Охрана земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является всестороннее изучение всех аспектов охраны земель населенных пунктов:
1. Понятие охраны земель населенных пунктов.
2. Направления охраны окружающей среды населенных пунктов.
3. Особенности охраны окружающей среды градостроительно-правовыми средствами
4. Правовое регулирование охраны земель населенных пунктов при осуществлении отдельных видов деятельности.
5. Правовая охрана зеленого фонда населенных пунктов.
6. Охрана земель населенных пунктов с особым эколого-правовым статусом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие охраны земель населенных пунктов…………………… 3
Глава 2. Направления охраны окружающей среды населенных пунктов. 7
2.1 Классификация мероприятий по охране окружающей среды населенных пунктов………………………………………………………….................... 7
2.2 Особенности охраны окружающей среды населенных пунктов градо-строительно-правовыми средствами……………………………………… 8
2.3 Правовое регулирование охраны земель населенных пунктов при осуществлении отдельных видов деятельности ………………………………... 9
2.4 Правовая охрана зеленого фонда населенных пунктов……………… 14 2.5 Охрана земель населенных пунктов с особым эколого-правовым статусом ………………………………………………………………………….. 18

Заключение…………………………………………………………………. 29
Список литературы …………………………………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Анисимов А. П. Актуальные проблемы правового режима земель насел.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

На территории национального парка в расположенных в его границах населенных пунктах могут быть введены определенные ограничения на застройку территории (в случае, если соответствующая функциональная зона предусматривает размещение иных объектов). Обязательно вводятся запреты  на  предоставление садовых и дачных участков, а также строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. С дирекцией национального парка должны согласовываться любые строительные мероприятия (расширение, строительство новых объектов и т.д.) на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Более подробно такие вопросы могут регулироваться Положением о конкретном национальном парке. Вокруг национального парка создаются охранные зоны, в которых права собственников, владельцев, пользователей земельных участков могут быть также ограничены.

Таким образом, создание ООПТ в границах городского или сельского населенного пункта ведет к установлению на этой территории определенного эколого-правового режима, сочетающего экологические, земельные и градостроительные характеристики. Общий смысл такого режима заключается в установлении ограничений по застройке (градостроительное законодательство), хозяйственному использованию (экологическое законодательство), приобретению прав на землю, оборотоспособности земельных участков, которым придан статус ООПТ и их охранных зон (земельное законодательство).

Совершенно иную специфику  имеет придание части населенного  пункта или территории с расположенными на ней несколькими населенными пунктами  другой разновидности особого эколого-правового режима территории - статуса зоны экологического бедствия. Смысл создания данной зоны заключается в восстановлении деградировавших экологических систем и значительному ограничению хозяйственной деятельности.

Правовой статус ООПТ и зон экологического бедствия обладает рядом схожих и отличных черт. Сходство правового статуса ООПТ и зон экологического бедствия состоит в том, что совершение деяния на их территории является квалифицирующим признаком в ряде составов УК РФ (например, см. ч.2 ст. 250 УК РФ). Одинаковы и цели установления особого статуса территории – обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Существенные отличия между этими территориями в задачах, стоящих перед ними. ООПТ создаются для полной или частичной консервации отдельных экосистем для настоящего и будущих поколений и изучения уникальных природных территорий; зоны экологического бедствия - для восстановления нарушенных экосистем. В связи с этим, доступ иностранных граждан в пределы особо охраняемых природных территорий не запрещен (и даже поощряется), в то время как для въезда в зону экологического бедствия им необходимо специальное разрешение.5

Увеличению потребности в образовании зон экологического бедствия как важнейшего направления охраны окружающей среды способствует тот факт, что состояние природы России продолжает оставаться напряженным. В настоящее время площадь экологически неблагополучных районов составляет 2 миллиона квадратных километров, что равняется 10-15 % всего земельного фонда России. На этих территориях примерно в 300 населенных пунктах (включая такие крупные города, как Уфа и Нижний Новгород) проживает около 60 млн. человек, а примерно треть заболеваний их жителей обусловлена экологическими факторами. Почти во всех российских городах с населением свыше 1 млн. человек экологическое неблагополучие оценивается как «наиболее высокое» и «очень высокое». Не менее 60% городов с населением 0,5-1 млн. человек характеризуются острой экологической ситуацией.6

В то же время, в состав критериев, служащих основанием для  отнесения какой-либо территории к  зоне экологического бедствия, представляется нецелесообразным включать лишь исключительно показатели здоровья населения, поскольку далеко не всегда представляется возможным однозначно указать причину плохого состояния здоровья населения, воздействие на которое оказывают и иные, неэкологические факторы (алкоголизм, некачественное питание и т.д.). Следовательно, показателей качества окружающей среды вполне достаточно для получения объективного критерия отнесения территории к разряду зон экологического бедствия.7

Зоны экологического бедствия - это такие участки территории России, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Существует ряд объективных причин, тормозящих как ранее, так и сейчас процесс объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия:

Во-первых, это отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, содержащего четкое правовое регулирование механизма создания таких зон и особенностей правового статуса этих территорий;

Во-вторых, оздоровление неблагополучных территорий должно предположительно происходить, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, а также средств непосредственных виновников деградации окружающей среды. Однако представительные органы власти всех уровней, и, в первую очередь Государственная Дума Федерального Собрания РФ не стремятся предусматривать в бюджетах дополнительные статьи расходов, которые будут весьма значительны.

В-третьих, неясны правовые последствия придания территории статуса  зоны экологического бедствия. Закон  РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. лишь наметил контуры механизма оздоровления зон экологического неблагополучия, но закон о них не был принят. Не содержит соответствующих правовых норм и новый Закон об охране окружающей среды. Поэтому до сих пор ни одной территории не придан статус зоны экологического бедствия. Практика охраны окружающей среды на таких экологически неблагополучных территориях пошла тремя путями.

Во-первых, путем принятия постановлений Правительства РФ о разработке специальной федеральной целевой программы восстановления определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой или установлением перечня первоочередных мероприятий .

Во-вторых, путем разработки специальной экологической программы  по  реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемой за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов.

В-третьих, наряду с принятием  указанных программ, социальная защита граждан, пострадавших от экологических  катастроф, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г., который распространяет свое действие на территории, пострадавшие от аварии и подвергшиеся радиационному загрязнению. В рамках этих территорий выделяются зоны с особым правовым режимом, что влечет ряд юридических последствий. Так, ограничивается или запрещается деятельность, отрицательно влияющая на состояние окружающей среды; в административном (а не судебном) порядке назначаются социальные пособия и компенсации пострадавшим за вред, причиненный катастрофой и т.д.

Таким образом, фактически  (по правовым последствиям) часть территории страны, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является зоной экологического неблагополучия (зоной экологического бедствия), однако юридически указанный в законе «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. статус на нее не был распространен. Наиболее перспективным путем решения этой сложной и запутанной проблемы является принятие Федерального закона о зонах экологического бедствия.

Также, следует обратить внимание не только на региональный или федеральный государственный уровень проблем создания экологически неблагополучных территорий, но и на необходимость расширения международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Дело в том, что возникновение в отдельно взятом населенном пункте, регионе или целом государстве экологически неблагополучных зон может быть связано с действиями других государств, примером чему может служить война в Ираке весной 2003 г. и связанные с ней экологические последствия для иракских (и не только иракских) городов и агломераций.8 Одним из вариантов снижения таких негативных экологических последствий могла бы быть разработка и внедрение в практику новой категории международного права окружающей среды – «территории экологического бедствия». Такая территория может располагаться в пределах одного или нескольких государств и обладать определенным международным эколого-правовым статусом.

По решению ООН и  по согласованию с соответствующим государством (государствами), а также при участии всего международного сообщества мог бы быть предусмотрен перечень мер по восстановлению деградированных экосистем такого государства. Реальным является и создание механизма финансирования реализации этих программ. Представляется, что государства, обладающие оружием повышенной экологической опасности (взрывные устройства повышенной мощности, боеприпасы, содержащие в себе радиоактивные вещества, боеприпасы зажигательного действия большой площади и т.п.) должны производить финансовые отчисления в специальный фонд, расходуемый на реализацию эколого-восстановительных программ на территории экологического бедствия вне зависимости от национальных границ.

Идеологической мотивировкой к возложению обязательности денежных отчислений этих стран является их повышенная ответственность перед международным сообществом как государств, обладающих оружием повышенной экологической опасности. Реализация такой стратегии позволит нормализовать экологическую ситуацию в любой стране мира, включая Россию. Однако представляется, что создание такого механизма международного сотрудничества в области создания экологически неблагополучных территорий с особым статусом если и возможно в отдаленном будущем, то лишь после отсутствующей пока глубокой теоретической проработки.

 

                                          Заключение

1. Охрана земель населенных пунктов – это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на поддержание и восстановление благоприятного для жизни и здоровья человека качества земель городов и сел как составной и неотъемлемой части окружающей среды, закрепляющих необходимость их рационального использования в качестве места размещения жилых, общественно-деловых, культурно-оздоровительных и иных объектов в интересах обеспечения устойчивого развития населенных пунктов России. 

 Под рациональным использованием земель населенных пунктов следует понимать деятельность по проектированию, строительству (реконструкции), вводу в эксплуатацию, эксплуатации, а также выводу из эксплуатации жилых, промышленных, коммунально-бытовых и иных объектов в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемую с соблюдением градостроительных и технических регламентов, иных нормативных предписаний и мнения населения в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды и устойчивого развития городов и сел. 

2. Охрана окружающей среды в городских и сельских населенных пунктах ведется по нескольким направлениям, приоритетность и содержание которых в конкретном муниципалитете зависит от состояния окружающей среды, экономической ситуации и уровня эколого-правовой культуры соответствующих должностных лиц. В числе таких направлений выделяется: комплексная охрана экологических систем (естественных, трансформированных, модифицированных) городов и сел градостроительно-правовыми средствами; обеспечение соблюдения экологических требований в ходе осуществления повседневной хозяйственной деятельности человека – размещения отходов, строительства, реконструкции жилой и промышленной застройки, эксплуатации промышленных объектов и т.д.; охрана городских природных ресурсов – земель (почв), вод, недр, атмосферного воздуха, животного мира, зеленых насаждений (включая городские леса); охрана окружающей среды населенных пунктов, в границах которых находятся особо охраняемые природные территории или зоны экологического бедствия (либо населенный пункт полностью располагается в границах таких территорий и зон).

3.В процессе экологизации экологические требования трансформируются в правовые нормы, которые определяют границы поведения субъектов права в их отношениях, связанных с воздействием на окружающую природную среду, и выражают меру допустимого воздействия.

4. Существует ряд способов минимизировать негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности в городах на окружающую среду, и, как следствие, воздействие неблагоприятной окружающей среды городов на здоровье населения. В числе таких требований главное место занимают экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных городских хозяйственных объектов, а также требования к размещению отходов производства и потребления. Указанные требования при осуществлении любой экологически вредной деятельности в городах на любой стадии организации производства можно подразделить на три группы: общие, дополнительные и специальные.

5. Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов - это совокупность городских лесов и зеленых зон, расположенных на землях населенных пунктов и выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду населенных пунктов и поддержание там экологического баланса.

Городские леса – это совокупность лесных и иных зеленых насаждений, расположенных в границах лесничеств и лесопарков населенных пунктов, для которых лесохозяйственным регламентом установлен режим особой охраны в целях сохранения ландшафтов, растительного и животного мира, окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха и спорта населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии.

Под зелеными зонами следует понимать часть озелененной территории городского или сельского населенного пункта (бульвары, парки, скверы и т.д.), не входящую в состав городских лесов и занятую совокупностью зеленых насаждений, включая древесно-кустарниковые, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения.

6. Одним из элементов правового режима земель населенных пунктов является придание населенному пункту либо его части особого эколого-правового статуса. Данный статус включает в себя две разновидности. Первая касается земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, в связи с чем не подлежат использованию (ограничиваются в использовании) в качестве места размещения жилых, общественно-деловых и иных зданий и сооружений по причине несоответствия установленным законодательством требованиям. Такие земли могут переводиться в земли запаса для их консервации. Другая разновидность данного направления охраны земель предполагает установление особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ. В обоих случаях выявление таких «нестандартных» земельных участков в составе земель населенных пунктов может потребовать как проведения ряда единовременных природоохранных мероприятий, так и повлечь придание территории особого эколого-правового статуса, с отражением этих изменений в документах государственного кадастра недвижимости и документах государственной регистрации прав на землю, а также возложением на правообладателей таких участков ряда обязанностей и ограничений.

Информация о работе Охрана земель населенных пунктов