Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание работы

Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 154.28 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по рыболовству

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплинам:

Экономика муниципального хозяйства, Основы организации муниципального хозяйства, Хозяйственное право, Занятость населения и рынок труда, Муниципальный менеджмент

 

на тему:

Жилищная политика муниципального образования 

и механизмы ее реализации

 

по специальности 

080504.52  Государственное  и муниципальное управление

 

             

 

 

 

 

 

Студент (ка)   группы ГУ-42

Мокеева Ю.А. __________________

 

Руководитель 

Аветисова Т.Ю. _________________


 

 

 

 

 

Астрахань

2012

Содержание

 

Введение

3 – 4

1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства

5 – 10

    1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования

5 – 7

    1. Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура

7 – 8

    1. Жилой фонд, его состояние и  структура, учет

8 – 10

2. Реформа ЖКХ

11 – 18

2.1. Предпосылки реформы,  ее цели и задачи

11 – 14

2.2. Основные направления  и инструменты реализации реформы ЖКХ

14 – 18

3. Жилищная политика  муниципального образования

19 – 29

3.1. Содержание жилищной  политики

19 – 21

3.2. Социальные стандарты  в жилищной политике

21 – 23

3.3. Инвестиции в  строительство жилья

23 – 24

3.4. Организация  эксплуатации жилого фонда МО

25 – 29

4. Нормативно-правовое  регулирование деятельности муниципального  образования в жилищной сфере

30 – 32

5. Капитальное строительство  и решение жилищной проблемы  г. Астрахани

33 – 35

Заключение 

36 – 37

Список использованной литературы

38 – 39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Жилищная политика является важнейшей составляющей экономической  стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач  по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы.

Современная государственная  жилищная политика должна наряду с  прежней ориентацией на основную часть работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющую жилье в собственности в результате бесплатной приватизации, сделать новый акцент на решение жилищных проблем социально незащищенных групп населения.

Развитие рынка доступного жилья является одним из направлений работы. В нашей стране потребность улучшить свои жилищные условия испытывают десятки миллионов человек. Такая постановка вопроса получила живой отклик в обществе, об этом говорят публикации в средствах массовой информации, об этом говорят и данные опросов общественного мнения, и реакция со стороны участников жилищного рынка.

Жилищная политика занимает уникальное положение в общей  системе государственной стратегии и политики, поскольку, с одной стороны, затрагивает экономические интересы каждого гражданина, а с другой – находится в тесной связи с прочими направлениями социально-экономической политики государства.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
  • проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
  • рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Объектом исследования в работе является жилищная политика, а предметом исследования – муниципальное образование «Город Астрахань».

В работе мною были использованы следующие методы исследования:

  • системный подход, позволивший изучить основные элементы жилищной политики, методологию программного подхода, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные принципы и задачи, направления реализации программ по государственной поддержке в получении жилья; определить полномочия государства и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики;
  • структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы жилищной политики);
  • сравнительный метод использовался в основном при анализе реализации целевых программ в Российской Федерации и муниципальном образовании «Город Астрахань»; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, регламентирующие основы жилищной политики в России и г. Астрахани, а также долгосрочные приоритетные целевые программы государства.

Нормативную базу работы составляют: Конституция РФ, ФЗ «Об основах  федеральной жилищной политики», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Жилищный кодекс РФ, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2006-2010гг., Целевая программа города Астрахани «Переселение граждан г. Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006-2010гг.».

Теоретическую базу работы составили труды таких авторов как: Воронин А.Г., Соколова Т.В., Тихонова Н.Е., а также материалы, полученные из Интернет-ресурсов.

Научная новизна курсовой работы направлена на изучение новых направлений развития жилищной политики в рамках целевых программ, а также в стратегических перспективах разработанных органами местного самоуправления г. Астрахани.

Курсовая работа имеет практическую значимость, данные представленные в работе могут быть использованы в качестве материала для научно-исследовательских работ, выпускной квалификационной работе и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Жилищно-коммунальное  хозяйство – важнейшая составляющая         муниципального хозяйства

1.1. Муниципальное  хозяйство и особенности его  функционирования

 

Термин «муниципальное хозяйство» отражает политико-правовое и экономическое  своеобразие исторически сложившейся городской общины. Говоря о понятии «муниципальное хозяйство», необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой «хозяйство». Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется деятельность.

Исходя из этого, муниципальное  образование можно определить, как  совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Муниципальное хозяйство  отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области  распоряжения собственным ресурсами, а от частного хозяйства – общественным характером использования результатов деятельности.

Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое  число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации  их деятельности. Именно эту функцию  на практике и выполняют органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулированиях хозяйственных отношений не просто разделены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах компетенции, все предприятия, в том числе муниципальные, равны.1

Основной вид деятельности органов местного самоуправления –  подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

Структуру муниципального образования  достаточно легко обозначить, зная, что муниципальное образование – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей и интересов населения.

Исходя из этого, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства является роль и место элемента в реализации общественных потребностей. Можно выделить следующие элементы:

– муниципальные предприятия, деятельность которых полностью  подчинена интересам населения муниципального образования;

– иные предприятия и  учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных  образований;

– органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары (услуги), направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены  участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного либо общественного принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию – регулируют деятельность двух вышеназванных элементов в интересах населения муниципального образования.

Ценность такого выделения  элементов муниципального образования  состоит в том, оно позволяет  определить место и роль каждого  элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности, а также увидеть как строятся отношения между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения.

В свою очередь, структура  управления муниципальным образованием должна обеспечивать процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла, комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.

В соответствии с этим сформулированы и определены основные принципы, которые  обеспечивают и поддерживают функционирование муниципального образования. К их числу  можно отнести следующие.

Принцип целевой ориентации муниципального образования – умение грамотно определять и устанавливать цели развития – наиболее важный и значимый элемент управления. Первичное определение целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его формировании посредством определения его компетенции.

Принцип горизонтального  и вертикального разделения функций  – разграничение их между органами и должностными лицами одного уровня, между иными структурами.

Принцип комплексности важен  для целостности при построении структуры и требует при анализе  структуры исходить, прежде всего, из целостности той или иной функции.

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований  отнесено к полномочиям местного самоуправления и представляет собой управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются  договоры и т.д.

 

1.2. Жилищно-коммунальное  хозяйство, его структура

Согласно Статье 7 Конституции  РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1 Одним из этих условий является обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т.д.

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации