Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании теоретических и практических проблем, связанных с передачей имущественных прав по авторскому договору.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить понятие авторского договора и раскрыть его правовую природу;
- проанализировать основную классификацию и виды авторских договоров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………….. ………………………………………… 5
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ…………… 11
Раздел 2.1. Основания классификации и виды авторских договоров…….. 11
Раздел 2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных
прав……………………………………………………………… 14
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ
АВТОРСКОГО ДОГОВОРА…………………………………… 17
Раздел 3.1. Предмет, стороны и форма авторского договора……………… 17
Раздел 3.2. Существенные условия авторского договора. Порядок
определения авторского вознаграждения…………………… … 20
Раздел 3.3. Права и обязанности сторон по договору. Ответственность
сторон за нарушение авторского договора……………………. 25
Раздел 3.4. Прекращение авторского договора……… …………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 30

Файлы: 1 файл

курсач Юрфак.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Лосева С. С., предмет авторского договора можно определить как обязательство автора предоставить лицензиату исключительное право на произведение.[14]

Проанализировав вышеуказанные мнения ученых можно сделать вывод о  том, что предметом авторского договора является право на использование произведения.

Поскольку права не существует без  объекта, то предмет авторского договора следует понимать как определенные права по использованию конкретного  произведения.

Таким образом, предмет авторского договора - это комплексное явление, представляющее собой определенные права по использованию конкретного произведения автора.

Сторонами авторского договора являются автор или ели его правопреемник с одной стороны, и пользователь (лицензиат) – с другой.

Субъектом авторского договора по действующему законодательству может быть только автор. Так, Решением Судебной коллегии по делам интеллектуальной  собственности Верховного суда Республики Беларусь от  22 июля 2010 года было установлено, что заключение договора на издание произведения (книги) с субъектом, не обладающим имущественными правами на данное произведение, без выплаты авторского вознаграждения автору является нарушением авторских прав автора.

В отношении автора закон  предусматривает общее требование дееспособности. В соответствии со ст. 25 Гражданского кодекса Республики Беларусь право осуществлять авторские правомочия возникает с четырнадцати лет.

Если авторский договор  заключается по поводу произведения, созданного в соавторстве, стороной в авторском договоре выступает весь коллектив соавторов, так как в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 262-З право на использование такого произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Определенные особенности  имеет заключение авторского договора об использовании составных и производных произведений. Авторам составных произведений (сборников, антологий, баз данных и тому подобное) принадлежит авторское право на осуществленный ими подбор и расположение материала, представляющие результат творческого труда; переводчикам и авторам других производных произведений (обработок, аннотаций, обзоров, аранжировок, инсценировок и т.п.) принадлежит авторское право на осуществленный ими перевод или переработку. Однако и составитель, и автор производного произведения пользуются авторским правом только при соблюдении прав соответственно авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение и прав автора произведения, подвергшегося переводу или переработке, т.е. права авторов составных и производных произведений имеют зависимый характер. На практике обязательства по получению согласия авторов оригинальных произведений чаще всего принимает на себя пользователь. Однако в любом случае отсутствие у пользователя договоров с авторами охраняемых оригинальных произведений означает юридическую ничтожность договоров, заключенных с составителями и авторами производных произведений. [13 с. 171]

Другой стороной авторского договора выступает пользователь — организация либо гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Если в  качестве пользователя выступает юридическое лицо, то существенным представляется вопрос о его правоспособности. В соответствии со ст. 48 ГК юридическое лицо обладает специальной правоспособностью и вправе совершать сделки, в том числе заключать авторские договоры, только в соответствии с установленными целями его деятельности. В случае, если заключение авторского договора выходит за пределы специальной правоспособности юридического лица, договор может быть признан недействительным в соответствии со ст. 174 ГК.

Помимо этого  осуществление некоторых видов  деятельности требует получения специальных разрешений (лицензий). К числу таких видов деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 относятся, например, издательская деятельность.

Для авторского договора законодатель устанавливает обязательную письменную форму. Исключение в виде допускаемой устной формы делается только в отношении договоров об использований произведения в периодической печати [п. 6 ст. 45 закона № 262-З] Последствием несоблюдения требуемой законом письменной формы авторского договора является лишение сторон права в подтверждение факта существования договора и его условий ссылаться на свидетельские показания; стороны могут доказывать эти обстоятельства только при помощи письменных и иных, кроме свидетельских показаний, доказательств (ст. 163 ГК).

Раздел 3.2. Существенные условия авторского договора. Порядок определения авторского вознаграждения.

 Согласно ст.402 ГК любой договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия:

  • о предмете договора;
  • которые названы в законодательстве как существенные;
  • признаваемые существенными по заявлению любой из сторон.

В соответствии с  п. 2 ст. 45 Закона в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения. Следовательно, в договоре должны быть четко перечислены передаваемые исключительные права на объект авторского права. Согласно п. 2 ст. 984 ГК права, которые не указаны в договоре в качестве передаваемых, предполагаются непередаваемыми.

 При определении передаваемого исключительного права определяются пределы его осуществления лицензиатом, что выражается как в определении типа договора (исключительная или неисключительная лицензия), так и в определении конкретных способов использования произведения. Особенностью действующего Закона № 262-З  является то, что содержание исключительного права на произведение определяется как открытый перечень действий по его использованию, что позволяет сторонам при определении предмета договора указывать и иные возможные способы использования произведения.

В отличие от лицензионного  договора, для которого условие о  сроке, на который предоставляется  право, является существенным, для авторского договора данное условие существенным не является. Не является существенным также условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право. Это объясняется следующим.

Во-первых, законодатель прямо оговаривает, что в авторском  договоре могут отсутствовать условия  о сроке его действия и территории, на которой допускается использование произведения [п. 3 ст. 45 Закона № 262-З].

Во-вторых, законодатель устанавливает презюмируемые условия  договора, которые действуют в  случае, если в авторском договоре отсутствует условие о сроке  его действия или о территории использования произведения. Согласно норме части третьей п.3 ст.45 Закона при отсутствии в договоре условия о территории действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь; согласно норме части второй п.3 ст.45 Закона при отсутствии в договоре условия о сроке его действия такой договор может быть расторгнут автором по истечении 3 лет с даты заключения.

Ранее действовавший  Закон № 370-ХIII требовал предусматривать размер вознаграждения (порядок его определения). Авторский договор был возмездным. Закона  № 262-З позволяет заключать авторские договоры на безвозмездной основе. Это следует из применяемых к авторскому договору правил о лицензионном договоре, в соответствии с которыми лицензионный договор только предполагается возмездным, а также оговорки законодателя о том, что в случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения и (или) порядок определения этого вознаграждения за каждый способ использования.

Если же авторский  договор возмездный, он должен содержать условие о размере авторского вознаграждения или порядке его определения за каждый способ использования произведения, а также условие о порядке и сроках его выплаты. [п. 2 ст. 45 Закона № 262-З] В отношении лицензионного договора говорилось о том, что условие о вознаграждении не является существенным. Несмотря на то, что авторский договор в Законе определяется как разновидность лицензионного договора, для него установлены специальные правила, в силу которых должны договориться о размере вознаграждения. Поэтому для авторского договора существенным условием будет альтернативное условие либо о размере и порядке выплаты вознаграждения, либо о безвозмездности договора. Как следствие, авторский договор, не содержащий условия о его безвозмездности и при этом не содержащий условий о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, должен признаваться незаключенным.

В п. 4 ст. 45   Закона № 262-З предусматривается требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения в том случае, если вознаграждение в договоре определяется в виде фиксированной суммы. Данное требование относится к авторским договорам, предусматривающим воспроизведение, т.е. изготовление, в т.ч. тиражирование одного или более экземпляров объекта авторского права в любой объективной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе [ст. 4 Закона № 262-З]. При этом условие о максимальном количестве экземпляров становится существенным.

В п. 3 ст. 16 Закона № 262-З говорится о том, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Правительством Республики Беларусь. Данная норма сформулирована таким образом, что независимо от способа определения авторского вознаграждения в договоре (фиксированная сумма, процент от дохода лицензиата и т.п.) автор должен в результате получить вознаграждение, размер которого будет не меньше, чем законодательно определенный минимальный размер.

В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются следующими постановлениями Правительства РБ.

1. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2011 года № 1610 «О минимальных ставках авторского вознаграждения и вознаграждения за отдельные виды работ, связанные с изданием произведений науки, литературы и искусства». Основная сфера применения данного постановления - книгоиздательская деятельность.

2. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2000 года № 1818 «Аб мiнiмальных стаўках аўтарскага ўзнагароджання за выкананне заказаў на стварэнне твораў лiтаратуры i мастацтва для публiчнага выканання або за права першага публiчнага выканання неабнародаваных твораў». Определены минимальные ставки авторского вознаграждения за создаваемые по заказу драматические и музыкальные произведения, литературные произведения, связанные с музыкой, произведения для эстрады и цирка.

3. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2011 года № 1609 «О коллективном управлении имущественными правами». Особенность постановления в том, что установленные им минимальные ставки вознаграждения за использование произведений в составе спектаклей, за использование музыкальных произведений путем публичного исполнения, а также за воспроизведение музыкальных произведений в записи и за сдачу в прокат экземпляров музыкальных произведений применяются только в отношениях между пользователями и организациями по коллективному управлению имущественными авторскими правами.

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 года № 616 «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии». Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.

5. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2008 года № 210 «О ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения за создание произведений и материалов в сфере телевидения и радиовещания». Сфера применения постановления определена в его названии; устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.

В п. 5. ст. 45 Закона № 262-З  установлено следующее: если авторским  договором предусмотрено право  лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором.

Проанализировав данную норму закона можно сделать следующие  выводы.

Во-первых, в авторском  договоре, предусматривающем возможность  заключения сублицензионного договора, должно быть оговорено условие о  размере дополнительного вознаграждения для автора. При этом стороны могут предусмотреть, что такое дополнительное вознаграждение автору не будет выплачиваться.

Во-вторых, такое вознаграждение не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать автору за такой же способ использования  сам лицензиат, если только иное не будет прямо установлено авторским договором. Иными словами, условие о размере вознаграждения, определенное в авторском договоре, автоматически распространяется на использование произведения третьим лицом на основании сублицензионного договора. Данная норма диспозитивна и не применяется в случае, если в авторском договоре будет прямо предусмотрено, что автор не имеет права на получение такого дополнительного вознаграждения.

В третьих, лицом, обязанным  выплачивать такое вознаграждение, выступает лицензиат.

Раздел 3.3. Права и обязанности сторон по договору. Ответственность сторон за нарушение авторского договора

Информация о работе Авторский договор