Особо охраняемые природные территории, как объект экотуризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса
Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе
Программы курса «занимательная геология»

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты элективного курса.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические аспекты элективного курса 5

1.1 Элективный курс  и его место в профессиональном  обучении 5

1.2 Виды элективного  курса по географии 13

1.3 Методические подходы  к проектированию программы элективного  курса 21

2. Занимательная геология 27

2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного  планирования в школе 27

2.2 Программы курса 29

2.3 Методы разработки  одного занятия «необычные минералы» 31

2.4 Индикаторы эффективных  программ 34

Заключение 37

Список использованной литературы 39

 

 

 

Введение

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии   от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в  старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач  профильного обучения. Однако можно  выделить круг задач, приоритетных для  курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные  курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций  и задач.

Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного  курса «занимательная геология.

Задачами работ является раскрытие вопросов:

  • Элективный курс и его место в профессиональном обучении
  • Виды элективного курса по географии
  • Методические подходы к проектированию программы элективного курса
  • Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе
  • Программы курса «занимательная геология»
  • Методы разработки одного занятия «необычные минералы»
  • Индикаторы эффективных программ

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты элективного курса

1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении

 

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

    • «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
    • развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
    • способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Можно условно выделить следующие  типы элективных курсов. 
I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. 
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

    • Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
    • Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
    • Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
    • Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
    • Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
    • Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
    • Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. 
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и  различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать  запросам учащихся, которые их выбирают.

При проведении элективных курсов можно использовать новые  технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это  обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью  интересов школьников. В настоящее  время имеется достаточно большое  количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования  электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.

Следует отметить, что в  Концепции профильного обучения четко обозначено:

  • Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
  • Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
  • Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих  задач:

- способствовать самоопределению  ученика и/или выбору дальнейшей  профессиональной деятельности;

-создавать положительную  мотивацию обучения на планируемом  профиле;

-познакомить учащихся  с ведущими для данного профиля  видами деятельности;

-активизировать познавательную  деятельность школьников;

-повысить информационную  и коммуникативную компетентность  учащихся.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в  том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования  выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь  возможность заранее познакомиться  с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации  в виде учебно-методических комплектов.  В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса.

Основная особенность  элективных курсов - вариативность, что  предоставляет учащемуся возможность  свободного выбора индивидуальной образовательной  траектории, способствующей профессиональному  самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.     Методологические основы построения содержания образования разработаны известными российскими учеными В.В. Краевским, В.С. Ледневым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, и др.

Следуя дидактической  теории (И.К. Журавлев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер) о том, что содержание образования  – многоуровневая конструкция, можно  рассматривать каждый уровень:

уровень общего теоретического представления, где определяются в  обобщенном виде состав (элементы), структура (связи между элементами) и функции  содержания образования, представленного  в педагогической интерпретации  социального опыта;

уровень учебного предмета;

уровень учебного материала, на котором определяются конкретные элементы состава содержания, входящие в курс обучения определенному учебному предмету.

На  теоретическом уровне содержание общего образования рассматривается по его составу, структуре, которые находятся в прямой зависимости от сущности принципов, выражающих интересы общества и интересы человека. Эти принципы выступают как направления поиска источников и являются системообразующим элементом в процессе конструирования содержания общего образования. Согласно мнению В.В. Краевского, принципы – это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде. 

В условиях вариативности  образовательного процесса на первый план выходят принципы, отражающие сущность профильного обучения: принцип  интегративности; принцип продуктивности обучения; принцип вариативности; принцип  единства содержательного и процессуального  компонента обучения.

Отбор из социального опыта  объектов, значимых для изучения, происходит на общетеоретическом уровне конструирования  содержания образования. Источниками  формирования содержания  образования выступают те объекты или обстоятельства, содержание которых в том или ином аспекте становится содержанием образования.

Источниками конструирования  содержания образования, отражающими  сущность профильного обучения, являются:

проблемы предметных  областей наук;

тексты, отражающие специфику  выбранного профиля;

различные виды профессиональной деятельности, соответствующие выбранному профилю;

видео, аудио материалы, соответствующие  профилю;

СМИ, Интернет.

Для понимания особенностей конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении нами было рассмотрено понятие «учебный предмет» и его структура. Учебный  предмет есть средство реализации содержания образования, средство передачи его  с помощью педагогической инструментовки. По мнению Л.Я. Зориной, один и тот  же учебный предмет имеет несколько  целей: сформировать систему знаний и умений, мировоззрение, ценностные ориентации учащихся. При этом одна из целей является приоритетной, она  и определяет ведущий компонент  содержания обучения. Все учебные  предметы, можно разделить на следующие  типы:

с ведущим компонентом  «научные знания»;

с ведущим компонентом  «способы деятельности»;

с ведущим компонентом  «эстетическое воспитание»;

смешанный вариант, когда  ядро включает два компонента.    

Возможности формирования опыта  творческой деятельности учащихся представлены в каждом из вариантов ядра. Для  нашего исследования данный вывод является значимым, так как он определяет возможность развития опыта творческой деятельности учащихся через содержание любого элективного курса, независимо от образовательной области.

В условиях профильного обучения, при конструировании содержания элективных курсов, в контексте настоящего исследования, значимой является концепция, разработанная И.И. Ильясовым и  Н.А. Галатенко. Авторы предлагают структурировать  учебный материал на основе выделения  в познавательной деятельности четырех  основных, взаимосвязанных вида умений:

умения решать типовые  предметные задачи с применением  знаний по дисциплине (типовые умения);

умения осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);

умения решать нестандартные  задачи с использованием знаний по учебной дисциплине (творческие умения);

умения осуществлять общие  приемы учебной работы (учебные умения).

Соотнеся представленные умения учащихся с компонентами базисного  учебного плана в профильном обучении, представляется возможным определить логику взаимосвязи между компонентами базисного учебного плана. На наш  взгляд, первые две группы задач  целесообразно решать на базовых  и профильных курсах, а вторые две  группы задач необходимо использовать при конструировании содержания элективных курсах, тем самым осуществляя  преемственность содержания профильного  и школьного компонентов базисного  учебного плана. Данная логика исследования подтверждается концепциями, разработанными Л.Я. Зориной и И.И. Ильясовым и  Н.А. Галатенко. На основании этих концепций  можно сделать вывод о том, что  ведущим компонентом конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении является опыт творческой деятельности учащихся.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории, как объект экотуризма