Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании теоретических и практических проблем, связанных с передачей имущественных прав по авторскому договору.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить понятие авторского договора и раскрыть его правовую природу;
- проанализировать основную классификацию и виды авторских договоров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………….. ………………………………………… 5
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ…………… 11
Раздел 2.1. Основания классификации и виды авторских договоров…….. 11
Раздел 2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных
прав……………………………………………………………… 14
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ
АВТОРСКОГО ДОГОВОРА…………………………………… 17
Раздел 3.1. Предмет, стороны и форма авторского договора……………… 17
Раздел 3.2. Существенные условия авторского договора. Порядок
определения авторского вознаграждения…………………… … 20
Раздел 3.3. Права и обязанности сторон по договору. Ответственность
сторон за нарушение авторского договора……………………. 25
Раздел 3.4. Прекращение авторского договора……… …………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 30

Файлы: 1 файл

курсач Юрфак.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Анализ понятий «уступка имущественных  прав автора» и «передача имущественных  прав » позволяет предположить, что данный подход является не совсем верным.

Уступка имущественных  прав и их передача имеют как общие  черты, так и отличительные особенности, т.е. эти понятия не тождественны. Исходя из норм законодательства уступка   исключительного   права   означает   его бессрочный   и безвозвратный переход другому лицу. Передача имущественных прав по авторскому договору осуществляется на определенное время, то есть носит срочный характер.

Закон Республики Беларусь N 262-З от 17.05.2011года «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон № 262-З)  усовершенствовал регулирование существующих договорных конструкций.

С точки зрения норм Закона N 370-XIII» авторский договор применяется во взаимоотношениях с самим автором произведения; в отношениях с другими правообладателями в силу нормы ст. 984 ГК должны применяться правила о лицензионном договоре. В Законе N 262-З эта концепция получила дальнейшее развитие - авторский договор определен как лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает непосредственно автор произведения.

Определение авторского договора как лицензионного, на наш  взгляд, является обоснованным, так как авторский и лицензионный договоры имеют общий предмет и применение конструкции авторского либо лицензионного договора для оформления передачи авторского права зависит только от субъектного состава соответствующего договорного правоотношения.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что формирование существующей конструкции авторского договора осуществлялось в законодательстве Республики Беларусь постепенно. Закон № 370-ХIII радикально изменил всю систему авторского права Беларуси и, в том числе, существенно изменило правовое регулирование авторских договоров. Действующий Закон № 262-З модернизировал и четко разграничил договорные конструкции перехода и передачи исключительных прав на объекты авторского права.

Таким образом, авторский договор является традиционной договорной конструкцией, оформляющей обязательства по использованию произведения определенным способом в течение определенного срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ

Раздел 2.1. Основания  классификации и виды авторских  договоров

В действующем законодательстве об авторском праве не содержится перечисления видов авторских договоров. Однако в юридической литературе и практике сформировались определенные классификации авторских договоров.

По мнению Сергеева А. П.  авторские договоры, прежде всего, делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений.[6, с. 190] Однако следует учитывать, что даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

По способам использования  авторские договоры подразделяются на издательские, постановочные и сценарные договоры. [26, с. 34]

Издание является одним  из самых распространенных способов выпуска произведений литературы и искусства.

По издательскому договору одна сторона (автор) передает или обязуется создать и передать в установленный договором срок свое произведение другой стороне (издательству) для издания и переиздания, а другая сторона обязуется не позднее  установленных сроков издать произведение и выплатить автору вознаграждение.[10, с. 666]

 В каждом издательском договоре учитываются особенности издаваемого произведения и предъявляются соответствующие требования к нему.

Для оформления отношений  автора с театрально-зрелищными организациями по использованию неопубликованных драматических и музыкально-сценических произведений путем публичного исполнения их на сцене используется постановочный договор.

В силу постановочного договора одна сторона (автор) обязуется передать произведение другой стороне (театрально-зрелищной организации), а другая сторона обязуется в установленный договором срок осуществить публичное исполнение и выплатить автору вознаграждение.

В области кино и телевидения  действовали и продолжают действовать  сценарные договоры. Сценарный договор опосредует отношения автора и организации по использованию литературного произведения (сценария) в художественном, научно-популярном, учебном, документальном или видовом фильме.

По сценарному договору одна сторона (автор) передает другой стороне (студии) литературный сценарий для постановки по нему кинофильма (телефильма, радио- или телепередачи и т.п.), а другая сторона за предоставленное право на использование сценария обязуется уплатить обусловленное вознаграждение. [10, с. 667-668]

Сценарный договор по своей сути схож с постановочным договором, однако их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения, возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.

Чернышева С. А. также  предлагает в рамках каждого вида данных договоров выделять договоры в зависимости от произведения по поводу, которого заключается договор. [26, с. 34]

Предметом издательского договора могут быть литературные, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства. Среди сценарных договоров возможно деление, основанное на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и другие. Предметом постановочного договора выступают музыкальные, драматические, музыкально-драматические произведения.

Кроме перечисленных, заключаются  другие договоры о передаче произведения для использования. Это договоры об использовании неопубликованного произведения в радио- или в телевизионной передаче, о написании композитором музыки к кинофильму, о создании произведения изобразительного искусства для публичного его выставления, договор о тиражировании произведений прикладного искусства в промышленности  и другие. [10, с. 669]

Таким образом, можно выделить авторские договоры, в основе классификации которых лежит способ использования произведения либо само произведение со своими признаками.

Однако, несмотря на существующее своеобразие указанных видов авторских договоров, у всех них есть общий предмет, общий субъектный состав и общее содержание обязательств сторон; отличия всех названных видов авторского договора выражаются только в способе использования произведения. Именно поэтому можно говорить об авторском договоре как о едином договорном типе. [16]

В отличие от ранее  действовавшего Закона  № 370-XIII, в котором говорилось о возможности заключения авторского договора о передаче исключительных имущественных прав, а также авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав, новый Закон не называет возможные виды авторского договора. Однако применение к авторскому договору правил о лицензионном договоре означает, что авторский договор может заключаться либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.

Основанием для такой  классификации является степень обладания передаваемыми имущественными авторскими правами.

До принятия Закона  № 262-З многими авторами выделялся  авторский лицензионный договор. [10, с. 669, 8, с. 824] Однако в соответствии с действующим законодательством авторский договор являются разновидностью лицензионного договора.

Следует отметить, что   Типовой закон ВОИС об авторском праве не подразделяет авторско-правовые договоры на лицензионные и договоры о передаче произведения для использования. В нем все авторско-правовые договоры признаются лицензионными и по объему передаваемых автором или иным обладателем авторских прав имущественных правомочий подразделяются на авторские договоры о передаче исключительных прав (исключительная лицензия) и на авторские договоры о передаче неисключительных прав (неисключительная лицензия).[2, с. 82]

Таким образом, в юридической  литературе встречаются различные  предложения о классификации  авторских договоров. Исходя из объема передаваемых прав, различают два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.

Раздел 2.2. Договоры передаче исключительных и неисключительных прав

Как уже отмечалось выше, авторский договор может быть заключен либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.

«При всем многообразии способов выдачи разрешений на использование произведения, соглашение о предоставлении исключительной лицензии занимает среди них особое место». [24, с. 444]

Заключая авторский договор по модели исключительной лицензии лицензиат на время действия договора приобретает исключительное право использовать произведение определенным способом (способами). При этом лицензиат, заключивший такой договор, становится правообладателем, то есть лицом, обладающим исключительным правом на объект авторского права на основании заключенного договора. Это позволяет утверждать, что лицо, получившее по договору исключительное право на использование произведения, фактически становится на место автора.

И в этом качестве лицензиат может защищать полученные по договору права в отношении третьих лиц и самого автора. Автор, передавший по договору свое исключительное право пользователю, лишается этого права на срок, указанный в договоре.

При заключении авторского договора по модели неисключительной лицензии лицензиат приобретает  право использовать произведения определенным способом (способами), наряду с самим  автором и третьими лицами, с которыми автор может заключить аналогичные договоры. Тем самым данный договор по одному  и тому же предмету может быть заключен одновременно с множеством пользователей.

Пункт 4 ст. 25 Закона № 370-ХIII в первоначальной редакции предусматривал норму о том, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное. В действующем Закона № 262-З эта норма отсутствует. Однако можно предположить, что исключительный характер передаваемых прав должен быть недвусмысленно определен в договоре, иначе передаваемые права будут признаваться неисключительными.

Как отмечает Лосев С. С., законодательство об авторском праве не решает однозначно вопрос о возможном соотношении заключаемых по одному и тому же основанию договоров о исключительной и неисключительной лицензии. [13, с. 168-167]

Исходя из анализа норм Закона № 262-З, можно говорить о том, что договор о передаче исключительных прав может быть заключен только в том случае, если передаваемые на его основании права ранее не были переданы на совпадающие территорию и период времени третьему лицу, в том числе и на неисключительной основе. Данный вывод следует из самого законодательного определения договора исключительной лицензии, в соответствии с которым пользователь по договору становится единственным лицом, управомоченным использовать произведение определенным в нем способом.

Сравнение двух этих видов договоров позволяет  говорить о том, что их различие состоит  не в особенностях договорных обязательств сторон, а в характеристике передаваемого по договору права. И в первом и во втором случае контрагент автора приобретает право использовать произведение, однако в случае заключения договора исключительной лицензии он вместе с позитивной составляющей исключительного права получает и негативную составляющую в виде действующего в отношении всех третьих лиц права запрета. [14, с. 12]

Анализирую данные модели заключения авторских договоров, можно сделать следующие практические выводы:

- наиболее предпочтительным  для автора произведения является форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор по модели неисключительной лицензии;

- для лицензиата авторский договор по модели исключительно лицензии является более удобной формой использования объекта авторского права, т.к. в этом случае лицензиат становиться фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;

- автор произведения независимо от выбора степени объема передаваемых прав всё равно остаётся и признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

Раздел 3.1. Предмет, стороны и форма авторского договора

В теории авторского права предметом авторского договора традиционно считалось произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения. [8, с. 825] Представляется, что такой подход является не совсем верным, так как само произведение выступает, скорее, как объект авторского договора. 

В соответствии с Законом  № 370-ХIII предметом авторского договора признавалась передача имущественных  прав на произведение науки, литературы или искусства, компьютерную программу или базу данных [п.1 ст.25, п.1 ст.26]. Несмотря на то, что законодатель не называет имущественные права в качестве предмета договора, именно по поводу их передачи заключается авторский договор.

В соответствии с действующим  законодательством к авторскому договору применяются положения о лицензионном договоре. Следовательно, предметом договора является предоставление разрешения использовать объект авторского права определенными способами [п.1 ст.45, п.1 ст.44 Закона № 262-З].

Информация о работе Авторский договор