Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть категории и виды особо охраняемых природных территорий.
2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых природных территориях.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий
1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях
1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников
2.2 Правовой режим национальных и природных парков
2.3 Правовой режим государственных природных заказников
2.4 Правовой режим памятников природы
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Заключение
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

Зем. право.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

     - в порядке безвозмездной помощи  и благотворительных взносов.

     Штрафы, налагаемые в административном порядке  за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц  государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

     Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и т.п.

     2.2 Правовой режим национальных и природных парков

 

     Национальные  парки являются природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

     На  национальные парки возложены следующие основные задачи:

     - сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

     - сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

     - осуществление экологического мониторинга;

     - восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

     Национальные  парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации  при условии согласия субъектов  Российской Федерации на отнесение  соответствующих территорий субъектов  РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

     На  территориях национальных парков устанавливается  дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

     На  территориях национальных парков запрещена  любая деятельность, которая может  нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного  мира, культурно-историческим объектам.

     Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении  субъектов Российской Федерации. Решение  об образовании природных парков принимают органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

     Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

     Законодательством в более общем виде, чем для  других особо охраняемых природных  территорий, устанавливаются запреты  и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка.

     Создание  природных парков, связанное с  изъятием земельных участков или  водных пространств, используемых для  общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

     На  территориях природных парков запрещается  деятельность, влекущая за собой изменение  исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

     2.3 Правовой режим государственных природных заказников

 

     Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами – с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

     а) комплексным (ландшафтными) – предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;

     б) биологическими (ботаническими и  зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;

     в) палеонтологическими – для охраны ископаемых объектов;

     г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);

     д) геологическими – для сохранения неживой природы.

     Государственные природные заказники федерального значения образуются решением Правительства  РФ на основании представления органов  исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

     2.4 Правовой режим памятников природы

 

     Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

     Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей  этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

     Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

     2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических

     садов

 

     Дендрологические  парки и ботанические сады - это  природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных  коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

     На  территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается  всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

     Территории  дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:

     • экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;

       • научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;

     • административную.

     Основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:

     а) сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;

     б) проведение научно-исследовательских  работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;

     в) проведение учебно-педагогической и  научно-просветительной работы в  области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного  садоводства и ландшафтной архитектуры.

     2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и

     курортов

 

     Территория, обладающая природными лечебными ресурсами  и пригодная для организации  лечения и профилактики заболеваний, для отдыха населения называется лечебно-оздоровительной местностью.

     Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.

     Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней  курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

     Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

     Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным  местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным  законом от 23.02.95 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

     В границах курортов и лечебно-оздоровительных  местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению  природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

     В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации  лечения и профилактики заболеваний  населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

     Такие округа представляют собой особо  охраняемую природную территорию с  установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

 

      Заключение

 

     Выбор мною темы данного исследования определен  не только актуальностью проблем  правовой охраны особо охраняемых природных  территорий и объектов, а также недостаточным уровнем государственного управления и контроля за сохранением режима особо охраняемых природных территорий.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории