Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Во-первых, меня привлекла актуальность данной темы. Отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ.

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ.

ИНСТИТУТ ПРАВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ДНЕВНОЙ  ФАКУЛЬТЕТ.

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА  И ПРОЦЕССА.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Авторский  договор»

 

 

Выполнил:

студент 3- го курса группы Ю-32

Маклаев Дмитрий  Владимирович.

Научный руководитель:

к.ю.н, старший  преподаватель

Кулаков Владимир Викторович.

 

 

                               Дата сдачи:

 Дата защиты:

         Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск 2002 г.

 

Введение.

Тема «Авторский договор» была выбрана мною для курсовой работы не случайно.

Во-первых, меня привлекла  актуальность данной темы. Отношения  по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования. Я думаю мало кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий для сотовых телефонов, а, тем не менее, объем этого рынка на сегодняшний момент составляет ежегодно 300 миллионов долларов.

Основная проблема, которая  сейчас имеет место быть в нашей  стране в области правового регулирования  как всего авторского права вообще, так и авторского договора в частности – это принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». По этому разделу в научной и практической среде идут длительные споры. Уже более восьми лет продолжается работа по разработке и совершенствованию данного раздела ГК.

Основная цель принятия раздела «Интеллектуальная собственность» - устранение неблагоприятных последствий, вызванных длительным отсутствием  законодательных положений, единых для всех видов объектов интеллектуальной собственности.  
      Предлагается так же внести ряд существенных изменений и дополнения в Закон «Об авторском праве и смежных правах». Такой проект уже внесен на рассмотрение Государственной думы депутатом В. Комиссаровым.

Но следует отметить, что при всех вышеизложенных проблемах имеется достаточно прочная законодательная и теоретическая база, которая позволяет исследовать проблемы авторского договора. 

Во-вторых, меня заставил обратить внимание на данную тему личный интерес. Мне как юристу  и как человеку, который занимается созданием и использованием творческих произведений необходимо понимать и разбираться в вопросах правового регулирования авторского договора.

Все это заставило  меня выбрать тему «Авторский договор».

Естественно, что данная тема являлось объектом исследования и до меня. Имеется множество исследований, проведенных еще в советский период. Большая работа была проведена такими известными специалистами в области авторского права как Зенин И. А., Клык Н. Л., Сутулов Д.М. и многими другими. Конечно, их исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед цивилистической наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора.

На современном этапе  изучением проблем авторского права занимается тоже целый ряд ученых. Среди них следует особо отметить исследования профессора Сергеева А.П и Дозорцева В.А.

В тоже время нельзя не отметить, что эти исследователи  рассматривали только отдельные  вопросы этой темы. Ни у кого из них не было комплексного и актуального исследования    проблем авторского договора. В связи с этим я ставлю своей задачей осветить в своей курсовой работе  следующие вопросы: понятие, виды и правовое регулирование авторского договора, стороны и условия авторского договора, его содержание, прекращение и ответственность по авторскому договору.

База источников данных проблем широка. В первую очередь  это, конечно, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.) и Закон «Об авторском праве и смежных правах» Существует также масса иных нормативно – правовых актов о которых я подробнее расскажу в тексте самой работы.

Главной целью моей работы является  комплексное исследование проблем авторского договора. Исходя из этого я, ставлю главными задачами работы – раскрыть понятие и правовое регулирование, элементы, содержание, прекращение и ответственность по авторскому договору.

Вышеперечисленное определяет структуру моей работы и ее содержание.

 

 

 

Основная часть.

Глава I. Понятие и правовое регулирование авторского договора.

§1.Понятие  авторского договора.

По общему правилу, согласно ст. 30 Закона «Об авторском праве  и смежных правах», - имущественные права, предусмотренные ст. 12 данного закона, могут быть предоставлены иным лицам на основании авторского договора. Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, непосредственно вытекающих из авторского договора, необходимо вкратце проанализировать само понятие данного договора.

ГК РСФСР 1964 г. не давал определения авторского договора. Различными учеными на теоретическом уровне такие определения предлагались, но все они были не слишком удачны. К примеру, И. В. Савельева давала такое определение: авторский договор - это договор об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора.1

А вот как  определила данный договор Н.Л. Клык: авторский договор - это соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства.2

Наиболее емкая, но все же не в полной мере четкая формулировка была предложена В. А. Дозорцевым: по авторскому договору одна сторона (автор) разрешает другой стороне (пользователю) использовать произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права.3

Но по большому счету  острой необходимости в выработке  общенаучного определения авторского договора на тот момент времени не было, так как законодательно закреплялись вполне приемлемые определения двух возможных вариантов авторского договора - авторского лицензионного договора и договора о передаче произведения для использования (ст. 503 ГК РСФСР 1964г.).

Плюс ко всему этому  в научных трудах, затрагивающих  вопросы авторских правоотношений в отдельных областях творчества, давались определения и приводились признаки различных видов авторских договоров - издательского, сценарного и др.

Впервые общее понятие  авторского договора на законодательном уровне было закреплено в Основах гражданского законодательства 1991 г.

Авторский договор определялся  в качестве договора, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение (ст. 139).

Действующий на сегодняшний  день Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» снова не дает развернутого определения авторского договора, но попытки дать данное определение в теории не прекращаются.

Так, например, профессор А.П. Сергеев предлагает следующее: по авторскому договору автор передает, или обязуется передать, приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях согласованных сторонами.4

А вот еще одно, на мой взгляд, менее удачное определение: авторский  договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении имущественных прав на объекты, охраняемые авторским правом.5

Авторский договор, по мнению всех без исключения специалистов, имеет гражданско-правовой характер (поскольку представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей), но одновременно подчеркивается его самостоятельность среди других гражданско-правовых договоров. Данный вывод, помимо чисто теоретического интереса, имеет немаловажное практическое значение. Например, по отношению к авторским договорам можно утверждать следующее: к ним применимы общие положения гражданского права (такие, как правила о формах и условиях действительности сделок и др.), а также нормы обязательственного права (такие, как порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за их нарушение и т. п.), но за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

На протяжении многих лет, временами то затухал, то, вспыхивая с новой силой, в российской юридической науке продолжается спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях. В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих активных сторонников. Имеется и компромиссная точка зрения, согласно которой один тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т. е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю. Я придерживаюсь первой точки зрения. И действительно в настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, перестройкой законодательства, доводы сторонников теории разрешения, состоящие в основном обосновании особой социалистической природы авторского права в советском праве, а также существовавшем ранее запрете на самостоятельное воспроизведение и распространение произведений самими авторами и т. п., оказались совершенно несостоятельными. Ныне действующее законодательство неоднократно прямо подчеркивает возможность перехода (передачи) права на использование произведения от автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает вопрос о природе авторского договора.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечит лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательство, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия автора. Поэтому они не редко прямо заинтересованы в том, что бы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.

В тех случаях, когда заключенный  сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его  характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего, предметом трудового договора является трудовая деятельность работника соответствующая его должности и квалификации она может носить творческий характер, как, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата. В некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть заключен и на выполнение творческой работы связанной с созданием конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских или картографических работ. Здесь важно установить был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего трудового распорядка и распоряжение администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований.

Наконец, когда совершенно очевидно, что стороны были связаны  трудовым договором, необходимо установить входило ли создание данного творческого  произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано, хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.

Нередко особенно при  заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает  вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности  подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т. д. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.

Информация о работе Авторский договор