Правовое положение земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Такова общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села. Важность четкого и недвусмысленного определения правового режима земель населенных пунктов очевидна, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений. Цель работы – анализ правового положения земель населенных пунктов.
Объект исследования – правовое положение земель населенных пунктов.
Предмет исследования – понятие и состав земель населенных пунктов, зонирование территорий, пригородные зоны и их правовой режим.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации …….. 5
2. Границы населенных пунктов и проблемы их изменения ………….... 9
3. Понятие правового режима земель населенных пунктов ………….... 12
4. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия …………………………………………………….. 14
Заключение ……………………………………………………………….... 16
Задачи ………………………………………………………………………. 17
Список использованных источников ……………………………………..

Файлы: 1 файл

земельное.docx

— 35.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………... 3

    1. Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации …….. 5
    2. Границы населенных пунктов и проблемы их изменения ………….... 9
    3. Понятие правового режима земель населенных пунктов ………….... 12
    4. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия …………………………………………………….. 14

Заключение  ……………………………………………………………….... 16

Задачи ………………………………………………………………………. 17

Список использованных источников …………………………………….. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе рассматривается тема «Правовое положение земель населенных пунктов». Правовой режим земель населенных пунктов (поселений) определяется ст.ст. 83-86 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее ЗК РФ), а также другими федеральными законами: в части обеспечения рационального использования городской территории для нужд строительства – Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения экологических требований – Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В целом названное законодательство и дополняющие его федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации направлены на решение комплекса задач в интересах всех проживающих на территории поселений людей. К этим общим задачам относятся: территориальная организация расселения, оптимальное размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем; рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов; развитие санаторно–курортных и других рекреационных территорий в границах поселений и прилегающих к ним зонах; сохранение, восстановление и защита историко–культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Такова  общая концепция использования  и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села. Важность четкого и недвусмысленного определения правового режима земель населенных пунктов очевидна, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.

Цель  работы – анализ правового положения земель населенных пунктов.

Объект исследования – правовое положение земель населенных пунктов.

Предмет исследования – понятие и состав земель населенных пунктов, зонирование территорий, пригородные зоны и их правовой режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации

 

Термин  «населенный пункт» (поселение) имеет широкое толкование в литературе. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под поселением понимается «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». В свою очередь, населенным пунктом является «общее название мест, где живут люди (город, деревня, поселок и т. п.)».1 Ряд авторов предлагает понимать под поселением «место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди».2 По мнению других исследователей, населенный пункт – это «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилье, административные и хозяйственные постройки».3 Таким образом, понятия «поселение» и «населенный пункт» практически совпадают.

До недавнего  времени федеральное законодательство не раскрывало понятия «населенный пункт», а также не устанавливало (и не устанавливает) административно–территориальное устройство и порядок его изменения в субъектах РФ. Причиной этого является отнесение Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросов административно–территориального устройства к числу полномочий законодательного органа субъекта РФ. Из этого, в свою очередь, вытекает проблема соотношения понятия «муниципальное образование» с понятием «административно–территориальная единица».4 Муниципальное образование «может быть, а может и не быть административно–территориальной единицей, а одно лишь наличие административно–территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления».5

Границы, в которых осуществляется местное  самоуправление, не всегда могут совпадать  с границами административно–территориальных единиц, поэтому следует различать понятия «территория населенного пункта» и «территория муниципального образования». На территории населенного пункта может находиться одно муниципальное образование («городской округ»), и тогда эти понятия совпадают, но могут находиться и несколько муниципальных образований («внутригородских территорий»), либо несколько населенных пунктов входить в состав одного муниципального образования («сельского поселения»). Тогда у этих понятий разная смысловая нагрузка.

В законах  субъектах РФ классификация населенных пунктов на ряд видов осуществляется сегодня в рамках административно–территориального устройства. Законодательство большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время различает города (областного (краевого, республиканского) и районного значения либо без такой конкретизации); рабочие поселки (поселки городского типа), дачные и курортные поселки; сельские населенные пункты (село, деревня, станица, хутор, сельский поселок и т.д.).

Под городским  населенным пунктом в законах  большинства субъектов Российской Федерации понимается поселение, которое, исходя из численности населения, характера  занятий большинства его жителей, отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных и дачных поселков. Так, например, в Брянской области под городским поселением понимается населенный пункт, который, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения, отнесен в установленном законодательством порядке к категориям городов или поселков. Отмечаются и особенности правового положения областного центра. См.: Закон Брянской области от 5 июня 1997 г. «Об административно–территориальном устройстве Брянской области».

К городам  областного значения региональные законы относят населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и численность населения от 25 000 человек и более. См., например: ст.1 Закона Волгоградской области от 7 октября 1997 г. № 139–ОД «Об административно–территориальном устройстве Волгоградской области». Статус городов районного значения может быть присвоен городским населенным пунктам с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых не менее 85 процентов должны составлять рабочие, служащие (члены их семей), являющимся промышленными и культурными центрами. См. подробнее об этом: ст. 12.5 Закона Ярославской области «Об административно–территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» от 7 февраля 2002 г.

К рабочим  поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения не менее 3 000 человек, на территории которых имеются промышленные предприятия, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного населения. См. например: ст.4 Закона Астраханской области от 4 октября 2006 г. № 67/2006–ОЗ «Об административно–территориальном устройстве Астраханской области».

Курортные поселки – населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее двух тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти населенные пункты составляет не менее 50 процентов от количества постоянно проживающего населения. Дачные поселки – населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве мест летнего отдыха. См. подробнее об этом: ст.9 Закона Тюменской области «Об административно–территориальном устройстве Тюменской области» от 4 ноября 1996 г.

По общему правилу, дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения  постоянно проживает в них. По причине небольшой численности населения, иногда такие поселки не включают в перечни населенных пунктов муниципального образования, что влечет за собой ряд серьезных гражданско–правовых последствий (например, отказ в государственной регистрации прав на земельные участки, как это случилось с одной из собственниц земельного участка в дачном поселке Старых большевиков Наро–Фоминского района).6

Сельским  населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, расположенный в сельской местности, который не отнесен к  категории городских населенных пунктов, и жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. В ряде субъектов РФ проведена следующая градация таких населенных пунктов: поселок – крупный, большой и средний сельский населенный пункт; село – большой, средний и малый сельский населенный пункт; поселок железнодорожной станции – крупный, большой и средний сельский населенный пункт, расположенный вблизи железнодорожной станции; хутор – средний и малый сельский населенный пункт.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Границы населенных пунктов и проблемы их изменения

 

В соответствии с действующим земельным законодательством, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы  городских, сельских населенных пунктов  не могут пересекать границы муниципальных  образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных  участков, предоставленных гражданам  или юридическим лицам (ст.83 ЗК РФ).

Существует  ряд проблем в сфере изменения  границ населенных пунктов по действующему законодательству:

а) граждане и юридические лица, земельные  участки которых включаются в границы населенного пункта (города), будут платить земельный налог по более высокой ставке. Как известно, ставка земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка; включение сельскохозяйственного земельного участка в границы города влечет изменение вида его разрешенного использования, и, соответственно, кадастровой стоимости.

Увеличение  ставки земельного налога отдельным  категориям граждан и юридических  лиц есть ухудшение имущественного положения названных субъектов, которое налагается на них при полном отсутствии их вины, причем никаких компенсаций расходов, возникших у названных субъектов, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому обычно не дает никакого результата их обращение в суд (арбитражный суд). Можно возразить, что рыночная стоимость такого земельного участка при включении его в границы города возрастает, однако правовое значение это имеет только для собственника и при осуществлении сделок с земельным участком, что является правом, а не обязанностью в отличие от уплаты земельного налога.

б) действующее  законодательство не требует разработки социально–экономических обоснований изменения границ населенного пункта, их опубликования и обсуждения в открытой печати, обязательность работы местных органов по этому вопросу с населением. Население не воспринимает предложения по изменению границ города как благо, а склонно рассматривать такие намерения как удовлетворение политических амбиций «сильных» соседей. В итоге существующий опыт учета мнения населения по вопросу изменения границ городов показывает, что это мнение всегда отрицательное.

в) нуждается  в уточнении используемая законодателем  терминология, определяющая состав земель населенного пункта и земель, расположенных  за границами населенного пункта. Так, согласно п.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования…» и т.д., то есть земли общего пользования могут существовать за границами населенного пункта. Согласно и старому ЗК РСФСР, и п. 12 ст. 85 действующего ЗК РФ, земли общего пользования входят в состав категории земель населенных пунктов. За границами городского или сельского населенного пункта располагаются земли сельскохозяйственного назначения, либо земельные участки, принадлежащие к иной категории земель в земельном фонде Российской Федерации (например, земли особо охраняемых территорий и объектов или земли лесного фонда).

Информация о работе Правовое положение земель населенных пунктов