Принципы земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:19, реферат

Описание работы

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих обще нормативное значение.
Принципы земельного права содержатся:
- Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю;
- в декларациях нормативно-правовых актов - провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле;

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 23.02 Кб (Скачать файл)

1. Принципы земельного права

 

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции  РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих обще нормативное значение.

Принципы земельного права содержатся:

-  Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю;

- в декларациях нормативно-правовых актов - провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле;

- в конкретных нормах земельного права. Земельный кодекс РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.;

- в текстуальном смысле действующего законодательства - нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов.

Принципы земельного права характеризуются  следующими признаками:

- они являются руководящим началом  в нормативно-правовом регулировании  земельных отношений, им не  могут противоречить «рядовые»  нормы земельного права;

- система принципов земельного  права является схемой земельного  права; земельный законодательство право конституция

- иерархичность - одни принципы  занимают вышестоящее положение  по отношению к остальным (принцип  обеспечения благоприятной окружающей  среды является главенствующим  по отношению к принципу рационального  использования земель);

- система принципов динамична:  по мере развития правовой  системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

Принципы земельного права как  отрасли права представляют собой  «микросхему» данной отрасли, отражают систему земельного права. В силу этого принципы земельного права  можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части  земельного права и принципы его  Особенной части.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства; юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть, применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Принципы, присущие Общей части  земельного права:

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Согласно  нему регулирование отношений по использованию и охране земли  осуществляется исходя из представлений  о земле как о природном  объекте, охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве  и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Конституция Российской Федерации придает земле  и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского  общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и  охраны земель, учитывают ее особенности  как природного объекта, составной  части природы, природного ресурса.

Предусматривая  общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности  по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие  статьи таким образом, чтобы в  их содержании присутствовали нормы  о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований, чтобы использование  земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, чтобы проводились  целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта.

Если  данный принцип ставит условие, чтобы  при правовом регулировании земельных  отношений земля рассматривалась  как недвижимое имущество, то из этого  не следует, что все правовые нормы  российского законодательства о  недвижимом имуществе обязательны  и для регулирования земельных  отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, и в частности  Гражданского кодекса, о недвижимом имуществе могут применяться  к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать  и по вопросу объекта права  собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что:

- земля - основа жизни и деятельности  народов, проживающих на соответствующей  территории;

- каждый житель России является  «собственником» этого природного  дара;

- приобретение земельных участков  в собственность осуществляется  лишь в порядке, предусмотренном  законом;

- в интересах охраны здоровья  человека устанавливается право  каждого гражданина Российской  Федерации на благоприятную окружающую  среду;

- не допускается отказ в предоставлении  в собственность гражданам и  юридическим лицам земельных  участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности,  для строительства;

- участие граждан и общественных  организаций (объединений) в решении  вопросов, касающихся их прав  на землю, означающее, что граждане  Российской Федерации, общественные  организации (объединения) имеют  право принимать участие в  подготовке решений, реализация  которых может оказать воздействие  на состояние земель при их  использовании и охране, а органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, субъекты  хозяйственной и иной деятельности  обязаны обеспечить возможность  такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

3. Целевое использования земель. Целевое назначение земель – установленный законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Целевое назначение и правовой режим  основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов  РФ и отражаются в градостроительной  и землеустроительной документации.

Принцип целевого использования земель выражается в том, что:

- земли России подразделяются  на семь категорий по их  целевому назначению;

- внутри категорий земель происходит  подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения  подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др.; земли поселений  — на земли застройки, общего  пользования, сельскохозяйственного  использования и т.п., земли природоохранного  назначения включают в себя  земли заказников, земли лесов,  выполняющих защитные функции,  и т.п.;

- земельная территория, ее организация  обязательны для собственников  земли, землевладельцев, землепользователей  и арендаторов;

- устанавливаются дополнительные  правила, возникающие из соседства  режимов землепользователей. Законом  устанавливаются разные сервитута,  а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима.

Категория земель указывается:

- в постановлениях органов исполнительной  власти и решениях органов  местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или  об установлении особых правовых  режимов использования земель  особо охраняемых территорий  и земель иного назначения;

- свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю;

- документах государственного земельного кадастра;

- документах государственной регистрации.

Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30—32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным  федеральным законом.

4. Устойчивость прав на землю. Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ.

Гарантии стабильности прав на землю  выражаются в следующем:

- гражданам гарантируется право  на получение земельных участков  и на судебное обжалование  отказа в предоставлении этих  участков;

- в законе дан исчерпывающий  перечень оснований изъятия земельных  участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора;

- свобода хозяйственной деятельности  гарантируется определенным перечнем  прав и обязанностей по хозяйственной  эксплуатации земель, закреплением  положений о недопустимости вмешательства  государства и его органов  в деятельность предприятия без  законных оснований, под страхом  возмещения убытков, причиненных  таким вмешательством.

5. Равенство всех форм земельной собственности и хозяйственной эксплуатации угодий выражается:

а) в отсутствии господства каких-либо форм собственности или хозяйствования над другими.

В Конституции РФ и федеральном  законодательстве установлено разграничение  государственной собственности  на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов  РФ и собственность муниципальных  образований.

б) в выравнивании способов хозяйственной  эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих  ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости  от качества угодий.

6. Платное использование земель, как обязательное условие их эффективной эксплуатации.

Формами платы являются: земельный  налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и  нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых  взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная  цена земли устанавливается для  обеспечения экономического регулирования  отношений при передаче земли  в собственность гражданам, определении  общей долевой собственности  на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского  кредита под залог земельного участка и в других случаях.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 65 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от нее.

Оценка земельных ресурсов — определение кадастровой стоимости земельных участков на рентной основе с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков в соответствии с зонированием и районированием земель.

Введение единого налога на недвижимость власти обосновывают тем, что это  будет способствовать развитию рынка  недвижимости и особенно земельного рынка, более эффективному использованию  как зданий и помещений, так и  земельных участков. Поэтому во всем мире этот налог считается наиболее собираемым и одним из самых стабильных.

Особенностью принципа платности  использования земель является то, что платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране и повышению плодородия земель, ведение  государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, территориального планирования и государственного контроля за использованием и охраной земель.

Постановлением Правительства  РФ установлена нормативная цена земли. Она не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные  участки соответствующего целевого назначения.

Информация о работе Принципы земельного права