Сервитуты и иные ограничения прав землепользователей в земельном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Целью исследования является научно - теоретический анализ вещных прав ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом способов приобретения, применения соответствующего законодательства, разработка теоретических положений и рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование регулирования сервитутов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие сервитут;
2) дать его классификацию;
3) рассмотреть основные виды сервитутов;
4) выявить и проанализировать правовые проблемы, существующие в науке применительно к формированию института сервитута.

Содержание работы

Введение 3
1 Сервитут как предмет гражданско - правового регулирования 5
1.1 Понятие и правовая природа сервитутов 5
1.2 Общая классификация сервитутов 8
2 Правовое регулирование отдельных видов сервитутов 11
2.1 Частный и публичный сервитут 11
2.2 Правовые проблемы и пути решения регулирования сервитутных прав 15
Заключение 19
Библиографический список

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 47.81 Кб (Скачать файл)

         Развитие законодательства о публичных сервитутах вызвано признанием частной собственности на недвижимое имущество и столкновением интересов собственников и государства по поводу использования имущества. Существуют также исторические, социальные и другие предпосылки, которые привели к закреплению этого института в нормах права.

        Совершенствование законодательства о публичных сервитутах предполагает решение вопроса о месте данного института в системе права, его природе, содержании, порядке и условиях введения и прекращения.

        Современное российское законодательство о публичных сервитутах представлено отдельными нормами в Федеральных законах, актах субъектов РФ и муниципальных образованиях. Единый Федеральный закон о сервитутах отсутствует (в октябре 2002 года в Государственную Думу вносили проект Федерального закона «О сервитутах», но он был отклонен. В настоящее время нормы о публичных сервитутах можно найти в Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.

        Нормотворчество субъектов федерации в этой области допустимо, так как в совместном ведении РФ и ее субъектов, в частности, находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и др. (подп. «в», «д», «к» п.1 ст.72 Конституции РФ).

       Существует 2 точки зрения на природу публичного сервитута. Некоторые ученые понимают сервитута как особое вещное право, при этом природа данного права ими не определяется либо указывается, что публичные сервитуты не относятся к сфере регулирования гражданского законодательства. Другие авторы характеризуют его лишь как ограничение права собственности, указывая в качестве аргументов на то, что возникновение отношений происходит в силу закона и в результате обеспечиваются «публичные нужды всех лиц».

       Право ограниченного пользования чужим имуществом может быть 2 видов: публичный и частный сервитут. Оба являются вторичными вещными правами, также их объединяют общие содержание и объект. В случае перехода права собственности на объект, обремененный сервитутом, последний сохраняет силу. Владелец сервитута пользуется абсолютным характером защиты от посягательств любых третьих лиц.

        По объекту можно выделить: публичные земельные, градосроительные, лесные, водные сервитуты, сервитуты приватизируемого государственного и муниципального имущества.

       По сроку действия различают срочные и постоянные сервитуты. Публичные земельные сервитуты могут устанавливаться на срок или быть бессрочными. Публичные лесные и водные сервитуты являются постоянными. Градостроительный кодекс не предусматривает срок действия публичного сервитута. В Земельной кодексе установлен исчерпывающий перечень публичного земельного сервитута по содержанию (перечень частных сервитутов не ограничен).

       В соответствии с п. 3 ст.23 Земельного кодекса РФ публичные сервитуты устанавливаются для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок и др.

       И частные, и публичные сервитуты могут быть возмездными и безвозмездными. Если системно комментировать нормы ГК РФ и ЗК РФ, то можно сделать вывод о том, что публичные сервитуты осуществляются безвозмездно. И лишь когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших такой сервитут, соразмерную плату.

         В отличие от римских источников и российского дореволюционного законодательства п.1 ст. 274 ГК РФ перечисляет лишь несколько примерных разновидностей сервитутов, способных относиться к категории публичных и частных сервитутов, отмечает, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, а также для других нужд, которые не могут быть реализованы без установления сервитута.

      Частный сервитут устанавливается на основе договора.4 Договор как способ установления сервитутов предусмотрен п.3 ст. 274 ГК РФ, ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ, п.1 ст.27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В п.1 ст.23 Земельного кодекса РФ говорится о том, что частный земельный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

      Сервитутным договором устанавливаются вид сервитута, права и обязанности сторон, объем полномочий или пределы осуществления права пользования, основания изменения и прекращения сервитута, ответственность сторон на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения этого соглашения.

       К существенным условиям такого договора относятся условия о его предмете и цене. Предмет соглашения - предоставление сервитуарию права ограниченного пользования чужим земельным участком или иной недвижимостью.

       Как уже отмечалось, сервитутное право имеет возмездный характер. Пункт 5 ст.274 ГК РФ определяет, что собственник участка, обремененного сервитутом вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлении сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

          И частные, и публичные сервитуты могут быть срочными и постоянными (п.4 ст.23 ЗК РФ). Непостоянный сервитут означает возможность ограниченного, не постоянного пользования чужим земельным участком. Возможность установления сервитута на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена в отношении частных лесных сервитутов (ст.21 Лесного кодекса РФ). Такой способ возникновения сервитута базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав и посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом.

         Во время реализации своих сервитутных прав сервитуарий вправе осуществлять судебную защиту своих нарушенных прав с помощью материальных и процессуальных способов защиты, предусмотренных законом.

        При характеристике оснований прекращения частного сервитута ст.48 Земельного кодекса РФ ссылается на основания, предусмотренные гражданским законодательством. Согласно ст.276 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу. В результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Сервитут прекращается по истечении срока действия сервитута (если он имел срочный характер), в случае гибели земельного участка, обремененного сервитутом либо в пользу которого установлен сервитут, а также в результате совпадения сервитутодателя и сервитуария в одном лице (ст.413 ГК). Публичный сервитут может быть прекращен путем выкупа обремененного земельного участка, а также вследствие устранения общественных нужд, для которого он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

2.2 Правовые проблемы и  пути решения регулирования сервитутных прав

       Что можно поставить в заслугу российскому законодателю, имея в виду содержательную сторону правовых норм, посвященных сервитутам?5

       Во-первых, законодательно закреплено определение сервитута. В ст. 274 ГК земельный сервитут трактуется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника.

      Во-вторых, законодатель постарался предусмотреть конкретные виды сервитутов. В Гражданском Кодексе в качестве таковых названо право прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий злектропередачи, связи и трубопроводов, а также право пользования источником воды для обеспечения водоснабжения.

       В-третьих, заслугой российского законодателя можно считать введение судебного решения как основания возникновения сервитутов. О судебном решении упоминает п.3 ст.274 ГК, ч.2 ст.8 Федерального закона " О ТСЖ". Эту новеллу российского закона следует считать достижением гражданско-правового регулирования, поскольку ни римское частное право, ни дореволюционное гражданское право России не знали принудительного судебного порядка создания сервитутных прав.

       В-четвертых, важной особенностью современного российского подхода к регулированию сервитутных отношений является установление законодателем их возмездного характера. Согласно п.5 ст.274 ГК, собственник участка, обремененный сервитутом, вправе потребовать от лиц, в интересах которого установлен сервитут вносить соразмерную плату за пользование участком. Возмездность сервитутных отношений - это та специфическая новелла, которая свидетельствует о самостоятельности российского законодательства в подходах к нормативному регулированию сервитутов.

       Пятой чертой, характеризующей отечественное законодательство о сервитутах можно назвать признаваемую им возможность соединения сервитутов с иными вещными правами, а не только с правом собственности.   Так, сервитуарием, т.е. лицом, в пользу которого устанавливается сервитут в соответствии с ГК может быть не только собственник, но и лицо, которому господствующий земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. А лицом, обременяемым сервитутом, может только собственник земельного участка или иной недвижимости, но не субъект иного вещного права.

      При всех отмеченных достижениях законодательного регулирования сервитутов в России оно страдает и существенными недостатками, и один из них видится в отсутствии объединяющего подхода. Законодательству не хватает системности, общих положений, единого механизма. Создать такой механизм, видимо, должен был Гражданский кодекс. Содержащиеся в нем гражданско-правовые нормы при всей их принципиальной значимости оказалось достаточно поверхностно и явно недостаточно для эффективного регулирования сервитутов как особой группы вещных прав. Следствие этого - многочисленные противоречия в решении конкретных вопросов сервитутного права различных нормативно-правовых актов. Коллизии имеются в самых разных аспектах - начиная с определения сервитутов и заканчивая основаниями его возникновения и прекращения. Свидетельством фактического отсутствия эффективного гражданско-правового регулирования является и современная судебная практика. Анализ ее показывает, что судьи не применяют законодательство о сервитутах.

          Второй недостаток законодательного регулирования сервитутов в России, тесно связанный с первым, состоит в отсутствии четкого единообразия определения сервитутов.

         Третий отрицательный момент в законодательном регулировании связан с «растаскиванием» отдельных видов сервитутов по различным нормативным актам, что вносит неопределенность в их общую систему.           

          Водный кодекс повторяет положения Гражданского кодекса о сервитутах пользования источником воды, земельный кодекс - о сервитутах пользования земельными участками. В результате нарушается единая структура возможных сервитутов.

          Четвертая негативная характеристика касается отсутствия в ГК перечня оснований возникновения сервитутов. Тексты ст.274-276 ГК приводят к выводу о том, что главным основанием сервитутов является договор, а дополняет его судебное решение в случае разногласия собственников. В действительности же оснований возникновения сервитутов больше. Среди них акты государственных органов и органов местного самоуправления (ч.2 ст.21 Лесного кодекса), завещательный отказ.

         В настоящее время для договора об установлении сервитутов предусматривается простая письменная форма и обязательная государственная регистрация. Надо подчеркнуть, что в п.3 ст.274 ГК нет специального указания об обязательной письменной форме этого договора - данный вывод можно сделать, исходя из общих положений ГК о форме договора. Представляется, что ГК должен предусматривать специальные правила о форме договора об установлении сервитута. Таким специальным правилом может быть установленная законом обязательная нотариальная форма.

           Пятый недостаток современного регулирования сервитутов заключается в неполноте нормативного регулирования оснований их прекращения. Законодатель назвал два мотива, по которым собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может требовать его прекращения. Первым является отпадение оснований установления сервитута, вторым - невозможность для собственника участка, обремененного сервитутом, использовать его в соответствии с назначением.

           Название статьи «Прекращение сервитутов» обязывает законодателя упомянуть все возможные основания для прекращения этого вида вещных прав. Преследуя такую цель, на первое место можно было поставить гибель служебной земли или иной недвижимости. Второе место заняло бы основание в виде слияния в одном лице собственников господствующих и служебных участков. На третьем месте оказался бы односторонний отказ сервитуария от своих прав. Наконец, еще одним основанием стало бы расторжение договора об установлении сервитута.

         Шестой аспект, на который должен обратить внимание законодатель - это роль закона в деле устройства так называемых добрососедских отношений собственников недвижимости. В настоящее время, подобных норм-запретов, с помощью которых устанавливаются некоторые ограничения собственных прав в интересах других собственников для полноценного осуществления права явно недостаточно.

         Предоставляется правильным пополнить Гражданский и Земельный кодекс РФ дополнительным перечнем частных сервитутов, включающих в себя право пастьбы скота на чужом земельном участке, право сенокоса на соседнем участке, право заготовки дров в лесу, находящемся на земле соседа и др.6

         Подводя итог, важно отметить, что у сервитутного права большое будущее, обеспечить которое может и должно гражданское законодательство, посвященное данному виду ограниченных вещных прав.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В ходе исследования было установлено, что объектом сервитута как вещного права выступает любое недвижимое имущество.

Информация о работе Сервитуты и иные ограничения прав землепользователей в земельном праве