Особенности правового режима земель, относящихся к особо охраняемым территориям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

«До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов.

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Земельное право

по теме: Особенности правового режима земель, 
относящихся к особо охраняемым территориям

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Специальность Национальная экономика

Группа ЭПБ-10Асб

Ф.И.О Шамсиярова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Вариант 9

Особенности правового режима земель, 
относящихся к особо охраняемым территориям.

 
1. Понятие и виды особо охраняемых  территорий.

«До недавнего времени  термин «особо охраняемые природные  территории не употреблялся ни в специальной  литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности)». Б.В. Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли. Наиболее точное и в большей степени юридическое раскрытие термина «особо охраняемые территории» предлагает В.В. Петров, выводя элементы системы «особо охраняемых территорий» непосредственно из Земельного Кодекса РСФСР и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и подводит итог, говоря, что сейчас «… все земли, связанные с особой охраной территории, получают название особо охраняемые земли». В разделе VI Земельного Кодекса РСФСР говорится о землях природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В ст. ст. 89-93 Земельного Кодекса даются общие положения касательно каждого из видов особо охраняемых территорий. Однако наибольшую конкретизацию особо охраняемые территории получили в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. и Законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г. В преамбуле последнего акта прямо дается определение особо охраняемых природных территорий. На основании ст. ст. 60 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (далее Закона) к особо охраняемым территориям относится природно-заповедный фонд РФ, состоящий из государственных природных заповедников, включая биосферные заповедники, заказников, национальных природных парков, памятников природы. В соответствии со ст. 61 Закона государственные природные заповедники это изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных. В ст. 62 Закона дается дефиниция государственного заказника, под которым понимается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов. «В отличие от заповедников, где охраняется весь природный комплекс, в заказниках временно или постоянно охраняются отдельные элементы природного комплекса». Под национальными парками понимаются изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения (ст. 63 Закона). Памятниками природы на основании ст. 64 Закона признаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. Перечень особо охраняемых природных территорий, данный в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» не является исчерпывающим, с появлением в феврале 1995 г. Закона «Об особо охраняемых природных территориях» этот список пополнился природными парками, дендрологическими и ботаническими садами. Это явление вполне объяснимо: «нынешний этап характеризуется рождением большого числа разнообразных категорий природных комплексов и объектов как естественного, так и искусственного происхождения, требующих особой охраны со стороны государства. … В дальнейшем изучение социальных аспектов природоохранной деятельности убедило в том, что обществу необходимы различные особо охраняемые объекты. Об этом свидетельствует практика: выделяются особо охраняемые объекты культурно-исторического и рекреационного характера и т.д.». И в заключение данной части курсовой работы я хотела бы обозначить общие черты особо охраняемых территорий, то есть общие признаки, по которым происходило объединение в группу «особо охраняемые территории». Во-первых, к числу таких признаков относится общность цели, понимаемая как «сохранение в естественном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны территорий (природных комплексов) со всей совокупностью их компонентов …». Это общая цель не самих особо охраняемых природных территорий, так как сами по себе они цели иметь никакой не могут, а цель их создания. В зависимости от того или иного вида особо охраняемой природной территории общая цель получает детализацию. Так, для заповедников такой «дополнительной» целью будет изучение в них естественного течения природных процессов и явлений и разработки научных основ охраны природы; для заказников сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных или нескольких компонентов природы и поддержание общего экологического баланса; для национальных парков сохранение природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и использование их в рекреационных, просветительных и иных культурных целях; для памятников природы сохранение в естественном состоянии уникальных или типичных, ценных в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении объектов природы. Ключевым словом в определении цели является сохранение природных комплексов особо охраняемых территорий. Во-вторых, общий момент это «изъятие рассматриваемых природных комплексов и объектов из хозяйственной эксплуатации». Однако для каждой из категорий характерна какая-либо специфика, это и выделяет отдельный элемент из целостной системы и этим характеризующим признаком будет правовой режим отдельно взятой территории, который я рассмотрю в следующих четырех частях курсовой работы.

2. Правовой режим заповедников  и заказников.

Правововой режим территорий заповедников «… характеризуется установлением в отношении их жестких запретительных требований. На их территории полностью запрещается хозяйственное использование природных ресурсов. Производство изысканий в заповедниках разрешается только в связи с планами научно-исследовательских работ. Заповедник закрытая для свободного доступа территория. … Посещение заповедника допускается по разрешению его администрации».

В соответствии со ст. 7 Закона «Об особо охраняемых природных  территориях» на государственные заповедники  возлагаются следующие задачи:

  1. Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  2. Организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;
  3. Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
  4. Экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
  5. Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Согласно п. 3 Положения  о государственных природных  заповедниках, «Государственный природный  заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территории заповедника к объектам федеральной собственности и по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». «Сам процесс проектирования заповедников разделяется на три основных этапа подготовительный, полевой и камеральный. Первоначально уточняется расположение объекта исследований, проводятся предварительные согласования, формируется проектно-изыскательская партия. … По прибытии проектной партии на место полевых работ проводятся специальные совещания …, в результате которых уточняется район полевых работ и месторасположения будущего заповедника. … Особое значение имеет выбор границ организуемого заповедника. Всякое их изменение в будущем крайне нежелательно, поэтому к определению заповедной территории следует подходить как можно более тщательно». На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, установленному в положении о нем. Таким образом, «хозяйственное использование природы в заповедниках запрещается не на определенный срок, а постоянно. Это обусловлено основной целью заповедника сохранением на продолжительное время, возможно на века, естественного состояния природного комплекса без вмешательства человека для изучения происходящих в природе изменений». Особенность правового режима заповедника состоит в том, что он может быть корректирован в части, не противоречащей основной цели, применительно к конкретному заповеднику. Так, п. 14 Положения о государственных природных заповедниках говорит, что на некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике могут быть разрешены: организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками, а также гражданами, постоянно проживающими на его территории для личного потребления (без права продажи) и т.д. На территориях заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям государственных органов, в ведении которых находятся заповедники. Понятие «научные цели» не нуждается в дополнительном разъяснении, чего не скажешь о «регуляционных целях». На основании п. 2.1. Положения о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях под регуляционными мероприятиями понимаются «научно обоснованные действия, предпринимаемые заповедниками для изменения или сохранения численности отдельных биологических видов, сохранения и восстановления структуры природных экосистем, обеспечения на заповедных территориях экологического баланса и естественного хода природных процессов и явлений». Государственные природные заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета. Что касается государственных природных заказников, то одна из особенностей их правового режима отмечена еще в первой части курсовой работы, а, во-вторых, заказники создаются в более узких целях, обозначенных в Типовом Положении о государственных природных заказниках в РФ, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33. На основании п. 5 Типового Положения к целям создания заказника относятся: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса. Коренное отличие правового режима заказников от правового режима заповедников заключается в том, что «на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде» (п. 12 Типового Положения). Именно эта возможность «частично или временно» определяет особый правовой режим заказников. «Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ. Они могут иметь различный профиль: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими, … предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных …; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими …, предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и комплексов неживой природы». Подчиненность и порядок финансирования заказников федерального, регионального значения и субъектов РФ определяется органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. И еще необходимо заметить, что в соответствии с п. 3 Типового Положения и п. 2 Общего Положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.01.1993 г. заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории заповедников и национальных парков.

3. Правовой режим национальных  и природных парков.

Правовой режим национальных и природных парков законодательно определен в ряде специальных  нормативных актов, среди которых  можно выделить Положение о национальных природных парках, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769 и Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926. Разделение национальных природных парков на национальные и природные парки произведено в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В первой части курсовой работы уже дано определение национальных парков, под природными же парками на основании ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» понимаются «природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях». Можно сказать, что «национальными, природными парками объявляются изъятые из хозяйственного использования значительные по площади, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения». Круг задач, учитываемый при создании национальных парков намного шире, чем круг задач, стоящих перед природными парками. Так, задачами национальных парков являются:

  1. Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  2. Сохранение историко-культурных объектов;
  3. Экологическое просвещение населения;
  4. Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
  5. Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  6. Осуществление экологического мониторинга;
  7. Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

На природные парки  возлагаются задачи по сохранению природной  среды и природных ландшафтов, созданию условий для отдыха и сохранению рекреационных ресурсов, а также по разработке и внедрению эффективных методов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. Порядок образования национальных парков отличен от образования природных парков. Ст. 14 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» говорит, что национальные парки образуются постановлением Правительства РФ, в то время как решение об образовании природных парков могут принимать органы государственной власти субъектов РФ. Национальные и природные парки являются некоммерческими организациями. Однако национальные парки финансируются из средств федерального бюджета, а природные из средств бюджета субъекта РФ. На территории парков может быть предусмотрен дифференцированный режим правовой охраны, подразумевающий выделение отдельных зон в составе единого национального или природного парка. Закон «Об особо охраняемых территориях» не содержит подобного исчерпывающего перечня зон для природных парков, однако использует словосочетание «и иные функциональные зоны», что предоставляет возможность расширительного толкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зоны национальных парков в плоскость природных парков. «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачных участков и т.д. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры». В ч. 4 ст. 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» говорится, что в отдельных случаях в границах национальных парках могут находиться участки других пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельности этих собственников не должны противоречить целям, в связи с которыми организуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения появляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работ, способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов и объектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил, выполнение других требований, установленных правилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции. Итак, «правовое положение национального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач». Дуализм проявляется и в правовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки это территории, отведенные под национальный или природный парк, и охранные зоны, расположенные за его границами.

4. Правовой режим памятников  природы.

Памятниками природы  считаются отдельные уникальные природные объекты и природные  комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, экологическое значение и нуждаются в особой охране. В зависимости от значения природные объекты объявляются памятниками природы федерального, республиканского, областного, краевого и местного значения. «В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы. Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья, кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение». Основной целью объявления природных образований памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно-просветительских и эстетических целей. Для этого на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая его сохранению, приводящая к деградации или изменению первозданного вида ландшафта, состава фауны и флоры. Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области охраны памятников природы, являются Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утвержденное Приказом Минприроды от 25.01.1993 г. № 15 и Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. В соответствии с п. 2 Положения о памятниках природы к ним не могут быть отнесены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов уже объявленных памятниками природы. Если ранее я говорила о многозадачности создания заповедников, заказников, национальных и природных парков, то, рассматривая памятники природы, можно указать их не единственную, но основную и законодательно определенную цель это сохранение памятников природы в их естественном состоянии. Сама цель их создания является особенностью правового режима памятников природы, так как она представляет собой внутреннюю направленность и обусловлена самим существованием памятника природы, а никак не желанием создать такой памятник. На мой взгляд, в отличие от вышеуказанных категорий особо охраняемых земель, создание памятника природы это его законодательное закрепление, а сам памятник не создается, он объективно существует. К памятникам природы относятся участки суши и пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, участки с преобладанием культурного ландшафта (древние копи, старинные парки), эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, каровые поля, группы пещер, гигантские наледи и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.). Частью правового режима памятников природы является также и то, что органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства и паспорта осуществляются Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Памятники природы полностью изымаются из хозяйственного использования. «Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.)». Итак, подводя итог этой части курсовой работы, следует отметить важные особенности правового режима самих памятников природы, которые выражаются в том, что, во-первых, памятники природы имеют различный правовой статус в зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности и подразделяются на памятники федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения; во-вторых, каждый памятник удостоверяется особым правовым документом паспортом, в котором закрепляются правила содержания памятника; в-третьих, каждый памятник обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными на карту пользователей земли; в-четвертых, на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности. Общим в правовом режиме особо охраняемых природных территорий вообще является то, что землепользователи, если таковые могут быть с в силу закона, на участках которых находятся памятники природы принимают на себя обязательства по обеспечению их охраны.

Задачи.

     Задача 1. Областной комитет по охране окружающей среды обратился в арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил:

  1. признать действия фермера по вырубке дикорастущих деревьев на его земельном участке недействительными, так как их отсутствие ухудшает состояние окружающей природной среды на соседних участках;
  2. возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящегося на фермерском участке.

     Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке, и расположенный на земельном участке водоем находятся в его частной собственности, и он вправе распоряжаться этой недвижимостью.

     Подготовьте  проект решения арбитражного  суда.

     Может ли  повлиять на решение арбитражного  суда факт отнесения деревьев  к редким или исчезающим видам,  занесением их в Красные книги различных уровней, а принадлежность водоема – к источникам питьевого водопользования?

     В ст. 36 Конституции  РФ сказано, что "владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляется  их собственниками свободно, если  это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Если вырубка дикорастущих деревьев на участке фермера С. наносит вред окружающей среде (например, приводит к эрозии земель), что соответственно приводит к нарушению прав законных интересов, например, фермеров соседних земельных участков, то право вырубки таких деревьев может быть ограничено или запрещено. Применительно к водоему, который не является собственностью фермера С., действует иное правило. В соответствии со ст. 56 ВК РФ загрязнение и засорение водоемов, в том числе путем сброса в них отходов производства и потребления, запрещаются. Невыполнение данной императивной нормы влечет привлечение к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, а также имущественной ответственности на основании ст. 77 Закона об охране окружающей среды. Таким образом, проект решения арбитражного суда может выглядеть следующим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. С., являясь собственником земельного участка и собственником растущих на нем растений, вправе осуществлять право пользования и распоряжения ими по своему усмотрению. Вместе с тем, поскольку материалами дела подтверждается факт применения вреда окружающей среде и нарушения прав и законных интересов собственников соседних земельных участков, действия С. по вырубке деревьев являются противоправными. Загрязняя водный объект, расположенный на земельном участке, принадлежащим С., последний нарушает требования Водного кодекса РФ, в частности положения ст. 56 ВК РФ, запрещающей загрязнение и засорение водоемов. На основании изложенного суд постановил: исковые требования областного комитета по охране окружающей среды удовлетворить; запретить С. вырубку деревьев на своем земельном участке; обязать С. возместить вред, причиненный окружающей среды, вызванный загрязнением водоема. Повлиять на решение арбитражного суда факт отнесения деревьев к редким или исчезающим видам, с занесением их в Красные книги различных уровней, а принадлежность водоема к источникам питьевого водопользования в целом не способно, поскольку С. в любом случае нарушил правила природопользования и его действия являются противоправными. Отметим лишь, что если бы С. осуществлял вырубку редких или исчезающих видов деревьев не требовалось бы доказательства нарушения прав и законных интересов третьих лиц, поскольку уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений образует самостоятельный вид правонарушения, предусмотренный ст. 8.35 КоАП РФ.

Информация о работе Особенности правового режима земель, относящихся к особо охраняемым территориям