Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

Для решения этого вопроса  в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

В целях практического  применения принципа обязательности выборов  важное значение имеет вопрос о возможности сочетания различных видов избирательных кампаний как друг с другом, так и с референдумом. Отметим, что принцип обязательности выборов тесно соприкасается с принципом запрета одновременного проведения выборов с проведением референдума Российской Федерации. Установление законодателем данного принципа не случайно. Тем не менее, данный принцип избирательного права не исключает возможность сочетания выборов любого уровня как с референдумом субъекта Российской Федерации, так и местным референдумом.

Тем не менее, позиция федерального законодательства по вопросу о совмещении различных видов выборов прямо  не обозначена. Это порождает ситуацию, когда в зависимости от тех  или иных политических условий, данный законодательный пробел восполняется при проведении избирательных кампаний взаимоисключающими друг друга способами10.

Как правило, объединение  избирательных кампаний вносит ощутимый позитивный эффект благодаря экономии финансовых, организационных (административных) информационных, материальных и иных ресурсов, вовлекаемых в орбиту избирательного процесса.

В частности, практика организации  региональных и муниципальных выборов  свидетельствует, что в целом  ряде субъектов Федерации их совместное проведение стимулируется региональными  законами при наличии определенных гарантий. Так, в соответствии с Законом Омской области от 18 ноября 1997 г. "О выборах в органы местного самоуправления Омской области" (ст. 6 ч. 2) в случае, если выборы в орган местного самоуправления приходятся на срок, близкий к дате проведения выборов в федеральные либо областные органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборы в соответствующий орган местного самоуправления могут быть совмещены с этими выборами [11].

С принципом обязательности выборов также тесно взаимосвязан принцип подлинности (несфальсифицированности) выборов.

В этой связи можно констатировать, что принцип обязательности выборов  находится во взаимодействии с другими  обозначенными принципами российского  избирательного права.

В соответствии с Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (ст.ст. 21 и 60) и законодательством субъектов Российской Федерации официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения обязательны для исполнения государственными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вместе с тем, практике уже известны попытки ревизии  со стороны отдельных государственных  органов и их должностных лиц  решений избирательных комиссий об установлении результатов выборов.

Такая ситуация сложилась  в Корякском автономном округе, где  губернатор, проиграв на выборах 17 ноября 1996 г. двадцать процентов голосов  избирателей независимому конкуренту, отменил свое же постановление о  проведении выборов от 12 сентября 1996 г. Аналогичным образом развивалась  ситуация и в Магаданской области, где действующий губернатор на выборах  потерпел поражение, но потребовал признать результаты голосования недействительными, ссылаясь на "противоречивость" законодательства о выборах.

Периодичность выборов. Данный принцип непосредственно связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц.

Принцип периодичности проведения выборов является одним из необходимых  и обязательных условий их демократичности  и законности. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени  свободные выборы относятся к  числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей [13].

Периодичность выборов является одновременно и важной гарантией, препятствующей нелегитимному продлению срока  обладания властными полномочиями на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях.

Поэтому в Федеральном  законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (ст. 8) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается  законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет. Эта  норма совместно с указанием  законодательства на фиксированные  сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового  обеспечения периодичности выборов.

Вместе с тем, не учитывая принцип федеративной основы избирательного права, поступательно восполняя  недостатки федерального законодательства в этом аспекте, нельзя лишать субъекты Российской Федерации определенной самостоятельности в регулировании, в том числе, временных параметров деятельности выборных институтов публичной власти.

Свобода выборов. Значение этого  принципа организации и проведения избирательных кампаний является универсальным. Поэтому Конституция Российской Федерации (ст. 3) прямо закрепляет данный принцип на уровне Основного закона. Свобода выборов означает, что  при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия  в выборах, так и непосредственно  голосования.

Реализация принципа свободы  выборов устанавливает, что при  определении их результатов не следует  принимать во внимание, какой процент  избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись. Реализация принципа свободы  выборов и определению результатов  голосования закреплена в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. Так, в Хабаровском крае, в Ленинградской  и Волгоградской областях предусматривается, что выборы признаются состоявшимися  независимо от числа избирателей, принявших  в них участие.

Однако в большинстве  субъектов Российской Федерации  законодательство ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование  в силу того, что в Федеральном  законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (ст. 58) предусматривается необходимость  определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

Альтернативность выборов. Этот принцип закреплен в ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". В соответствии с этой статьей в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

Вместе с тем, в порядке  исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре  на выборах депутатов органов  местного самоуправления (ст. 32), а также  предусматривает такую возможность  при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах (ст. 59).

Такой подход к правовому  регулированию выдвижения и регистрации  кандидатов призван обеспечить благоприятные  предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах.

Введение в современную  модель российской избирательной системы  принципа альтернативности (состязательности) способствовало нарастанию демократических  процессов, отвечало зарождению действительного  гражданского общества, послужило катализатором  развития российского парламентаризма [9]. Благодаря состязательности альтернативных кандидатов и партийных списков волеизъявление избирателей - граждан России - приобретает наиболее объективное выражение, учитывающее реальный характер соотношения различных сил в общественно-политической жизни страны.

К сожалению, Федеральный  закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" не содержит исчерпывающего ответа на вопрос, можно ли и при каких условиях проводить выборы на безальтернативной  основе [15], тем самым допускается голосование в условиях отсутствия в избирательных бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и при повторном голосовании не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях.

В частности, безальтернативная  основа выборов установлена и  признается законодательством отдельных  субъектов Российской Федерации  (Республики Кабардино-Балкария, Калмыкия, Татарстан, Курганская, Ленинградская области и др.).

Тем не менее, заслуживает  внимания закрепление в Уставе Читинской  области (ст. 66) альтернативной основы выборов как обязательного условия  правомерности их организации и  проведения.

Допустимость различных  избирательных систем. Основной закон  и федеральное законодательство не содержат ограничений в использовании  при проведении федеральных, региональных и местных выборов различных  избирательных систем.

Законодательством признается правомерной организация выборов  на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, их модификации (мажоритарно-пропорциональной) либо иных их вариантов. Вместе с тем, в зависимости  от мнения законодателя как на федеральном, так и региональном уровнях вполне могут применяться различные варианты и пропорциональной, и мажоритарной систем. Регламентация конкретных условий организации и проведения выборов в соответствии с требованиями норм Конституции Российской Федерации остается непосредственно за Федеральным Собранием и представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наиболее распространенными  из избирательных систем являются мажоритарная, пропорциональная, смешанная, преференциальная, система отдельно (единственно) передаваемого  голоса, избирательная система перебаллотировочного голосования. Как правило, на выбор той или иной избирательной системы оказывают влияние характер, социально-экономическое развитие определенной страны, конституционные принципы организации структуры и полномочий представительных органов власти, национальные, исторические и местные особенности, которые, в свою очередь, могут придавать избранной системе (системам) особую специфику.

Российское избирательное  законодательство закрепляет проведение выборов федерального парламента на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы и допускает использование различных видов избирательных систем как на региональном, так и муниципальном уровнях.

Высказываются мнения об отказе от пропорциональной составляющей избирательной  системы при выборах федерального парламента либо максимального ограничения  масштабов ее использования.

Как правило, в подавляющем  большинстве субъектов Российской Федерации наиболее востребованной на выборах представительных органов  является мажоритарная избирательная  система.

Предпочтение мажоритарной системе обусловлено тем, что  на региональном и муниципальном  уровнях реально не сложились  политические партии и общественные движения, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько  искусственным и по меньшей мере преждевременным [17]. Кроме этого, не следует забывать о том, что и при мажоритарной системе избирательные объединения, пользующиеся поддержкой избирателей, вполне могут рассчитывать на значительную долю мест в представительном органе власти. Применение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы закреплено избирательным законодательством в отдельных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Свердловская область и др.).

При проведении выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации также используются различные способы правовой организации избирательных кампаний. Основное различие между ними сводится к наличию или отсутствию второго тура голосования, а также к условиям подведения итогов голосования и определения результатов выборов.

Кроме того, практика выборов  в отдельных субъектах Российской Федерации показывает, что применяемая  на региональном уровне модель избирательной  системы страдает очевидным несовершенством. Так, законодательство Агинского Бурятского автономного округа устанавливает, что выборы главы администрации округа признаются несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получит более пятидесяти процентов голосов. При этом второй тур голосования на выборах главы администрации изначально не предусмотрен, что превращает вопрос о результативности подобных выборов в практически неразрешимую проблему.

Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации