Принципы земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи земельного права как элементы основных начал правового регулирования земельных отношений обеспечивают формирование принципов земельного права. В свою очередь нормы-принципы земельного права как специализированные правовые нормы выступают носителями целей и задач земельного права необходимыми правовыми средствами их достижения и решения.

Содержание работы

Введение…………………………………..…………………………………..…….3
Общая характеристика принципов земельного права……………………….4
Основные принципы земельного права…………………………………...……7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат по пр.основам.docx

— 34.22 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание:

Введение…………………………………..…………………………………..…….3

Общая характеристика принципов  земельного права……………………….4

Основные принципы земельного права…………………………………...……7

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………16

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Введение 
 
           Поскольку на правовых принципах создаются и реализуются нормы определенной отрасли права,рассмотрение данного вопроса тесно связано с такими смежными проблемами как предмет земельного права, тип правового регулирования земельных отношений, место земельного прав в системе российского права, система земельного права, её особенности, связанные с федеративным устройством РФ. 
          В настоящее время формируется практика применения положений федеральных законов о земле, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Не всегда судам легко найти правильный выход в разрешении дела при наличии коллизий правовых норм, пробелов в правовом регулировании земельных отношений, определить точное значение правовой нормы. 
Именно поэтому актуально исследование принципов земельного права, прежде всего, с точки зрения их практического значения, которое проявляется при правотворчестве, при реализации права, его толковании и при систематизации законодательства. 
Цели   и задачи земельного права как элементы основных начал правового регулирования земельных отношений обеспечивают формирование принципов земельного права. В свою очередь нормы-принципы земельного права как специализированные правовые нормы выступают носителями целей и   задач   земельного   права   необходимыми   правовыми   средствами   их достижения и решения. 
 

                   

                  Общая характеристика принципов земельного права

 
                  Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». 
Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции России, детализируются и конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение. 
В статье 1 ЗК РФ сформулированы принципы земельного законодательства. 
        Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли.  Системность принципов отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные) и на отраслевые. 
                К общеправовым принципам относятся признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, обязанность как государства (ст. 2 Конституции России), принцип юридического равенства граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле), принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению землей прав граждан и объединений, принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, т. е применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения и др. 
      Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, предопределены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика и породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к общей части земельного права, и принципы, относящиеся к особой части. В основу такого деления положены уникальные свойства, присущие этому специфическому объекту. 
        Принципы земельного права содержатся: 
а) в Конституции России, где сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства (ст. 2, 7, 8, 10- 12,15 посвящены земельным отношениям). 
В Конституции закреплено и гарантировано право граждан и объединений иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 36). В случае отказа предоставлении земельного участка гражданин может обратиться в суд за защитой своего права. 
В части 4 ст. 29 и статье 42 закреплено права граждан на информацию о всевозрастающей роли демократического общественного контроля в сфере земельного права; 
б) в нормативных правовых актах. Так, в земельном законодательстве был провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле (см. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»); 
в) в конкретных нормах земельного права. Так, земельный кодекс закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, обеспечивает принцип целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.; 
г) в текстуальном смысле действующего законодательства. Например, анализируя нормы Земельного кодекса о землеустройстве, можно прийти к выводу о наличии приоритета экологических интересов общества над экономическими, поскольку создание экологической благоприятной среды и улучшение природных ландшафтов подчинены задачи землеустройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Основные принципы земельного права

 
Принципы отрасли права — это  основополагающие начала, которыми руководствуются  участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном  законе — Земельном кодексе Российской Федерации. 
 
Статья 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основные принципы. 
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 
 
3.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. 
Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими; 
 
4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.  
      Земельный кодекс предоставляет право гражданам и общественным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие. Этот принцип, по сути, воспроизводит положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст. 17и27); 
 
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 
 
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий. 
Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». 
7. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 
Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то лишь на основании закона. Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю; 
 
8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 
 
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 
 
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 
 
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. 
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. 
        Статья 36 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный кодекс в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан: при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны- удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. 60—63). 
И наконец, устанавливается принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства при регулировании земельных отношений. Суть этого разграничения состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться. 
Таковы основные принципы земельного права, названные в ст. 1 Земельного кодекса, и их авторское (доктринальное) толкование. Но перечень этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1. Сравнительный анализ содержания других статей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов земельного права, так 1 СЗ РФ. 2001. №27. Ст. 1051. 
 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

                                               Заключение 
 
             Принципы   земельного   права   формируются   из   основных   начал земельного права, в том числе, из целей и задач земельного права, типа правового регулирования земельных отношений, а также из доктринальных выводов юридической науки. Кроме того, принципы земельного права формируются из положений федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, закрепляющих принципы федеральной земельной политики, земельной реформы, принципы отдельных видов деятельности в сфере природопользования, в результате правотворчества на федеральном, субъектов Российской Федерации и муниципальном уровнях, при систематизации законодательства, в результате правоприменительной деятельности и при толковании норм земельного права. Соотношение принципов земельного права с принципами земельной политики, в том числе, с принципами земельной реформы, заключается в том, что принципы земельной политики как политические нормы могут служить для формирования принципов земельного права, а также стать юридическими нормами в виде юридических дозволений, запретов и предписаний и нормами-принципами земельного права, если они будут закреплены в нормативном правовом акте, а нормы-принципы - в ФЗ 
Закрепление принципов     земельного     права,     являющихся     составной     частью     основ федеральной политики, находится в ведении Российской Федерации. Основой взаимосвязи принципов земельного права с принципами иных отраслей права являются общие принципы права и конституционные принципы,   составляющие   конституционные   основы   земельного   права. Принципы земельного права взаимосвязаны с принципами иных отраслей права также через межотраслевые принципы. В заключении сделан вывод, что принципы права выступают одним из элементов основных начал правового регулирования общественных отношений. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованной литературы:

1.Б. В. Ерофеев Земельное  право России. М.: Эксмо, 2009. 
2. Боголюбов С. А. Экологическое право. М: Норма, 2004. 
3. Земельное право. / Под ред. проф. С. А. Боголюбова. М.: Норма, 2000. 
4. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М., 2004.


Информация о работе Принципы земельного права