Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Во-первых, меня привлекла актуальность данной темы. Отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

В заключение следует особо подчеркнуть, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это возможно, заключать авторские договоры в письменной форме, так как это более надежный способ защиты своих прав.

Глава III. Содержание авторского договора.

Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон.

Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.

Анализ содержания авторского договора целесообразно начать с характеристики обязанностей автора. Основная его обязанность - создание и передача заказчику заказанного произведения. Для надлежащего выполнения данной обязанности автору необходимо создать произведение, соответствующее условиям договора. К примеру, литературное произведение должно соответствовать зафиксированным в договоре заказа виду литературы, жанру, иметь согласованный с издательством объем. А сценарий художественного кинофильма должен отвечать творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего  сценария. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов допустимы только с согласия организации-заказчика, что, как правило, оформляется составлением нового или изменением прежнего авторского договора. Чисто техническая работа, такая, как сбор материала и т.п., может быть выполнена по поручению автора любым лицом, при этом получение согласия заказчика необязательно. Автор обязан представить заказанное ему произведение в установленный договором срок. Исходя из смысла законодательства и сложившейся практики, автор имеет право представить заказанное произведение досрочно, при условии, что в договоре не зафиксировано иное. Произведение должно быть представлено заказчику в готовом для использования виде, т.е. в наличии должны быть все оговоренные договором элементы. Стороны вправе предусмотреть передачу заказанного произведения по частям. С целью предупреждения возможных споров сдачу-приемку произведения целесообразно оформить специальным документом, к примеру особой распиской.

На авторе также лежит обязанность доработки  произведения по требованию заказчика. Необходимость доработки может быть выявлена в результате рассмотрения произведения, когда оно в целом соответствует требованиям договора, но требует внесения определенных уточнений или изменений. Однако необходимо особо отметить, что требования о внесении в произведение уточнений или изменений может ставиться исключительно в пределах условий авторского договора. Например, заказчик не вправе требовать от автора составления алфавитно-предметного указателя, если это не было заранее оговорено в договоре. Также заказчик не вправе настаивать на том, чтобы автор изменил свою точку зрения по тому или иному вопросу, даже если, по мнению заказчика, данная точка зрения является ошибочной. Предлагаемые требования по изменению и дополнению произведения должны быть точно указаны заказчиком. Стороны должны также достигнуть соглашения о новом сроке представления измененного или дополненного произведения. Отсутствие такого согласования может привести к конфликту. Так, П. заключил с издательством договор на издание произведения. Автор представил его в срок, но издательство потребовало доработки рукописи. Срок доработки, однако, не был сторонами определен. При повторной сдаче доработанного произведения издательство отказалось его принять, мотивируя свой отказ несвоевременностью представления рукописи, и расторгло с автором договор. П. обратился с иском в суд, который восстановил действие издательского договора, а в своем решении указал, что согласно ст. 168 ГК РСФСР 1964 г. недопустимо одностороннее изменение условий договора. Кассационная инстанция подтвердила правильность вынесенного судом решения. Ответа на вопрос о том, сколько раз произведение может возвращаться автору на доработку, в действующем законодательстве не дается, поэтому данный аспект лучше специально оговорить в договоре. Может возникнуть ситуация, когда необходима доработка уже одобренного заказчиком произведения. Например, если к изданию подготовлена работа на юридическую тематику, но внесены существенные изменения в законодательство, автор обязан по требованию заказчика внести соответствующие изменения в данную работу. При этом автор имеет право на дополнительное вознаграждение за доработку произведения лишь в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

Следующей обязанностью автора является его участие в  подготовке произведения к использованию. Данная обязанность, как правило, прописывается в конкретном авторском договоре. Это связано с тем, что содержание такого участия зависит от вида произведения и характера его использования. Например, в соответствии с издательским договором автор по требованию издательства без специального вознаграждения должен просматривать корректуру произведения с соблюдением оговоренных сроков, принимая во внимание график движения книжных изданий в производстве. Согласно сценарному договору для художественных кинофильмов на автора возлагается обязанность дачи консультаций режиссеру и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц и т.п., участвовать в обсуждениях киноматериала и законченного фильма. Но в отличие от издательского договора данная работа автора по сценарному договору оплачивается в размере, установленном соглашением сторон.

Наконец, последней обязанностью автора, связанной прежде всего с  передачей исключительных прав, является обязанность не передавать третьим  лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в тех же пределах, если на это не получено согласие первоначального пользователя. При этом следует особо подчеркнуть, что данный запрет относится лишь к предоставлению произведения для использования аналогичным способом, установленным первоначальным договором, и если, к примеру, автор заключил издательский договор, то это не означает, что он не вправе без согласия издательства предоставить данное произведение для публичного исполнения или переработки в иной жанр.

Указанная обязанность  возлагается на автора с момента заключения соглашения и остается в силе в течение всего срока действия авторского договора.

Наряду с автором  ряд обязанностей возлагается также  и на заказчика.

В первую очередь заказчик обязан принять и рассмотреть переданное автором произведение. Выполняя данную обязанность, заказчик проверяет качество оформления произведения, его комплектность. Указанные действия осуществляются в порядке, предусмотренном договором. Как правило, факт принятия произведения оформляется специальным документом, который подтверждает сдачу автором заказанного произведения. Иногда в авторском договоре фиксируется условие о том, что предоставленное произведение считается принятым, если пользователь в течение определенного срока не потребовал от автора дооформления или доукомплектования произведения. Если произведение было принято, то заказчик также обязан его рассмотреть, т.е. одобрить, отклонить (но только по основаниям, предусмотренным договором) или выдвинуть требование о внесении в произведение поправок с точным указанием существа необходимых изменений (но также только в пределах договора). Все эти действия заказчик обязан выполнить в срок, предусмотренный соглашением сторон. Оценку произведения заказчик может выполнить самостоятельно либо привлечь к этому специалиста, направив данное произведение для рецензирования. По общему правилу, время рецензирования произведения включается в срок, предоставляемый заказчику для рассмотрения произведения. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами. К примеру, рукописи учебников и учебных пособий для высших учебных заведений в обязательном порядке подлежат рецензированию на кафедре одного из ведущих по данной специальности вузов, а также крупным специалистом в данной области. В указанном случае время оценки рукописи в соответствующей организации исключается из срока, отведенного заказчику для рассмотрения произведения.

При этом следует  иметь в виду, что оценка произведения является обязанностью самого заказчика. Конечно, он вправе учитывать отзывы рецензентов, но окончательную оценку должен дать сам. В случае одобрения произведения заказчиком считается, что автор исполнил свою обязанность по созданию произведения надлежащим образом. Факт одобрения произведения оформляется специальным документом, при этом автору направляется письменное извещение об одобрении его работы. Правда, на практике встречаются случаи, когда данное требование не соблюдается; если такое происходит, произведение считается одобренным с истечением срока, установленного для его рассмотрения. Следует заметить, что данный срок начинает отсчитываться с момента сдачи автором надлежащим образом оформленного произведения, даже если оно было передано досрочно. В этом случае характерен следующий пример. С. заключил с телестудией договор на написание сценария телефильма. В договоре был указан срок сдачи сценария - 15 апреля 1984 г. Автор сдал его досрочно - 3 января 1984 г. В течение 30 дней (срок, предоставляемый организации для рассмотрения произведения) ему не было направлено извещение о результатах рассмотрения сценария. Только 28 февраля студия направила автору письмо, в котором сообщила, что сценарий не может быть принят. В выплате части гонорара студия отказала на том основании, что срок рассмотрения сценария не нарушен, поскольку С. представил сценарий раньше указанного в договоре срока. Позиция студии была признана несостоятельной, так как при принятии сценария срок на рассмотрение начал исчисляться с момента представления сценария автором, т. е. с 3 января 1984 г. Поскольку студия пропустила срок для отклонения произведения, она обязана выплатить автору 50% вознаграждения как за одобренный сценарий.

При принятии заказчиком решения о необходимости доработки произведения он должен довести до сведения автора, в чем состоит суть этой доработки, и согласовать с ним ее сроки. До автора должно быть четко доведено существо требований, в противном случае это чревато в дальнейшем возникновением спора, о чем свидетельствует следующий пример. К. заключил с издательством авторский договор. В соответствии с этим договором издательство должно было выпустить в свет литературное произведение объемом 20 авторских листов. Автор представил рукопись в обусловленный договором срок, но издательство возвратило ее на доработку. Исправленная рукопись была представлена автором, но издательство внесенные поправки не удовлетворили, и рукопись снова была направлена на доработку. Такая ситуация повторялась несколько раз. В итоге издательство выпустило в свет произведение объемом 8 авторских листов, а оставшаяся часть рукописи издана не была, хотя письменного отказа со стороны издательства не последовало. Автор обратился в суд с иском о взыскании вознаграждения за всю проделанную в соответствии с договором работу, и суд данные исковые требования удовлетворил. Решение об отклонении произведения, обычно фиксируемое специальным документом, принимается заказчиком в случае, если представленное произведение не отвечает условиям заключенного соглашения либо невозможно использование данного произведения по научным или художественным достоинствам. Заказчик вправе отклонить произведение, не передавая его на рецензирование, но в любом случае такое решение должно быть мотивированным, так как автор имеет право его оспаривать.

Другой обязанностью пользователя является соблюдение всех личных неимущественных прав автора. Вообще-то данное требование распространяется на всех лиц вне зависимости от того, имеют ли они договорные отношения с автором или нет. Однако, авторский договор, как правило, специально прописывает обязанность пользователя соблюдать авторские права. Следует акцентировать внимание на обязанности пользователя соблюдать право автора на защиту произведения от любого искажения, так как именно в этой области возникает большинство споров. Авторский договор, как правило, содержит пункт, запрещающий пользователю без согласия автора вносить изменения в представленное ему произведение, такие, как сокращение объема, дополнение произведения комментариями и т.п. Например, в соответствии с Типовым положением о подготовке текстовых оригиналов непериодических изданий к выпуску, утвержденным Госкомиздатом СССР 9 ноября 1982 г., в процессе редактирования ведущий редактор обязан внимательно относиться к творческой индивидуальности автора. Всякие изменения в оригинале должны согласовываться с автором, который подписывает исправленный экземпляр до сдачи его в производство. Если в процессе подготовки произведения к использованию в него были внесены не согласованные с автором изменения, ему обычно предоставляется право требовать восстановления произведения в первоначальном виде, расторжения договора или возмещения причиненных ему убытков. К примеру, судебная практика исходит из того, что, если объем произведения был сокращен без предварительной договоренности с автором, авторское вознаграждение подлежит уплате в размере, оговоренном за полное произведение. В этой связи можно привести следующий пример. Автор П. заключил договор с издательством на издание сборника рассказов объемом до 140 листов. Автор представил произведение именно такого объема, но издательство сократило его и выпустило сборник объемом 110 листов. Исходя из этого объема, было выплачено и авторское вознаграждение. Автор потребовал выплаты вознаграждения за всю представленную им работу, мотивируя это тем, что сборник был сокращен без его согласия, без объяснения причин, и корректуру издания он не подписывал. Суд удовлетворил требования автора. Но надо отметить, что при заключении договора автор может дать согласие на последующее изменение своего произведения - тогда такое согласие уже не может быть отозвано автором в одностороннем порядке.

Еще одной  обязанностью пользователя является привлечение автора к работе по подготовке произведения. Ранее упоминалось, что автор должен по требованию пользователя содействовать выпуску произведения в свет, хотя, по большому счету, это является также и правом автора. Поэтому, если пользователь не привлекает автора к данной работе, он вправе настаивать на этом. К примеру, в издательском договоре на литературное произведение, как правило, указывается обязанность автора по требованию издательства просматривать корректуру, а также особо прописывается обязанность издательства по требованию автора предоставить ему возможность знакомиться с корректурой. Помимо всего прочего, тем самым автор может проконтролировать соблюдение другой стороной его права на защиту репутации.

Информация о работе Авторский договор