Понятие и правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, возникающие по поводу использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. Предметом исследования в данной работе выступают Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле и иные нормативные правовые акты. Цель работы – дать понятие земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, рассмотреть правовой режим данных земель.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
Категории земель…………………………………………………………..4
Понятие земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, размеры и порядок использования………………………………………………………….…..5
Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения……………………….…..….6
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЗП.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет  «МИТСО»

 

Кафедра адвокатуры

 

Самостоятельная управляемая  работа студента №1

По дисциплине: «Земельное право»

На тему: «Понятие и правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 1131 АиН

Юридического факультета

Микьянец О.С.

Проверила:

Гладкая Е.Н.

 

 

Минск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

  1. Категории земель…………………………………………………………..4
  2. Понятие земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, размеры и порядок использования………………………………………………………….…..5
  3. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения……………………….…..….6

Заключение……………………………………………………………………...11

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире земля не утратила огромной экономической роли. Значение земельных отношений постоянно возрастает. Земельные отношения охватывают огромную сферу общественных отношений по поводу использования, охраны земли и связанных с нею объектов природного и искусственного происхождения.

Если говорить о функциональном значении земли, то оно отражается в  праве посредством деления всех земель на соответствующие категории  в зависимости от их целевого назначения: земли промышленности, транспорта и  т.д.

Тема является актуальной, так как современное законодательство, определяющее правовой режим объектов, признанных недвижимым имуществом, развивается в направлении комплексного регулирования общественных отношений, складывающихся по их поводу.

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, возникающие по поводу использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Предметом исследования в данной работе выступают Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле и иные нормативные правовые акты.

Цель работы – дать понятие земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, рассмотреть правовой режим данных земель.

 

 

 

  1. Категории земель

Согласно ст.6 Кодекса Республики Беларусь о земле все земли в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности в Республике Беларусь подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса [1].

Категория земель – земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.

Отнесение земель к определенным видам  осуществляется в соответствии с  природно-историческими признаками, состоянием и характером использования  земель, которые устанавливаются  на местности в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования в процессе проведения геодезических  и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель.

В целях уточнения данных, полученных при обследовании земель на местности, могут использоваться дополнительные сведения, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной документации, документации по проведению мелиоративных, культуртехнических работ и иной документации.

Решения об отнесении земель к определенным видам принимаются районными, Минским  городским и городскими (городов  областного подчинения) исполнительными  комитетами на основании документов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами [2].

Объединения разнообразных по составу  и правовому режиму земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны  и иного назначения в единую категорию  было произведено в Общих началах  землепользования и землеустройства  СССР 1928 года, где они именовались  землями специального назначения. В  более позднем законодательстве они назывались землями несельскохозяйственного назначения [4, с.320].

    1. Понятие земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, размеры и порядок использования

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов [1].

Размеры земельных участков, предоставленных  для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными  в установленном порядке государственными нормами и градостроительной  документацией, а отвод земельных  участков осуществляется с учетом очередности  их освоения.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного  назначения, а также установления зон с особыми условиями пользования (охранные, санитарные, защитные и другие зоны) определяется законодательством  Республики Беларусь.

С экономической точки зрения данные земли используются как базис, основа разнообразной деятельности и предназначены  для различных целей [4, с.322].

    1. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Правовой режим этих земель характеризуется  рядом общих черт и особенностей:

Для правового регулирования состава данных земель характерны две тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга данных территорий. Земельный кодекс России относит к их числу, кроме того, земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики. [4, с.325]

Вторая тенденция состоит в  том, что из состава земель данной категории исключены некоторые  земли. Это земли курортов, заповедников. Они образуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения.

Правовой режим указанных земель характеризуется специальной целью  их использования, определяется их ролью  и значением в хозяйственной жизни страны. Эта цель является важным разграничением данных земель от земель других категорий [5, с.134].

Данные земли в советском  законодательстве именовались землями  специального несельскохозяйственного  назначения. Как отмечалось в юридической литературе, общее целевое назначение этих земель выражается в создании условий для размещения и эксплуатации на этих землях различных объектов несельскохозяйственного назначения.

Эти земли служат пространственным базисом для размещения несельскохозяйственных объектов (принадлежащих юридическим  и физическим лицам), которые предназначены  и используются для специальных  видов деятельности, осуществляемых данными юридическими лицами. В настоящее время эту категорию образуют земли, используемые в различных отраслях экономики для размещения соответствующих объектов. Их состав фактически определяют структура экономики и виды хозяйственной деятельности.

Исключение среди названных  в Кодексе о земле составляют земли для нужд обороны. Включение их в данную категорию показывает, что не только экономические цели деятельности могут учитываться при формировании этой категории. Обособленные виды деятельности, для осуществления которых выделяются отдельные виды земель данной категории, определяются специальным законодательством. Земельное законодательство следует уже сложившейся структуре хозяйственной и иной деятельности. [6, с.64]

Так, Закон РБ «Об основах транспортной деятельности» выделяет территории транспортной деятельности (земельные  и водные участки, зоны воздушного пространства), в пределах которых производители  транспортных работ и услуг осуществляют транспортную деятельность.

Закон РБ «О связи» называет земли  связи, которые используются субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность в области связи.

Из Закона «Об обороне» видно, что  для размещения и содержания стационарных военных объектов и объектов оборонного сектора экономики выделяются специальные  земли.

Для промышленных, транспортных и  иных специальных нужд должны предоставляться  в первую очередь земельные участки, которые не пригодны для сельского  хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества.[4, с.330]

 Субъектами прав на земли данной категории являются в основном юридические лица. Физические лица могут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Одна из особенностей правового режима этих земель состоит в характеристике управления ими. Предоставление земель в собственность, пользование и аренду, регистрацию землепользования и ряд других распорядительных действий осуществляют органы, указанные в законодательстве Республики Беларусь. Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведению соответствующих предприятий и организаций. Множественность органов управления землями определяется их разнообразием. Но при всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны функции управления этими землями имеют ряд общих черт: на них возложено осуществление внутрихозяйственного устройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельных частей и некоторые другие.[4, с.324]

Специфичен порядок использования  таких земель. Круг прав и обязанностей субъектов по использованию данных земель определяется законодательством  Республики Беларусь.

Так как деятельность промышленных предприятий и других субъектов  прав на земельные участки данной категории не может осуществляться без воздействия на окружающую среду, законодателем на эти предприятия  и организации возложены дополнительные обязанности. Они должны предпринимать  меры охраны окружающей среды от загрязнения, озеленять территории санитарно-защитных зон, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной  деятельности.

Виды земельных  участков в рамках данных земель в  зависимости от целевого и общего хозяйственного назначения:

1. Земли промышленности – земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей промышленности, а также горнодобывающих предприятий ;

2. Земли транспорта – земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий транспорта [3, с.322]. Данное определение является неисчерпывающим, поскольку к землям транспорта относятся земельные участки, которые предоставляются не только для размещения и эксплуатации предприятий транспорта, но и для размещения различного рода дорог (автомобильных, железных и др.), полос отвода, вокзалов, мостов и иных объектов.

3. Земли связи – земельные участки, предоставленные предприятиям и организациям связи для выполнения возложенных на них задач;

4. Земли энергетики – земельные участки, предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтных электрических сетей;

5. Земли обороны – земельные участки, обслуживающие военно-оборонный комплекс;

6. Земли иного назначения – земельные участки, обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Все земли Республики Беларусь делятся на категории в зависимости от целевого назначения и имеют свой правовой режим.
  2. К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов
  3. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения служат пространственным базисом для размещения несельскохозяйственных объектов (принадлежащих юридическим и физическим лицам).
  4. Для правового регулирования состава данных земель характерны две тенденции:

Информация о работе Понятие и правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения