Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание работы

Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 154.28 Кб (Скачать файл)

Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена некоммерческая организация – Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является РФ, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ.1 Целями деятельности Фонда стали создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Реализовав вышеперечисленные  цели и деятельность в предоставлении финансовой поддержки регионам РФ при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Фонд 01.01.2012 года был ликвидирован.

Астраханская область  также активно участвует во всех программах реформирования ЖКХ, хотя и в настоящее время имеются определенные проблемы с получением финансирования, связанные с просчетами в процессе управления реформированием жилищно-коммунального комплекса отдельных муниципальных образований.

Подводя итог реформирования ЖКХ, нужно отметить, что этот процесс  носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.

В настоящее время наблюдается  позитивная тенденция к некоторому повышению ответственности государства перед населением в области ЖКХ, и с другой стороны, усилению государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязательств в этой сфере субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Также налицо стремление государства стимулировать и поощрять проявление гражданами хозяйского отношения к своему жилью, осознание ими своей ответственности за его надлежащее состояние и сохранность.

 

2.2. Основные направления  и инструменты реализации реформы ЖКХ

 

На основе проведенного анализа  специфики управленческих и экономических  отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:

– сохранение нерыночных принципов  функционирования;

– административно-командное  управление;

– затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;

– непрозрачность формирования тарифов;

– отсутствие информированности  населения по процедурам затрат;

– низкая инвестиционная привлекательность;

– нарастание объемов задолженности  населения за услуги ЖКХ;

– необязательность (в том  числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в  оплате услуг;

– высокий и постоянно  растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;

– неразвитое самоуправление собственников жилья;

– инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;

– иждивенческая позиция  большинства населения;

– высокие риски для  инвесторов;

– порядок взыскания долгов крайне усложнен;

– наличие перекрестного  субсидирования;

– тарифное регулирование  с ограничителем и не носит  долговременного характера;

– финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме;

– сложные климатические  условия и географическое расположение страны.

Все эти проблемы требуют  комплексных подходов к их решению  и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения.

Действующее законодательство РФ в области жилищно-коммунального  хозяйства не в полной мере обеспечивает системное решение проблем управления отраслью и не всегда соответствует  рыночным правилам поведения хозяйствующих  субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача региональных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса региона, в том числе:

– создание правовой среды  по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности;

– организация конкурсов  инвестиционных проектов и отбор  наиболее эффективных вариантов;

– контроль за процессом реализации инвестиционных проектов;

– содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.);

– создание информационной базы об экономическом потенциале субъекта РФ, состоянии ЖКХ и его предприятий.

Кроме того, проводя реформу  ЖКХ, государство должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости.

В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие варианты и направления решения перечисленных задач:

– облегчить реформирование ЖКХ путем принятия поддерживающих программ, носящих поэтапное и адаптационное прохождение реформы на государственном и муниципальном уровне в пользу гражданского общества;

– создать условия для  вхождения частного бизнеса в  сферу ЖКХ;

– создать на федеральном  уровне условия для инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ;

– вести разъяснительно-консультационную работу с собственниками многоквартирных домов;

– подготовить и создать  профессиональные ассоциации, союзы  по управлению общим имуществом собственников  многоквартирных домов;

– создать благоприятные  правовые и финансовые условия для  поддержки наиболее прогрессивной  формы управления многоквартирными домами - товариществ собственников  жилья.

Как правило, под инструментом или механизмом реализации чего-либо подразумевают те средства, способы и методы, использование которых целесообразно и эффективно при решении каких-либо проблем. Основными инструментами реализации реформы ЖКХ целесообразнее назвать те акты, решения, концепции и программы, которые принимаются в области реформирования ЖКХ.

Рассмотрим некоторые  из инструментов реализации реформы  ЖКХ на примере г. Астрахани, где также ведется активная деятельность в этом направлении. Правительством Астраханской области была принята отраслевая целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020»1. Программой сформулированы основные мероприятия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ; проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области; обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создание ТСЖ и управляющих компаний; реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета; организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ; разработка нормативных правовых актов.

Аналогичный по направленности и сути документ – решение совета муниципального образования «Город Астрахань» «О концепции реформирования жилищной сферы и создания эффективного управления и обслуживания жилищного фонда города Астрахани».2 Основными целями муниципальной «Концепции» были заявлены улучшение состояния жилищного фонда города, улучшение качества жилищных услуг, предоставляемых населению; основными мероприятиями стали: создание управляющих компаний на базе городских МУПов с использованием имущества и мощностей ЖЭКов; инвентаризация жилищного фонда и принятие муниципального жилищного фонда в казну города; паспортизация жилищного фонда; разработка и реализация Программ по содержанию и обслуживанию ветхого и аварийного жилищного фонда по районам города и по содержанию и ремонту общежитий города Астрахани; обеспечение условий для перехода к профессиональному управлению жилищным фондом на конкурсной основе; привлечение жителей города к управлению многоквартирными домами; совершенствование тарифной и ценовой политики.

За прошедший период можно  подвести некоторые итоги реализации реформы в Астрахани. Образовался рынок управляющих компаний, в условиях конкуренции предлагающих услуги по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; постепенно возрастает количество товариществ собственников жилья, образованных по инициативе самих жильцов, а не по указанию сверху; ресурсоснабжающие предприятия коммунальной сферы переходят в частную форму собственности и стараются повысить эффективность своей деятельности; реализуются региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

В настоящее время из общего числа многоквартирных домов (7210 шт.) 4520 домов (62,7%) выбрало способ управления общим имуществом через управляющую компанию, 1513 домов (20,99%) – через ТСЖ, 685 домов (9,5 %) – непосредственное управление, 20 домов (0,27 %) – жилищный кооператив и иные специализированные потребительские кооперативы, 472 дома (6,54 %) не выбрали и (или) не реализовали способ управления.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении» было принято  Постановление Правительства Астраханской области от 15 июля 2010 г. №300-П «О комплексной  целевой программе «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года".

Утвержденная Программа  направлена на обеспечение ускорения  перевода экономики на энергосберегающий  путь развития и снижение энергоемкости  валового регионального продукта г. Астрахани, а также повышение ее энергетической безопасности. Программой определены ее основные цели и задачи, сроки, этапы и механизм ее реализации, ресурсное обеспечение, система программных мероприятий. Общий объем финансирования Программы запланирован в сумме 7 893 738.49 тыс. рублей. Энергетический потенциал г. Астрахани как по тепловой, так и по электрической энергии составляет порядка 25-30 %. Его реальное выявление и реализация возможны только вследствие полномасштабных мер по всем основным направлениям. В случае успешной реализации Программы к 2020 году ожидается снижение энергоемкости валового регионального продукта г. Астрахани на 40 %, что подразумевает значительную экономию энергетических ресурсов, а значит, и финансовых средств на всех уровнях жилищно-коммунального комплекса.

На территории региона  приняты и действуют также  другие нормативные правовые акты, направленные на оздоровление ситуации в ЖКХ, а именно: Закон Астраханской области от 05.06.2006 N 14/2006-ОЗ "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", Закон Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", Закон Астраханской области от 04.09.2007 N 49/2007-ОЗ "Об административных правонарушениях", Закон Астраханской области от 18.12.2008 N 79/2008-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"и др.

Каждый из вышеперечисленных  законов направлен на регулирование  сферы ЖКХ, улучшения качества услуг  ЖКХ  и жилищных условий в целом, установление ответственности за нарушение правил и норм в сфере ЖКХ и др.

Очевидно, что состояние  и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют  новых подходов к реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с  благосостоянием населения, удовлетворением  его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей сейчас является достижение равновесия между интересами государства (муниципального образования) и гражданина, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели – повышение качества жизни людей. Но одной общей приоритетной целью, объединяющей всех участников отношений в жилищно-коммунальном комплексе и достижение которой отвечает интересам всех, является скорейший вывод отрасли из кризисного состояния и дальнейшее ее поступательное развитие и модернизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Жилищная политика  муниципального образования

3.1. Содержание  жилищной политики

Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема является одной из основных социальных проблем. Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.

Муниципальная  жилищная  политика  представляет  собой  совокупность систематически  принимаемых  решений  и  мероприятий  по  реализации  государственной жилищной  политики  с  целью  удовлетворения  потребностей  населения  в  жилье.  Ее реализация  является  одной  из  главных  задач муниципальных  органов  власти. В  каждом муниципальном  образовании  должны  быть  установлены  нормативы  жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия. На  органы  местного  самоуправления городских  и  сельских  поселений  и  городских  округов  в  сфере жилищной  политики  возложены две главные задачи:

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации