство не содержат ограничений в использовании при проведении федеральных, региональных и местных выборов различных избирательных систем.
Законодательством признается
правомерной организация
Наиболее распространенными
из избирательных систем являются мажоритарная,
пропорциональная, смешанная, преференциальная,
система отдельно (единственно) передаваемого
голоса, избирательная система
Российское избирательное
законодательство закрепляет проведение
выборов федерального парламента на
основе смешанной мажоритарно-
Высказываются мнения об отказе
от пропорциональной составляющей избирательной
системы при выборах
Как правило, в подавляющем
большинстве субъектов
Предпочтение мажоритарной системе обусловлено тем, что на региональном и муниципальном уровнях реально не сложились политические партии и общественные движения, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько искусственным и по меньшей мере преждевременным [17]. Кроме этого, не следует забывать о том, что и при мажоритарной системе избирательные объединения, пользующиеся поддержкой избирателей, вполне могут рассчитывать на значительную долю мест в представительном органе власти. Применение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы закреплено избирательным законодательством в отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Свердловская область и др.).
При проведении выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации также используются различные способы правовой организации избирательных кампаний. Основное различие между ними сводится к наличию или отсутствию второго тура голосования, а также к условиям подведения итогов голосования и определения результатов выборов.
Кроме того, практика выборов
в отдельных субъектах
Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации