Понятие, содержание и основные признаки права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Важным моментом в развитии института права собственности на землю стало юридическое признание земли недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» подтверждает такую трансформацию, установив, что отныне все сделки с земельными участками регулируются гражданским законодательством.

Файлы: 1 файл

Право собственности на землю..docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

   Ограничиваются  в обороте находящиеся в государственной  или муниципальной собственности следующие земельные участки (п. 5 ст. 27 ЗК РФ):

* в пределах особо охраняемых природных территорий, которые не были указаны выше;

* в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

* занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

* занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

* предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

* в границах закрытых административно-территориальных образований;

* предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

* предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры;

* расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

* предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

* загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Перечень земельных  участков, не подлежащих приватизации, установлен также Федеральным законом  от 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п. 8 ст. 28). В соответствии с ним, не могут  быть приватизированы, а значит и выступать объектом права частной собственности на землю, земельные участки в составе земель:

* сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

* зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

* водоохранного и санитарно-защитного назначения;

* общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);

* транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;

* не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Нельзя считать  объектом права частной собственности  на землю такие участки, которые  перешли в собственность незаконным  путем, поскольку сделка, совершенная  с нарушением закона, подлежит расторжению с возвращением сторон данной сделки в первоначальное положение (ст. 168 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  № 6.

Понятие и виды приватизации земель.

 

Ответ № 6.

Приватизация земельных  участков — это передача из государственной  и муниципальной собственности  в собственность граждан и  юридических лиц земельных участков, находящихся у них на праве  постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и  аренды.

Объектами приватизации могут быть земельные участки  и части земельных участков.

В законодательстве предусмотрены три различные  процедуры приватизации земель:

1) приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

2) приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

3) приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

   Бесплатная  передача земельных участков  в собственность граждан и  юридических лиц производится  в пределах норм, установленных  субъектами РФ, а сверх норм  выкупается по договорной цене  либо остается в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом  владении или аренде. Уменьшение  размеров земельных участков, ранее  предоставленных гражданам в  установленном порядке, запрещается.

   Земельный  участок может быть приватизирован  только собственником (собственниками  в долях) строения, сооружения, находящегося  на этом участке. Территориальные  границы приватизируемого участка  должны корректироваться таким  образом, чтобы максимально исключить  необходимость установления сервитутов.

   Для приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить: договор, судебное решение, постановление правомочного органа власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, если участок застроен; постановление уполномоченного органа власти об отводе земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; чертежи (планы) земельного участка и др.

 

Земельный кодекс содержит запись о том (п. 1 ст. 81), что земельные  участки гражданам, изъявившим желание  вести крестьянское (фермерское) хозяйство, предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Однако к настоящему времени именно статьи о порядке предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам признаны недействующими Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Общий смысл отмененных статей состоял в том, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское хозяйство и не являющимся членами сельскохозяйственных организаций, предоставляются земельные участки из фонда перераспределения сельскохозяйственных земель в пределах установленных норм бесплатно. При этом согласно ныне действующей ст. 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин России, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

Указанный Закон  также определяет порядок получения земель для ведения крестьянского хозяйства гражданами — членами колхозов и работниками совхозов при реорганизации этих хозяйств. В настоящее время процесс реорганизации повсеместно завершен, участники сельскохозяйственных организаций получили право собственности на земельные доли и могут получить земельный участок для создания крестьянских хозяйств в счет этих долей.

Земельные участки  для крестьянского хозяйства  в счет земельной доли могут быть выделены в том случае, если они  не внесены в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации. Действующее законодательство об акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью и товариществах  разного вида не предусматривает  возможности получения имущества, в том числе земли, при выходе из состава участников этих коммерческих организаций. В сельскохозяйственных кооперативах согласно Закону о сельскохозяйственной кооперации уставом может быть предусмотрен вариант возврата участков, внесенных  в качестве пая при вступлении в кооператив. Наконец, как уже  отмечалось в предыдущем параграфе, в целом ряде хозяйств (учебных, опытных, узкоспециализированных) запрещен выдел  земельных долей — в этом случае выдается денежная компенсация, на которую  можно приобрести другой земельный участок, либо участок для создания крестьянского хозяйства выдается из фонда перераспределения.

Согласно ст. 257 Гражданского кодекса РФ предоставленный крестьянскому хозяйству или приобретенный им земельный участок находится в совместной собственности членов крестьянского хозяйства. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства земельный участок разделу не подлежит; вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности (доли членов крестьянского хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства при­знаются равными, если соглашением между ними не установлено иное).

Порядок наследования земельного участка крестьянского  хозяйства установлен ст. 1179 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения — судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

В случае, когда  после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство  прекращается, в том числе в  связи с тем, что наследодатель  был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу  между наследниками.

При этом принадлежавшие наследодателю на праве собственности  земельный участок или право  пожизненного наследуемого владения им входит в состав наследства и наследуется  на общих основаниях, установленных  Гражданским кодексом. Раздел земельного участка, принадлежащего наследникам  на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения (ст. 1182 ГК РФ).

 

Занятие граждан  садоводством, животноводством и  огородничеством в Российской Федерации осуществлялось в основном в коллективных формах: прежде это были садоводческие товарищества и дачные кооперативы, сейчас законодательством предусмотрены несколько форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ.

Это могут быть садоводческие, огороднические или дачные: некоммер­ческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве — находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица. Отличаются и обязательственные отношения членов указанных некоммерческих объединений по отношению к объединению. Члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ и некоммерческих партнерств не отвечают по их обязательствам, товарищества и партнерства не отвечают по обязательствам своих членов. Члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесе­ния дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответствен­ность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части Дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

Упоминавшийся выше Федеральный закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям.

Размер садового, огородного или дачного земельного участка устанавливается законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для  ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит  на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в  земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получал бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

Информация о работе Понятие, содержание и основные признаки права собственности на землю