Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ деятельности центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Избирательная система в Российской Федерации;
Изучить понятие избирательного права и виды избирательных; систем в Российской Федерации;
Рассмотреть избирательный процесс и избирательное законодательство в Российской Федерации;
Принципы и организация выборов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Избирательная система в Российской Федерации……………………………4
1.1 Понятие избирательного права в Российской Федерации……………..4
1.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации………………..7
1.3 Избирательный процесс в Российской Федерации……………………10
1.4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации……...17
2 Избирательное законодательство в Российской Федерации………………..21
2.1 Юридическая составляющая в Российской Федерации………………...21
2.2 Принципы и организация выборов в Российской Федерации………….27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Избирательный процесс

 

Процесс выборов (или избирательный  процесс), независимо от характера и  уровня выборов, включает в себя целый  ряд основных, взаимосвязанных, определенных по времени, в некоторых случаях  взаимопроникающих, этапов и процедур: назначение выборов, образование избирательных  округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование  и определение результатов выборов. На каждом из этапов законодательством  определены участники правоотношений, их полномочия, предусмотрены, как правило, гарантии, обеспечивающие выполнение тех или иных процедур на определенном этапе, зафиксирован порядок действий субъектов правоотношений или принятия ими решений.

Рассмотрим кратко основные этапы избирательного процесса на примере  федеральных выборов.

1. Процедура или этап  назначения выборов. В соответствии  со ст. 102 Конституции Российской  Федерации выборы Президента  Российской Федерации назначает  Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации.  По Федеральному закону о выборах  Президента, днем выборов является  первое воскресенье после истечения  конституционного срока, на который  был избран Президент. Исчисление  этого срока начинается со  дня избрания Президента. Срок  со дня назначения выборов  до дня выборов должен быть  не менее четырех месяцев.

Согласно ст. 84 федеральной  Конституции выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначает Президент  Российской Федерации. Днем выборов  является первое воскресенье после  истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная  Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть также не менее четырех месяцев.

В случае если Совет Федерации  не назначит выборы Президента в установленный  срок или Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией  Российской Федерации в первое воскресенье  месяца, следующего за месяцем, в котором  истекают полномочия Президента или  депутатов Государственной Думы.

2. Образование избирательных  округов и избирательных участков. Выборы Президента Российской  Федерации проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию  Российской Федерации. Ранее для  проведения выборов депутатов  Государственной Думы на территории  Российской Федерации образовывались 225 одномандатных избирательных  округов. Для проведения голосования  и подсчета голосов избирателей  глава местной администрации  образует не позднее чем за 60 дней до выборов по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией (при выборах депутатов Государственной Думы) или по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией (при выборах Президента Российской Федерации) избирательные участки. Они образуются с соблюдением следующих требований: не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном участке, учет границ административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации; недопустимость пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков.

3. Формирование избирательных  комиссий. Подготовку и проведение  выборов на федеральном уровне  обеспечивают: Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;  избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации; окружные  избирательные комиссии (при выборах  Президента Российской Федерации); территориальные (районные, городские  и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации формируется  в соответствии с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации», является юридическим лицом  и действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии - 4 года. Она  состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются Государственной Думой  из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими организациями в Государственной  Думе. Пять членов Комиссии назначаются  Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Комиссии назначаются Президентом  Российской Федерации. Члены Комиссии должны иметь высшее профессиональное образование.

Формирование избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей  по месту работы, службы, учебы и  жительства. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит  из 10-14 членов. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается  законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является юридическим лицом и действует  на постоянной основе.

Окружные избирательные  комиссии формируются в каждом одномандатном  избирательном округе законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 92 дня до дня выборов Президента Российской Федерации в количестве 8-14 членов. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления. Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5-10 человек. В соответствии с новым федеральным избирательным законодательством соответствующие органы должны назначить не менее 1/3 членов избирательной комиссии из числа представителей депутатских фракций в представительных органах федерального, регионального и муниципального уровня.

Каждое звено избирательных  комиссий действует в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избирательные  комиссии действуют до истечения  срока полномочий Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации. Срок полномочий территориальных и участковых избирательных  комиссий истекает после официального опубликования общих результатов (итогов) выборов, либо в иной срок, установленный  законом.

4. Составление списков  избирателей. Список избирателей  составляет участковая избирательная  комиссия на основании данных, представленных по установленной  форме главой местной администрации.  Периодическое уточнение списка  зарегистрированных избирателей  по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет  глава местной администрации.  Данные об избирателях глава  местной администрации направляет  в избирательную комиссию не  позднее 40 дней до дня выборов.

В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным  правом. Основанием для включения  гражданина в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт его проживания на территории этого избирательного участка, установленный  в соответствии с федеральным  законом, определяющим права граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места жительства на территории Российской Федерации.

5. Выдвижение и регистрация  кандидатов. Выдвижение кандидатов  на должность Президента Российской  Федерации может производиться  политическими партиями, а также  непосредственно избирателями. Выдвижение  кандидата политической партии  производится на съезде (конференции)  политической партии. Каждый российский  гражданин или группа граждан,  обладающие активным избирательным  правом, могут образовать инициативную  группу избирателей численностью  не менее 500 человек для выдвижения  кандидата на должность Президента, которые должны собрать не  менее 2 млн. подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в  депутаты Государственной Думы в  соответствии с ФЗ от 18 мая 2005 г. осуществляется только политическими партиями.

Регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации  производится Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации. При  выборах депутатов Государственной  Думы Комиссия регистрирует также федеральные  списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков. Окружные избирательные  комиссии производят регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых в одномандатных избирательных  округах.

ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  РФ» предусматривает, что выдвижение кандидатов в законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления может  осуществляться избирательными объединениями.

6. Предвыборная агитация. Согласно федеральному законодательству  граждане Российской Федерации,  кандидаты на должность Президента  Российской Федерации, кандидаты  в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные  блоки, инициативные группы избирателей  вправе беспрепятственно проводить  предвыборную агитацию. Предвыборная  агитация может осуществляться  через средства массовой информации, путем проведения предвыборных  мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

К содержанию предвыборной агитации предъявляются определенные требования. Агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному  изменению основ конституционного строя и нарушению целостности  Российской Федерации. Запрещается  агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений  и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную  вражду.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы федеральным  органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам  местного самоуправления, а также  их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и  организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных комиссий.

7. Голосование и определение  результатов выборов. При выборах  Президента Российской Федерации  избранным считается кандидат, который  получил более половины голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании. Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации  признает выборы несостоявшимися,  если в них приняло участие  менее половины избирателей, внесенных  в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Признание выборов несостоявшимися:

   1. При голосовании  за списки кандидатов право  распределения мандатов получили  менее 2-х списков.

   2. За списки, получившие  право участвовать в распределении  мандатов в сумме проголосовали  менее 50 % избирателей.

   3. Все кандидаты  выбыли при проведении повторного  голосования.

   4. Если законом  предусмотрено проведение повторного  голосования, а в бюллетень  на общих выборах были включены  два кандидата и не один  из них не получил необходимого  для избрания числа голосов  избирателей.

Подсчет голосов избирателей, принявших участие в голосовании заканчивается подписанием протокола. Подписанные протоколы направляются в вышестоящие избирательные комиссии, где так же подводятся итого в пределах своей компетенции, после чего протоколы направляются далее в ЦИК РФ.

Лица, осуществляющие фальсификацию  итогов голосования несут уголовную ответственность.

Под фальсификацией итогов голосования понимается:

  • включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
  • заведомо неправильное составление списков избирателей;
  • замена действительных бюллетеней;
  • незаконное уничтожение официальных бюллетеней;
  • заведомо неправильный подсчет голосов избирателей.

 

 

    1. Центральная избирательная комиссия в Российской Федерации

 

Государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. С 1995 года ЦИК России состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. ЦИК России формируется на пятилетний срок полномочий. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. ЦИК России имеет контрольно-ревизионную службу, аппарат, совещательные и консультативные органы. При ЦИК России организован Федеральный центр информатизации, обеспечивающий создание и эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». ЦИК России принимает решения на заседаниях большинством голосов. При организации и проведении федеральных референдумов и федеральных выборов (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы) является вышестоящей комиссией по отношению ко всем избирательным комиссиям, участвующим в организации выборов, руководит их деятельностью, регистрирует кандидатов (списки кандидатов), определяет результаты выборов, распределяет бюджетные средства, осуществляет иные полномочия. Действующий состав ЦИК России сформирован в марте 2007 года (повторно в 2011 году), до этого формировалась в 1993, 1996, 1999 и 2003 годах.

Информация о работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации