Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора, классификацию авторских договоров, а также определить порядок и последствия прекращения авторского договора.

Содержание работы

1. Введение.
2. Авторский договор в системе гражданских правоотношений.
2.1 Правовая природа и сущность авторского права.
2.2 Понятие авторского договора.
3. Классификация авторских договоров.
4. Элементы авторского договора.
5. Основания, порядок и последствия прекращения договора.
6. Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гражданское право Авторский договор.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Введение.

2. Авторский договор в системе гражданских правоотношений.

2.1 Правовая природа и сущность авторского права.

2.2 Понятие авторского договора.

3. Классификация авторских договоров.

4. Элементы  авторского договора.

5. Основания, порядок и последствия прекращения договора.

6. Заключение.

Список используемой литературы.

 

1. Введение.

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана  с той ролью, которую играет авторский  договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.

Способствуя созданию условий  для занятия творческим трудом, обеспечивая  правовое признание и охрану достигнутых  творческих результатов, закрепляя  за авторами права на использование  созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.

Для коммерческого использования  произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете  на соответствующие доходы, доведение  этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, защищая интересы издательства через защиту интересов автора.

В современном мире тиражирование  материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности  заключения авторского договора, классификацию авторских договоров, а также определить порядок и последствия прекращения авторского договора.

 

 

2. Авторский договор в системе гражданских правоотношений.

2.1 Правовая природа и сущность авторского права.

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности1. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления  контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Издание книг всегда требовало  затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и  труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот  же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм.

Возникла потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей  было четкое определение того, что  принадлежит одному лицу, а что другому.

Решение этой задачи могло  обеспечить только государство. Осуществление  правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей – и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства.

С другой стороны, можно  рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются  государством, как «способность обязывать  других» (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться  объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно  сделать вывод, что большинство  современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

 

2.2 Понятие авторского договора.

Характеристика нормативной  природы авторского договора, на мой  взгляд, немыслима без соответствующей  характеристики таких понятий, как  «обеспечение права» и «защита права». Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие черты. Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе2.

Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание  или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты. К ним можно отнести не только способы гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.

В тексте части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации  законодатель отказался от термина «авторский договор». Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ3. От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права4.

К средствам обеспечения  авторских прав можно отнести  и такое средство, как повышение  авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Обеспечение авторских прав – это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.

 

3. Классификация авторских договоров.

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового  договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество  отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора – на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников.

Нормы четвертой главы  Гражданского кодекса РФ позволяет  выделить несколько типов авторских  договоров:

- лицензионный договор  о предоставлении исключительного  права на определенные виды  использования – наиболее распространенный договор, наиболее важным условием, которого является правильное определение набора видов использования произведения;

- договор о передаче  прав на аудиовизуальное произведение;

- издательский лицензионный  договор – договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;

- договор авторского  заказа – договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.

Авторский договор может  быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом)5.

Если в договоре прямо  не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными  на неисключительной основе. В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных  прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.

4. Элементы авторского договора.

Вопрос о том, что  выступает предметом авторского договора, решается не столь однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Большинство ученых в качестве предмета авторского договора рассматривают то произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и (или) использования которого стороны вступают в договорные отношения. Произведение здесь выступает, как тот творческий результат, который должен быть достигнут автором по заданию пользователя и передан ему для использования.

Вместе с тем нельзя не учитывать того, что авторский  договор опосредует отношения, связанные  с использованием творческих произведений. Основной интерес пользователя состоит не в том, чтобы на свет появилось творческое произведение как таковое, а заключается в приобретении определенных прав на его использование. Поэтому более точной представляется позиция, согласно которой предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо переуступает пользователю. В настоящее время именно данный взгляд на предмет авторского договора находит наибольшее подкрепление в действующем законодательстве. Так, из правил, которые закреплены в ст.1255 ГК РФ достаточно определенно следует, что законодатель считает предметом авторского договора именно передаваемые по нему права, а не само произведение. Последнее выступает в качестве объекта тех прав, которые передаются по авторскому договору. При этом, однако, не должно упускаться из виду то обстоятельство, что авторские права всегда действуют лишь по отношению к конкретному произведению. Поэтому при заключении авторского договора должны быть согласованы и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о понятии «объект» и «предмет» авторского договора настолько тесно взаимосвязаны, что всегда должны рассматриваться в неразрывном единстве6.

Информация о работе Авторский договор